Саббатикал — это маленькая жизнь: как уйти в отпуск на целый год за счет работодателя
7 июня «Сбер» объявил, что его сотрудники теперь смогут брать долгосрочный неоплачиваемый отпуск («саббатикал») сроком от одного до 12 месяцев с сохранением места и должности. Разбираемся, как появился феномен «долгосрочного творческого отпуска» и что под этим подразумевают в разных странах и компаниях
Отдых — это святое
Слово «саббатикал» восходит к еврейскому «шаббат» — так называется священное время, когда верующие должны воздерживаться от работы. Все знают иудейскую традицию соблюдать шаббат по субботам; значительно менее известно, что Книга Левит (входящая в Тору и Ветхий Завет) предписывала земледельцам каждый седьмой год отдыхать от работы на поле.
В Новое время саббатикалы первыми начали вводить у себя университеты, отправляя уставших профессоров в оплачиваемые отпуска на несколько месяцев. Пионером в 1880 году выступил Гарвард. Спустя почти сто лет их примеру последовал бизнес, столкнувшийся с проблемой выгорания сотрудников. Первым программу саббатикалов как длинных отпусков с сохранением в должности предложил в 1977 году своим работникам McDonald's.
С тех пор эта практика распространилась в западном корпоративном мире. Еще в 2012 году, согласно общенациональному опросу, саббатикалы предлагали своим сотрудникам 29% всех американских компаний, в том числе 11% предприятий малого бизнеса (со штатом до 100 человек). Среди них велика доля IT-компаний, которые, с одной стороны, традиционно отличаются большей гибкостью, а с другой — чаще сталкиваются с выгоранием сотрудников, работающих с большими объемами информации. Сегодня саббатикалы есть, например, в Google, Intel и IBM.
Но не только у айтишников есть такая возможность. Два месяца назад главный маркетолог BMW в Индии Паллави Сингх объявила, что на весь следующий год она берет саббатикал, чтобы «сфокусироваться на проектах и инициативах в области стартапов и НКО». Подтягиваются и банки: так, в 2017-м программу саббатикалов ввел у себя Bank of America, а год назад его примеру решил последовать Citi.
Чем это отличается от обычного отпуска?
В первую очередь, длительностью. Например, Intel разрешает своим сотрудникам брать восьминедельный саббатикал каждые семь лет или четырехнедельный — каждые четыре года. В Citi максимальный срок составляет 12 недель, и взять такой саббатикал можно всего два раза за все время работы в компании. В других компаниях продолжительность саббатикала может достигать целого года.
Кроме того, предполагается, что во время саббатикала человек будет не просто отдыхать, но и попробует заняться чем-то новым и развивающим. Например, инженер по AR/VR, взявший в 2018 году восьминедельный саббатикал в Microsoft, потом писал в LinkedIn, что за это время не только отдохнул и укрепил отношения с семьей, но и освоил несколько программ вроде Adobe Illustrator и поучился на автогонщика. А бренд-стратег Intel за два месяца не только полежал на пляжах, но и посетил четыре национальных парка и две зарубежные страны — Мексику и Хорватию. Некоторые сотрудники западных компаний во время своих саббатикалов волонтерят в гуманитарных и экологических проектах, тратя не меньше сил, чем на работе.
Наполнение саббатикала смыслом и новыми впечатлениями считается настолько важным, что для этого даже появились специальные консультанты. Одна из них пишет у себя на сайте, что ее клиенты «возвращаются перезагрузившимися, наполненными, счастливыми и навсегда изменившимися». Некоторые из них, по ее словам, за время саббатикала смогли написать бестселлер, другие запустили собственные бизнесы.