Испытание баллами
«Провала я не переживу», «я должна выдать лучший результат из возможных» — с такими установками многие дети (часто с подачи родителей) подходят к главному школьному экзамену. В этот момент взрослым стоит снизить планку и помочь. Но как это сделать?
Выпускникам не позавидуешь: с одной стороны, перед ними стоят глобальные жизненные задачи — разобраться в желаниях, приоритетах, вкусах и интересах, понять свое призвание и решить, какому занятию не жалко посвятить ближайшие годы. А для этого необходимо прислушаться к себе, искать, размышлять. Но времени на это нет, поскольку, с другой стороны, нужно во что бы то ни стало хорошо сдать экзамены и выдать лучший результат из возможных. В такой момент непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике.
«В апреле прошлого года мы писали пробный тест, и я допустила две ошибки, – вспоминает 18-летняя Оксана. — У меня тогда случился нервный срыв: я разрыдалась, стала кричать, что не сдам химию и никуда не поступлю! Я с детства мечтала стать врачом, готовилась в медицинский институт и понимала, что должна сдать ЕГЭ на самые высокие баллы. Занималась на курсах, с репетиторами... На фоне стресса у меня развился гастрит, и пришлось ложиться в больницу. Экзамен я сдала хуже, чем рассчитывала, и смогла поступить только на платное. Летом попробую перевестись на бюджет. Если, конечно, справлюсь с волнением и сдам летнюю сессию на отлично».
Ситуация экзамена волнует всегда. «Вынесение на суд других людей результата своей работы – это травматичный момент, задевающий любого, — объясняет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — И чем больше души мы вложили в свой труд, тем тревожнее наше состояние. Мы чувствуем себя незащищенными и зависимыми — от других людей и чужих оценок». Как же выйти из экзаменационного «клинча» с наименьшими потерями?
Наладить режим
На итоговую аттестацию можно посмотреть как на современный обряд, испытание, которое нужно пройти каждому. Предшествующие ему тревога и возбуждение могут оказаться стимулом для того, чтобы ученик начал готовиться, учить соответствующие предметы. В организме вырабатываются гормоны, которые улучшают концентрацию, и занятия оказываются продуктивными. Но нередко стресс, наоборот, словно парализует волю. Ребенок теряет усидчивость, чувствует подавленность, воображает возможную неудачу. Что могут предпринять в это время взрослые? «Предлагайте свою помощь, но не читайте нотаций, — подсказывает детский психолог Елена Морозова. — Помощь должна быть реальной, действенной — разобрать, проверить. Если вы заметили, что ребенок не может рассчитать силы — занимается сутки напролет или не занимается совсем, помогите составить план, подскажите оптимальный режим и разные варианты работы — восприятие на слух или конспектирование, дробный ритм или глубокое погружение в какую-то тему… Подростка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставить одного». Переведите жизнь семьи в ритм экзаменов, другие дела должны отойти на второй план. Освободите подростка от домашних обязанностей, пусть даже его братья или сестры будут недовольны: вы можете объяснить им, что это временная мера.