Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета»

Seasons of lifeКультура

Цветная эволюция

Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета», который поставил испанский хореограф Хуанхо Аркес. Его вдохновила картина художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя: цвета и оттенки картины переданы через танец и ткань.

Текст Залина Кантемирова
Фото пресс-материалы

Я очень удивилась, когда услышала, что вы решили сделать балет, вдохновившись конструктивистской картиной. Вы просто увидели картину и подумали: «Ух ты, это будет круто?»

Мы придумали эту идею вместе с драматургом Фабьен Вегт. Я сказал: «Хочу сделать балет, который бы длился полный вечер, но хочу играть с цветом, а не с историей». Возникла идея картины. Мы выбрали «Танец» Матисса с очень богатым цветом. Потом подумали, что Матисс, конечно, интересен, но надо подумать еще. Я упомянул конструктивизм, русский авангард, и мы начали искать картины из этого периода, например, Кандинского. Но все это было слишком взрывное, а нам было легче работать с картиной, где были более линейно организованные цвета. Так мы и остановились на работе Мохой-Надя. Нужно было найти музыку. Мы послушали много разных симфоний и остановились на Джоне Адамсе. Мне захотелось создать балет, в котором цвет будет взаимодействовать с музыкой. Мне не очень интересно просто иллюстрировать какую‑то историю, которая уже кем‑то рассказана, мне хотелось создать историю из ничего.

Вы не хотели, чтобы в балете был конкретный сюжет?

Да, мне стало интересно создать повествовательный балет из чего‑то абстрактного. Я решил последовать за цветом на картине. На первый взгляд, она выглядит очень простой, но на самом деле там очень много смысловых слоев. Вообще, то что происходит до начала процесса репетиций, как правило, бывает намного сложнее самих репетиций. Я решил внимательно рассматривать картину слева направо, анализируя последовательность цветов: как они появляются на картине и какие между ними отношения. Например, первым слева будет черный — и в начале балета все черное; нет ничего, нет света. Потом появляется серый, потом белый, и мы используем эти цвета на сцене с помощью танцоров, света и декораций. Затем мы изучили символическое значение цветов, какой смысл эти цвета имеют в разных культурах, и попытались найти наиболее мощные смысловые акценты, которые в сочетании с музыкой генерировали бы эмоции. Сама картина, на первый взгляд, не очень выразительная, но когда вы перестаете на нее смотреть, ваш мозг начинает сам вдруг создавать новую, собственную интерпретацию картины, цвета и того, как этот цвет на вас лично влияет. У зрителя возникает личная интерпретация. А это именно то, чего мы хотим добиться. Собственно, поэтому мы и назвали спектакль «Транскрипция цвета».

Мне кажется, что современный балет вообще не очень любит «рассказывать истории», с чем это связано?

Да, концепции сюжетного повествования и абстракции очень далеки друг от друга. Но вариант, когда зрители просто сидят и смотрят, не подключаясь, мне уже неинтересен. В некотором смысле я хочу создать новую форму, чтобы история рождалась из «я не понимаю, о чем он говорит». Это новый способ анализировать и создавать балет, в котором сами зрители ответственны за то, чтобы создавать собственную историю. Наши действия на сцене не будут очевидно показывать, что происходит, как это было бы в сюжетном балете: дело не в сюжете, а в эмоциональном подключении. Мне кажется, в этом смысле наш спектакль будет доступен всем. Я люблю, когда внимание зрителя держится от начала до конца. Мне не нравится, когда зрителям становится скучно и происходит дисконнект, поэтому все должно постоянно двигаться. Конечно, можно привлечь внимание зрителя какими‑то необычно декорированными костюмами или декорациями, но это минут на десять, потом он отвернется и ему все равно станет скучно. Поэтому держать внимание нужно другим. Своим артистам я все время говорю, что они не должны использовать свой «балетный» мозг, а пользоваться своим функциональным мозгом. Если я говорю: «Повернись и посмотри туда», то просто повернись и посмотри туда, не надо поворачиваться, вставать в позицию и потом смотреть, отчего создается чувство отстранения зрителей от сцены. Я хочу, чтобы артисты были сами собой. В России это как раз хорошо работает. Я стараюсь разбудить в них то, что они раньше не испытывали, что еще не развили, — быть более расслабленными на сцене и не играть роль, а скорее быть самими собой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел

Больше 40% людей в России испытывают стресс, связанный с работой

СНОБ
В соцсетях обсуждают победу сборной Хорватии в полуфинале ЧМ-2018 В соцсетях обсуждают победу сборной Хорватии в полуфинале ЧМ-2018

11 июля сборная Хорватия победила команду Англии со счетом 2:1

Esquire
«Меня бесит, когда перебивают» «Меня бесит, когда перебивают»

Почему некоторых людей бесит, когда их перебивают?

Psychologies
Стоящие люди: 10 самых дорогих игроков чемпионата мира — 2018 Стоящие люди: 10 самых дорогих игроков чемпионата мира — 2018

В четвертьфиналах турнира — 6 и 7 июля — сыграют семь футболистов из топ-10

Forbes
Глаз как у орла: 8 элементарных правил здорового зрения (просто и не занудно) Глаз как у орла: 8 элементарных правил здорового зрения (просто и не занудно)

Что имеем — не храним, потерявши — плачем

Playboy
Золотые горы Золотые горы

Как работает казино в новой игорной зоне «Красная Поляна»

Forbes
Skoda Kodiaq: на охоту с медведем Skoda Kodiaq: на охоту с медведем

Большой чешский кроссовер для широкой русской души

Maxim
Кто вы, товарищ Сталин? Кто вы, товарищ Сталин?

В поисках автора главного анонимного Telegram-канала

РБК
12 лучших фильмов для знакомства с киберпанком 12 лучших фильмов для знакомства с киберпанком

Многие мальчики входят в киберпанк через мультики, но мы расскажем о фильмах

Maxim
Дарья Донцова: «Могу полетать на метле» Дарья Донцова: «Могу полетать на метле»

Писательница раскрыла «СтарХиту» секреты крепкого брака

StarHit
Глобус Воланда. Почему США не нужны хорошие отношения с Россией Глобус Воланда. Почему США не нужны хорошие отношения с Россией

Встреча президентов Путина и Трампа продолжает волновать политиков

Forbes
Лучшие шутки о победе сборной России по футболу над Испанией! Лучшие шутки о победе сборной России по футболу над Испанией!

Сегодня полстраны вышло на работу с похмельем

Maxim
Что королева Елизавета II надевала на встречи с американскими президентами Что королева Елизавета II надевала на встречи с американскими президентами

Гарри Трумэн, Джон Кеннеди, Ричард Никсон и другие лидеры

Vogue
Грибной канал: 5 рецептов блюд с лисичками, которые понравятся всем Грибной канал: 5 рецептов блюд с лисичками, которые понравятся всем

Несколько вкусных рецептов с лисичками

Cosmopolitan
Праздник живота Праздник живота

Неочевидные способы приблизить беременность

Glamour
В США снова нашли русскую шпионку, и она снова рыжая! В США снова нашли русскую шпионку, и она снова рыжая!

На смену Анне Чапман пришла Мария Бутина. Кто она такая и в чем ее обвиняют?

Maxim
Без кормовой базы Без кормовой базы

Из-за санкций западные инвестбанки лишились бизнеса в России

Forbes
Люди слова Люди слова

На Гавайях «алоха» — больше чем слово

Вокруг света
Самые идиотские надписи на русском в иностранных фильмах Самые идиотские надписи на русском в иностранных фильмах

Почитай эти дикие сочетания букв и слов и пойми, что ты ничего в них не понял

Maxim
«Даймлеры» Докера: самые красивые «Даймлеры» Докера: самые красивые

Как заказ автомобиля для свадьбы стал началом настоящей мании

Популярная механика
«Счастье» материнства «Счастье» материнства

Почему никто не предупредил, что материнство – это так трудно?

Домашний Очаг
Исход из Лондона: почему Усманов превращает «Мегафон» в непубличную компанию Исход из Лондона: почему Усманов превращает «Мегафон» в непубличную компанию

«Мегафон» уходит с Лондонской биржи и готовится провести делистинг на Московской

Forbes
6 самых бесполезных гаджетов нашего времени 6 самых бесполезных гаджетов нашего времени

Британские журналисты выдали список самых нелепых устройств

Maxim
Вы глубоко ошибаетесь Вы глубоко ошибаетесь

Читательница «Татлера» об орфографии в инстаграмах наших героинь

Tatler
Осторожно, горячо! 16 нереально соблазнительных молодых певиц Осторожно, горячо! 16 нереально соблазнительных молодых певиц

Горячая внешность важна для клипов, для промо и для увеличения числа фанатов

Playboy
Увеличение НДС — ловушка для России Увеличение НДС — ловушка для России

Госдума приняла закон о повышении НДС

СНОБ
Румия стыдится спастись: ей нужна твоя помощь Румия стыдится спастись: ей нужна твоя помощь

Румие Ширяевой 33 года и она стыдится, что у нее острый промиелоцитарный лейкоз

Cosmopolitan
Маск в опасности: как спасти репутацию миллиардера после истории с тайскими детьми Маск в опасности: как спасти репутацию миллиардера после истории с тайскими детьми

Операция по спасению детей в Тайланде завершена

Forbes
Вкус перемен Вкус перемен

Через несколько лет появится еда, которую сейчас сложно назвать съедобной

Вокруг света
8 удивительных фактов о динозаврах 8 удивительных фактов о динозаврах

Теплокровные, пернатые и заботливые — такими были динозавры

Вокруг света
Открыть в приложении