Революция в городе
Экологичные источники энергии, гибкие решения, умная мобильность — перспективные инновации радикально преобразят наши города. И триггером этих изменений, как ни странно, станет именно автомобиль.
Последний кайзер Германии и король Пруссии Вильгельм II, страстный поклонник верховой езды, в 1905 году безапелляционно заявлял: «Верю в лошадь, автомобиль — явление преходящее». Как показала история, дар предвидения не был достоинством августейшей особы.
За столетие машины завоевали мир и узурпировали звание самого распространенного средства передвижения. Споры, сколь долго еще продлится это господство, волнуют лучшие умы уже пару десятилетий. То и дело всплывают даже апокалиптические прогнозы, сулящие автомобилю аналогичную благородному конному транспорту судьбу.
Не верите? И правильно делаете! Гарантируем: автомобиль не вымрет. Но изменится до неузнаваемости. И эволюция эта обернется громадными преимуществами для крупных городов и их обитателей. Автономное вождение, подключенность, все более экологичные моторы с гибридными или водородными альтернативами, равно как электрокары, обещают не только улучшить экологическую обстановку, но и сформировать новый подход к развитию урбанистики. Многие производители уже работают над подобными проектами, ориентируясь именно на технологичные агломерации будущего, где автомобили, сегодня частенько избыточно демонизируемые, станут маховиком столь значимых изменений, что перейдут в разряд настоящего социального блага. По прогнозам урбанистов, к 2050 году в мегаполисах будет проживать 70% человечества (сейчас 56%). Аналогичную долю прочат и машинам, чье количество перевалит за невообразимые 3 млрд экземпляров. Но подавать их планируют под другим соусом — экологичных источников энергии (Toyota, например, откажется от ископаемого топлива до середины века) и технологий. По мнению авторитетных умов Института инженеров электротехники и электроники IEEE, в 2040 году глобальный автопарк, с рулем и без такового, оснастят автопилотами на 75%. Для кого-то такой сценарий — кошмарный сон, но многие отчетливо видят беспрецедентные перспективы. Будущее, что сейчас только формируется, предусматривает автомобили в том числе как часть интернета вещей. Машины непрерывно обмениваются данными с городскими системами мобильности и всегда в курсе передвижений других участников движения (в том числе пешеходов и велосипедистов за счет персональных микроустройств, наследников смартфонов). По сути, мы приближаемся к цифровой архитектуре и дополненной реальности, которые переведут в разряд архаизмов такие ныне обязательные городские элементы, как дорожная разметка и светофоры.
Фантазии четвертого тысячелетия? Совсем нет. В исследовании Всемирного экономического форума, объединившем 800 экспертов, говорится, что первый город с населением более 50 000 человек и полным отсутствием светофоров появится до конца 2026 года — практически послезавтра. Чуть позже та же участь постигнет разметку: некоторые концепции уже предусматривают свободное перемещение автомобилей среди людей без всякого разделения на проезжую часть и тротуары.
Роботизированные системы
Триггером окажется роботизированное вождение: в ближайшие десятилетия автомобили смогут отвозить людей в центр, а потом самостоятельно отправляться на парковку в специально отведенные места, оснащенные системами беспроводной зарядки. Или же станут автономно парковаться в менее крупных, но за счет отсутствия лифтов, дверей и лестниц более вместительных хранилищах.
По информации аналитического центра компании Continental, парковочные места и гаражи занимают треть площади крупных американских городов: роботизированные системы помогут высвободить 5,7 млрд квадратных метров за 10 лет, что вернет 20% территории без снижения количества доступных мест. Это что-то вроде высокотехнологичной делокализации, не предусматривающей никаких карательных мер для автомобилей.
Пилотный проект «умного города», несколько лет назад разработанный Audi совместно с властями Сомервила (штат Массачусетс), предполагал повышение вместимости парковок на 60% при тех же площадях. Уже этого достаточно, чтобы пересмотреть всю городскую концепцию. «75% инфраструктуры, которую мы увидим в 2050 году, еще не существует, — говорит глава компании Аudi Руперт Штадлер. — Динамика городского трафика будет постоянно меняться. А направление движения по полосам должно зависеть от загруженности дорог и требований к их пропускной способности в реальном времени: много полос на въезд в мегаполис утром, когда люди прибывают из пригородов, и наоборот, много полос на выезд вечером, когда поток стремится обратно».