Во что играем?
Детские развлечения – от машинок и кукол до виртуальных миров – иногда кажутся нам пустым времяпрепровождением, которое можно было бы заменить чем-то более полезным. Но это не так. Когда, во что и зачем играют дети и до какой степени им требуется родительское участие?
Во что играют ваши дети?» – спросили мы нескольких родителей. Вот их ответы: дочь 8 лет «в магию: вместе с подружками варит зелья, смешивая чернила, шампунь, ягоды», сын 10 лет «в «Монополию», в настольный хоккей», сыновья 9 и 11 лет «в роботов, строят из конструктора, а во дворе палками отбивают мяч», дочь 12 лет «в Барби, ее встречи с Кеном и подругами, путешествия, а еще дочь рисует разные события». «А я даже не знаю, во что он играет, – говорит про своего 14-летнего сына 39-летняя Татьяна. – Приходит домой и сразу за компьютер. Знаю, что он там не один: слышу, как переговаривается с друзьями».
С помощью игры ребенок решает разные задачи – на каждом этапе взросления свои. Если он что-то недорешал вовремя, придется наверстывать в будущем, а иногда и во взрослой жизни.
Слишком рано
С момента рождения наша психика постоянно усложняется. Маленький ребенок учится совершать разные действия с игрушками. С года до двух с половиной он увлечен так называемыми стереотипными играми – в них воспроизводятся одни и те же движения: ребенок льет воду, пересыпает песок или муку из одной посуды в другую. Родители часто недооценивают важность этой игры, а в ней ребенок учится самостоятельно занимать себя. «Несколько лет назад ко мне на прием приходило много родителей с похожими проблемами, и это не случайно, – рассказывает детский психолог, экзистенциальный психотерапевт Татьяна Пуйда. – Их дети прошли через раннее развитие, которое было в моде 12-15 лет назад: ребенка постоянно чем-то занимали, не давая возможности играть самому». «Ранних» детей чуть ли не с рождения учили работать на результат – если что-то делать, то непременно с какой-то целью: складывать кубики, читать слова и так далее. А это чревато в будущем различными трудностями: зависимостью от внешних оценок и неумением сопереживать. В крайних случаях такие дети совсем не способны устанавливать отношения. Их эмоциональная сфера остается на уровне 3 лет – в этом возрасте ребенок только начинает осознавать свои эмоции и эмоционально отделяется от матери. «Чтобы исправить ситуацию, нередко требуется длительная психотерапия», – подчеркивает Татьяна Пуйда.
На грани провокации
Хорошо, если ребенок умеет играть один. Значит, его не пугает неизвестное, не страшат временные неудачи и он уже знает, что в результате усилий его ждет удовольствие. В игре дети могут проявлять самые интимные эмоции и сексуальное любопытство. Они испытывают свою агрессивность и находят умиротворение, бессознательно проигрывая свои фантазии. «Поэтому родителям не стоит вмешиваться, даже если ребенок «наказывает» плюшевого мишку или устраивает любовное свидание Барби и Кена со всеми подробностями», – говорит психолог, автор проекта «Домашняя игротека» Александра Романова. Случаются и провокации. Например, играя, ребенок может «закурить». Не реагируйте бурно, это только подстегнет его интерес. «Постарайтесь понять, для чего ему нужна эта игра, – советует психолог.