Призрак успеха: как фильм «Ганнибал» ввел весь Голливуд в заблуждение
Премьера фильма «Ганнибал», снятого режиссером Ридли Скоттом по мотивам романа Томаса Харриса, состоялась ровно 20 лет назад. Тогда зрители были в восторге от Энтони Хопкинса в роли доктора Ганнибала Лектера, но без пары «звездный актер + завораживающий персонаж» создание бесконечной франшизы о серийном убийце — коммерчески спорная идея, уверен кинообозреватель американского Forbes Скотт Мендельсон.
Легко ли поверить, что когда-то третье место в рейтинге фильмов с самыми высокими кассовыми сборами в первые выходные кинопроката занимал жуткий криминальный триллер, содержащий сцены насилия, предназначенные лишь для взрослой аудитории? Премьера фильма «Ганнибал», снятого режиссером Ридли Скоттом по мотивам одноименного романа Томаса Харриса, состоялась 20 лет назад — 9 февраля 2001 года. Культовое продолжение серии фильмов о Ганнибале Лектере вышло на экраны спустя десять лет после премьеры «Молчания ягнят», которое 14 февраля 2021 года отметит тридцатилетие с начала проката. В первые выходные «Ганнибал» собрал $58 млн и занял третье место в вышеупомянутом рейтинге, уступив лишь фильмам «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» ($64 млн за первые выходные и $105 млн за первые пять дней кинопроката в 1999 году) и «Парк юрского периода: Затерянный мир» ($74 млн за первые выходные и $92 млн за первые четыре дня кинопроката в 1997 году). Коммерческий успех «Ганнибала» немного отличался от «Молчания ягнят», однако при бюджете $87 млн его кассовые сборы в США составили $165 млн, а мировые сборы — $352 млн.
В том же 2001 году кассовые сборы еще трех фильмов («Мумия возвращается», «Планета обезьян» и «Час пик») за первые выходные составили от $66 млн до $69 млн и практически побили рекорд фильма «Парк юрского периода: Затерянный мир» в США. В конце 2001 года этот рекорд все же был побит после премьеры фильма «Гарри Поттер и философский камень», кассовые сборы которого в первые выходные кинопроката составили $90 млн. Криминальный триллер «Ганнибал» стал не первым фильмом вне киноэпопей «Бэтмен», «Звездные войны» или «Парк юрского периода», кассовые сборы которого в первые выходные превысили отметку $50 млн. До него этой цифры удалось достичь фильмам «Гринч — похититель Рождества», «Люди Икс», «Миссия невыполнима 2» и «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил». Тем не менее после премьеры «Ганнибала» заоблачные кассовые сборы в первые выходные кинопроката стали вполне обычным явлением. Еще одна причина, по которой фильм «Ганнибал» войдет в историю, заключается в следующем: он ввел всех в заблуждение относительно того, что киносага о серийном убийце может стать бесконечной франшизой.
При создании фильма «Ганнибал» по мотивам одноименного романа писателя Томаса Харриса сценаристы Стивен Заиллян и Дэвид Мэмет упустили самое главное. Я не считаю, что роман «Ганнибал» — это хорошая книга, однако с ее помощью Томас Харрис будто бы показал средний палец всем тем, кто посмотрел «Молчание ягнят» и счел Ганнибала Лектера антигероем массовой культуры. Прежде всего это касается тех, кто посмотрел «Молчание ягнят» и, сильно опережая время, начал мечтать о романтических отношениях между каннибалом Ганнибалом и Клариссой Старлинг в духе сказки «Красавица и чудовище». Можно сказать, что это была своего рода попытка автора высмеять или подвергнуть критике популярный в массовой культуре феномен романтизации отношений героев. В первую очередь она была направлена на тех, кто не просто ждал постельных сцен с участием отважной сотрудницы ФБР и серийного убийцы, а вкладывал в их отношения