Даррен Аронофски: "Не хочу, чтобы кто-то скучал на моих фильмах"
В конце апреля в Москве прошел фестиваль Telling Stories Fest, посвященный медиа, дизайну, коммуникациям и драматургии. Его хедлайнером внезапно стал американский режиссер Даррен Аронофски, выступление которого вызвало настоящий ажиотаж на “Красном октябре”. Esquire расспросил Аронофски о том, как эффективнее всего бороться с писательским кризисом и как правильно экранизировать Ветхий Завет.
Спасибо вам за “маму!” — отличный фильм для свидания.
Фильм для свидания, правда? Расскажите, как прошло!
Ну, я посмотрел на себя со стороны. Она тоже кое-что поняла. Ничего хорошего, в общем.
А, ну да. Я уже слышал такое.
Поэтому давайте не о нем. В прошлый раз, когда вас спрашивали, что вы читаете, вы назвали книги “Подземная железная дорога” и “Sapiens”. Одна — фишкн, другая — нон-фишкн. Мне стало интересно, для вас принципиально соблюдать этот баланс?
О нет, это совпадение. Просто совпадение. Однако обе книги — образцы лучшей литературы своего года. Но вообще, в этом совпадении есть смысл: даже если вы рассказчик вымышленных историй, не пренебрегайте жанром нон-фикшн.
А что вы читаете сейчас?
Дайте вспомнить… черт, хороший вопрос… В последнее время я читаю уйму скандинавских детективов!
В них есть мрачный юмор. И ваша “мама!” тоже на удивление забавный фильм — хотя те, кто видел “Печенье с предсказанием”, и так знают про ваш комедийный талант. Вы не думали снять чистую комедию?
Эндрю Вайсблюм — мой постоянный монтажер — вечно говорит, что мне нужно попробовать. А монтажеры разбираются в комическом. Так что я в поиске проекта, но пока все мимо.
Когда вы делали проект «Неизвестная планета Земля» для National Geographic (премьера в России состоялась 25 марта. — Esquire), вас очень удивило, что астронавтам можно отправлять е-мейлы. Ради каких еще открытий стоит посмотреть этот документальный сериал?
О, их слишком много! Мы снимали в 145 локациях на 6 континентах, в самых невероятных местах Земли, используя самые современные технологии. Вы уже посмотрели?
Еще нет. А как вы относитесь к HBO и Netflix? Раз уж теперь вы официально попробовали себя на телевидении.
Тут то же самое, что и с комедиями — у меня нет никаких предубеждений против кабельного или онлайн-ТВ. Вопрос в проектах. Мы их постоянно ищем и постоянно не находим (смеется).
В интервью вы часто говорите о влиянии Миядзаки, а на фестивале в Венеции вам понравился наш Сокуров. Вдруг стало интересно, а вы видели мультфильмы Юрия Норштейна?