О работе Фонда попечителей Большого театра

СНОБКультура

Просто быть в искусстве. О программах и попечителях главного театра страны

Большой театр традиционно отмечает свой день рождения 28 марта. «Сноб» и генеральный партнер главного театра страны «Ингосстрах» рассказывают о работе Фонда попечителей Большого и о трудностях, которые приходится преодолевать юным танцорам на пути к большой сцене.

Сергей Николаевич

Большой Театр, главный фасад. Фото: Dmitriy Guryanov / Wikipedia

Репетиционный зал под самой крышей Большого театра. Свет льется прямо с потолка, создавая атмосферу легкости и воздушности. Так и должно быть там, где проводят свой ежедневный экзерсис и большую часть жизни артисты балета. Они все еще очень юные и, кажется, немного испуганные. Слышатся знакомые термины балетного эсперанто: плие, па-де-бра, жете… Все эти тоненькие балерины, словно сбежавшие с полотен Дега, и юные танцовщики в белых майках со слоганом на груди «Просто быть в балете» — участники нового проекта «Молодежная балетная программа». Ее автор и вдохновитель, руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев, тоже здесь. Смотрит со своей скамьи пристально и хищно. В балете принято обходиться без слов. Достаточно одного беглого взгляда профессионала, чтобы понять, хорошие данные или не очень. Есть за что зацепиться или лучше отпустить с миром и не терзать своими придирками юное дарование. Балетный мир жесток и несентиментален, несмотря на всю свою эфемерную невесомость. Юные танцовщики предпочитают об этом не задумываться. У них одна заветная цель — попасть в труппу прославленного театра. Но пока им до этого далеко, как до облаков, проплывающих в просветах потолка. Поэтому лучше туда не заглядывать, а постараться как можно точнее исполнить заданную комбинацию движений уже в центре зала. Ведь ни один их промах или ляп не ускользнет от невозмутимого взгляда Махара Вазиева.

3.jpg
Махар Вазиев. Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

«Молодежная балетная программа», которую поддержал генеральный партнер Большого СПАО «Ингосстрах», стартовала два года назад. По ее условиям танцовщики, прошедшие три отборочных тура, принимаются на стажировку в Большой театр сроком от трех до девяти месяцев. Стипендию и расходы для приезда в Москву оплачивает генеральный партнер, а жилье предоставляет театр. Кроме всего прочего, это еще и уникальная возможность для участника программы увидеть все репертуарные спектакли, поучиться в классах выдающихся мастеров, ощутить себя частью легендарного коллектива.

Девиз «Просто быть в искусстве», замеченный на футболках танцоров, — это парафраз ключевого слогана «Ингосстраха» «Просто быть уверенным». Все так: уверенность в своих силах — главное условие успеха.

1.jpg
Стажеры Молодежной балетной программы. Фото: Егор Берладин

Без права вето

Ни попечителей, ни спонсоров у Большого театра никогда раньше не было. С самого начала театр был императорским, то есть государственным, и зависел исключительно от Дирекции императорских театров и покровительства семейства Романовых, которые, как известно, благоволили к балету. Но ввиду своей постоянно петербургской дислокации от Москвы они были далеко. В советские времена власть максимально приблизилась к Большому, по-хозяйски расположившись в бывших царских ложах и партере. Но ни о каких частных спонсорах и меценатах речь не шла. Влиятельные люди с возможностями скорее могли помочь продвижению по карьерной лестнице той или иной артистке или способствовать выгодным назначениям по административной части. Но все-таки первый театр страны, как и в царские времена, находился на полном государственном обеспечении.

Ситуация начала меняться в 1990-е годы, когда бюджета стало категорически не хватать. Тут уже требовались не одинокие энтузиасты и любители прекрасного, а именно флагманы отечественного бизнеса, знающие, как устроена российская экономика, готовые в любой момент прийти на помощь. Неудивительно, что в составе попечительского совета сегодня преобладают первые лица отечественных системообразующих предприятий: «Северсталь», «Ростелеком», ВЭБ, Трубная металлургическая компания. Но есть в этом списке и меценаты по призванию, как, например, Роман Абрамович, Александр Клячин («Метрополь»).

5.jpg
Интерьер Большого театра. Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Так совпало, что клуб попечителей и спонсоров Большого театра возник на самом излете финансового кризиса конца 1990-х годов. Жизнь в стране, что называется, налаживалась, но в Большом она дышала на ладан. По словам экс-директора Анатолия Иксанова, Большой развалился на несколько гастрольных групп, которые кочевали по миру. Артисты героически пытались свести концы с концами.

Одновременно появилось множество непонятных коллективов, выступавших под брендом «Гастроли Большого». Престиж некогда великого театра, казалось, безнадежно утрачен. О новых больших постановочных премьерах с хором и мимансом никто не смел заикнуться. На все требовались деньги, а их было в обрез.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении