Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета»

Seasons of lifeКультура

Цветная эволюция

Этим летом в театре «Балет Москва» премьера — спектакль «Транскрипция цвета», который поставил испанский хореограф Хуанхо Аркес. Его вдохновила картина художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя: цвета и оттенки картины переданы через танец и ткань.

Текст Залина Кантемирова
Фото пресс-материалы

Я очень удивилась, когда услышала, что вы решили сделать балет, вдохновившись конструктивистской картиной. Вы просто увидели картину и подумали: «Ух ты, это будет круто?»

Мы придумали эту идею вместе с драматургом Фабьен Вегт. Я сказал: «Хочу сделать балет, который бы длился полный вечер, но хочу играть с цветом, а не с историей». Возникла идея картины. Мы выбрали «Танец» Матисса с очень богатым цветом. Потом подумали, что Матисс, конечно, интересен, но надо подумать еще. Я упомянул конструктивизм, русский авангард, и мы начали искать картины из этого периода, например, Кандинского. Но все это было слишком взрывное, а нам было легче работать с картиной, где были более линейно организованные цвета. Так мы и остановились на работе Мохой-Надя. Нужно было найти музыку. Мы послушали много разных симфоний и остановились на Джоне Адамсе. Мне захотелось создать балет, в котором цвет будет взаимодействовать с музыкой. Мне не очень интересно просто иллюстрировать какую‑то историю, которая уже кем‑то рассказана, мне хотелось создать историю из ничего.

Вы не хотели, чтобы в балете был конкретный сюжет?

Да, мне стало интересно создать повествовательный балет из чего‑то абстрактного. Я решил последовать за цветом на картине. На первый взгляд, она выглядит очень простой, но на самом деле там очень много смысловых слоев. Вообще, то что происходит до начала процесса репетиций, как правило, бывает намного сложнее самих репетиций. Я решил внимательно рассматривать картину слева направо, анализируя последовательность цветов: как они появляются на картине и какие между ними отношения. Например, первым слева будет черный — и в начале балета все черное; нет ничего, нет света. Потом появляется серый, потом белый, и мы используем эти цвета на сцене с помощью танцоров, света и декораций. Затем мы изучили символическое значение цветов, какой смысл эти цвета имеют в разных культурах, и попытались найти наиболее мощные смысловые акценты, которые в сочетании с музыкой генерировали бы эмоции. Сама картина, на первый взгляд, не очень выразительная, но когда вы перестаете на нее смотреть, ваш мозг начинает сам вдруг создавать новую, собственную интерпретацию картины, цвета и того, как этот цвет на вас лично влияет. У зрителя возникает личная интерпретация. А это именно то, чего мы хотим добиться. Собственно, поэтому мы и назвали спектакль «Транскрипция цвета».

Мне кажется, что современный балет вообще не очень любит «рассказывать истории», с чем это связано?

Да, концепции сюжетного повествования и абстракции очень далеки друг от друга. Но вариант, когда зрители просто сидят и смотрят, не подключаясь, мне уже неинтересен. В некотором смысле я хочу создать новую форму, чтобы история рождалась из «я не понимаю, о чем он говорит». Это новый способ анализировать и создавать балет, в котором сами зрители ответственны за то, чтобы создавать собственную историю. Наши действия на сцене не будут очевидно показывать, что происходит, как это было бы в сюжетном балете: дело не в сюжете, а в эмоциональном подключении. Мне кажется, в этом смысле наш спектакль будет доступен всем. Я люблю, когда внимание зрителя держится от начала до конца. Мне не нравится, когда зрителям становится скучно и происходит дисконнект, поэтому все должно постоянно двигаться. Конечно, можно привлечь внимание зрителя какими‑то необычно декорированными костюмами или декорациями, но это минут на десять, потом он отвернется и ему все равно станет скучно. Поэтому держать внимание нужно другим. Своим артистам я все время говорю, что они не должны использовать свой «балетный» мозг, а пользоваться своим функциональным мозгом. Если я говорю: «Повернись и посмотри туда», то просто повернись и посмотри туда, не надо поворачиваться, вставать в позицию и потом смотреть, отчего создается чувство отстранения зрителей от сцены. Я хочу, чтобы артисты были сами собой. В России это как раз хорошо работает. Я стараюсь разбудить в них то, что они раньше не испытывали, что еще не развили, — быть более расслабленными на сцене и не играть роль, а скорее быть самими собой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как использовать ноутбук в качестве монитора? Как использовать ноутбук в качестве монитора?

Если вам нужен второй монитор для ПК, в качестве него можно использовать ноутбук

CHIP
Фестиваль-путешествие лаборатории «Человек мира» Фестиваль-путешествие лаборатории «Человек мира»

Фестиваль-путешествие лаборатории «Человека Мира»

Cosmopolitan
Самые дорогие профессии в России — от шеф-повара до нефтяника Самые дорогие профессии в России — от шеф-повара до нефтяника

Самые высокооплачиваемые профессии в России

Playboy
«Мне катастрофически не хватает денег». Правила бизнеса Сергея Галицкого «Мне катастрофически не хватает денег». Правила бизнеса Сергея Галицкого

Правила бизнеса Сергея Галицкого

Forbes
Нанооружие: станет ли Нанооружие: станет ли

Подумаем о реалистичности "серой слизи" или рое микроботов

Популярная механика
«Не ной»: как «безобидные» фразы наносят глубокие раны «Не ной»: как «безобидные» фразы наносят глубокие раны

Какие комментарии наносят самый большой вред?

Psychologies
Все, что вам нужно знать о коллекции Дэппера Дэна для Gucci Все, что вам нужно знать о коллекции Дэппера Дэна для Gucci

Дэппер Дэн без спросу использовал люксовые бренды в 1980‑х

Vogue
Самые популярные в мире туристические места: когда-то и сейчас Самые популярные в мире туристические места: когда-то и сейчас

Найди сотни отличий между этими кадрами и своими отпускными фотографиями!

Maxim
Женщина случайно угнала автомобиль и, не заметив этого, спокойно ездила на нем 2 недели! Женщина случайно угнала автомобиль и, не заметив этого, спокойно ездила на нем 2 недели!

Увлекательная и загадочная история о широте женской души

Maxim
Русские следы спорткаров Porsche Русские следы спорткаров Porsche

Три истории про советское прошлое немецких автомобилей

СНОБ
В едином ритме В едином ритме

В Доминикане никому нет дела, кто ты и откуда. Страна, где каждый день праздник

Вокруг света
Комната смеха Комната смеха

Детская комната — особенная

AD
Карди стимулятор Карди стимулятор

Стриптизерша Карди Би — новая звезда Америки

GQ
Музыка их связала Музыка их связала

Кто и как зарабатывал на любви России к красивой мелодии

Forbes
В двух кликах друг от друга В двух кликах друг от друга

Многие отправляются в виртуальную реальность в поисках счастья. Каковы их шансы?

Psychologies
Как я сама сняла с себя венец безбрачия Как я сама сняла с себя венец безбрачия

Я никогда не думала, что для того, чтобы встретить любовь, я пойду на кладбище

Лиза
Отцы и дети Отцы и дети

Алексей Серебряков делится своими впечатлениями от съемок в фильме «Ван Гоги»

OK!
Почему хочется послать все к черту? Почему хочется послать все к черту?

Это желание иногда накрывает нас с головой

Psychologies
Нечто среднее Нечто среднее

Готовим ребенка к средней школе

Добрые советы
Сломанные судьбы: 4 страшные истории о сексуальном рабстве Сломанные судьбы: 4 страшные истории о сексуальном рабстве

4 страшные истории о сексуальном рабстве

Cosmopolitan
9 симптомов, что вы подошли к переломному моменту в жизни 9 симптомов, что вы подошли к переломному моменту в жизни

Как распознать переломный момент в жизни и поверить в светлое будущее

Psychologies
Как моднице провести эти летние выходные в Москве Как моднице провести эти летние выходные в Москве

Порция хороших способов провести время

Vogue
Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов

В центре исследований и разработок Dyson инженеры заново изобретают пылесос

Популярная механика
Тайная кнопка: всегда ли влиять на других плохо? Тайная кнопка: всегда ли влиять на других плохо?

Всегда ли влиять на других плохо? И как защититься, если потребуется?

Psychologies
10 заблуждений о супружеских изменах 10 заблуждений о супружеских изменах

Cтолкнувшись с изменой, люди уверены, что понимают причины случившегося

Psychologies
Cкайп-терапия: реальная помощь или иллюзия? Cкайп-терапия: реальная помощь или иллюзия?

Виртуальное общение с психологом — насколько это эффективно?

Psychologies
Михаил Елизаров Михаил Елизаров

Михаил Елизаров: Бывает, нагрянешь в родной город

Esquire
Безопасный Эрмитаж Безопасный Эрмитаж

Разговор с начальником службы безопасности Эрмитажа Александром Хожаиновым

Дилетант
Тайны лучших песен Дэвида Гетта Тайны лучших песен Дэвида Гетта

Легенда французской электроники вспоминает работы с Рианной, Sia и другими

Cosmopolitan
Что-что? Итальянские врачи доказали, что Криштиану Роналду всего 20 лет Что-что? Итальянские врачи доказали, что Криштиану Роналду всего 20 лет

Лучший футболист мира прошел медобследование в «Ювентусе»

Maxim
Открыть в приложении