Культурный код. Винзавод показывает в Третьяковке искусство XXI века
Президент Фонда поддержки современного искусства Винзавод Софья Троценко о том, как сделать бизнес на искусстве, и почему искусство — не бизнес
В Новой Третьяковке на Крымском валу — «Новые молодые в Новой Третьяковке. Дар Винзавода»— первая масштабная выставка российского искусства начала XXI века в пространстве главного национального музея. Этим даром Винзавод отметил свое 10 -летие, вписав свое имя в историю современного русского искусства. В коллекцию Третьяковки вошли работы художников из 10 выставок юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью», которые прошли на Винзаводе. О магии цифр, искусстве арт-менеджмента и современной культуре Forbes Life рассказала президент Фонда поддержки современного искусства Винзавод Софья Троценко.
Софья, расскажите, что было первым — пространство Винзавода или идея Винзавода?
Конечно, идея. В начале 2000-х мы с мужем увлеклись современным искусством, посещали арт-ярмарки и галереи по всему миру. Так появилась идея организовать и в Москве пространство, в котором будет комфортно знакомиться с этим миром. Мы начали думать, где оно может быть, и в конечном счете остановили свой выбор на разорившемся винном комбинате «Московская Бавария» в районе Курского вокзала. Автором проекта реконструкции исторического здания выступил архитектор Александр Бродский. Уже после этого мы стали приглашать тех, с кем хотели реализовать этот проект.
Это был ваш первый опыт в современном искусстве?
Если «заниматься искусством» значит творить, быть художником, то я и сегодня им не занимаюсь. Я определяю свою роль на Винзаводе как продюсер, человек, который угадывает тренды.
Какие навыки вам понадобились в этой области? Какой путь вы прошли как руководящий работник?
Занимаясь подготовкой десятилетнего юбилея Винзавода, я вдруг осознала — и это не всегда было для меня очевидно — что мой профессиональный путь начался с образования — я училась во ВГИКе на экономическом факультете, — а затем работа в сфере недвижимости были наработкой практики для создания и управления арт-кластером. В момент запуска, в 2006-2007 годах, это был серьезный вызов — освоить современным искусством площадь 20 000 кв м. Тем более на территории такого сложного объекта как «Винзавод», который находился на тот момент в критическом состоянии.