Что нужно, чтобы стать пилотом, и как научиться управлять самолетом

ForbesРепортаж

Приготовиться к взлету: как можно стать частным пилотом в России

Ко дню гражданской авиации Forbes Life рассказывает, что нужно, чтобы стать пилотом, и как научиться управлять небольшим легкомоторным самолетом

Кристина Долголаптева

Ежегодно 9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. В этот день почти столетие назад простой советский человек впервые получил возможность летать из Москвы в Нижний Новгород. Если же говорить о малой авиации, то до распада Советского Союза небо принадлежало только военным и авиакомпании «Аэрофлот». То есть полеты на частном легком самолете в России сегодня могут показаться экзотикой лишь потому, что эта индустрия появилась относительно недавно. Наш корреспондент выяснил на своем опыте, как научиться управлять таким самолетом, что для этого нужно и куда вообще можно на нем лететь.

Слово «авиация» чаще всего связывают или с военными самолетами, или с огромными пассажирскими лайнерами. Однако не стоит забывать о небольших легкомоторных самолетах, кабина которых вмещает от двух до восьми человек. Чтобы управлять таким транспортом, не нужно оканчивать летное училище. Получить лицензию частного пилота и путешествовать как по России, так и по странам Европы и США может почти любой желающий. Главное, без пробок.

Как проходит полет

В полдень на аэродроме «Мячково» уже вовсю идут тренировочные полеты. Я направляюсь к зданию летной школы и прохожу мимо готовящегося ко взлету самолета: такой крохотный, совсем как игрушечный. Подхожу к зданию, толкаю тяжелую дверь, захожу в помещение. Меня уже ждет руководитель учебного центра «Аэро Регион Тренинг» Мария Полтавченко: «На все вопросы ответим, только сначала отправим вас в полет. Иначе как вы подготовите материал, даже не попробовав? Неубедительно выйдет. У нас как раз освободился пилот. Будьте готовы через 15 минут».

Легкомоторный самолет Tecnam P2002
Легкомоторный самолет Tecnam P2002

Мне предстоит лететь на легком двухместном самолете Tecnam P2002. Если сравнивать его с автомобилем, то по характеристикам он напоминает летающую малолитражку: мощность двигателя 98 лошадиных сил, объем 1,4 литра, расход топлива 18 литров на 100 километров. Топливом служит бензин АИ-95, однако горючее с автозаправки не подходит: для самолетов нужен качественный сертифицированный бензин, поскольку двигатель самолета более привередлив.

Перед каждым полетом самолет должен пройти проверку. Без этих действий взлетать категорически запрещено. Каждую деталь нужно вовремя менять, не дожидаясь происшествия, ведь безопасность превыше всего. Только после проверки можно забраться в кабину (для этого нужно встать на крыло и, держась за специальную раму, занять свое место), пристегнуть ремни и завести двигатель.

Кабина рассчитана на двух человек, можно также разместить небольшой груз. Внутри самолета мало свободного места, но находиться там вполне комфортно. Приборная панель выглядит на первый взгляд замысловато. Очевидно, что навыки управления автомобилем в этом случае не помогут.

Приборная панель Tecnam P2002
Приборная панель Tecnam P2002

Когда самолет достаточно прогрелся, выезжаем на взлетную полосу. Диспетчер дает разрешение на взлет. Разгоняемся примерно до 120 км/ч, и земля начинает быстро отдалятся. Я даже не почувствовала, как шасси оторвались от земли, взлет оказался очень плавным. Затем самолет, который не весит и тонны, движется ровно и уверенно, без какой-либо тряски, несмотря на порывистый ветер.

Внизу проплывают заснеженные сосны, по узким лентам-дорогам бегут крохотные машины, с высоты даже промышленные районы выглядят не так уж и плохо. Ловлю себя на мысли, что пилотам таких самолетов, как и птицам, очень повезло с видами. И это ведь только окрестности аэродрома. Что же будет в Альпах?

Виды во время полета

Посадка тоже проходит относительно спокойно, напоминает поездку на автомобиле по бездорожью. Нет ни страха высоты, ни эффекта заложенных ушей — эмоции и впечатления только положительные. Однако у меня возникает закономерный вопрос насчет безопасности. Его я первым задаю после завершения полета.

«Статистика говорит о том, что самолеты считаются самым безопасным видом транспорта. Это не зависит от того, летите вы на большом пассажирском лайнере или на легком самолете, ведь к ним предъявляются схожие требования к техобслуживанию. При этом у малой авиации есть огромное преимущество: в ряде случаев она прощает те ошибки летчиков, которые в иных случаях были бы катастрофичны», — замечает директор по развитию АУЦ Алексей Антонов.

 

Двигатель самолета Tecnam P2002
Двигатель самолета Tecnam P2002

Конечно, малая авиация тоже может попадать во всяческие происшествия. Однако автомобильных аварий в пропорциональном соотношении гораздо больше. Чаще всего авиакатастрофы связаны с человеческим фактором, пренебрежением правилами безопасности полетов, а не техническим состоянием самолета как такового. Иллюзия, что самолет может легко разбиться, связана с тем, что такие случаи получают громкую огласку в массмедиа. Автомобильные аварии, которые происходят в огромном количестве ежедневно, освещаются лишь в исключительных случаях, когда их масштаб невозможно игнорировать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 фактов о римских гладиаторах, которых вы могли не знать 10 фактов о римских гладиаторах, которых вы могли не знать

Кровавая бойня без правил — так большинство представляет себе гладиаторские бои

Популярная механика
Малыш «Голиаф» — очень смешное и почти нестрашное супероружие вермахта Малыш «Голиаф» — очень смешное и почти нестрашное супероружие вермахта

Танкетка «Голиаф» — крохотное изобретение вермахта

Maxim
11 продуктов питания, которые ученые советуют избегать 11 продуктов питания, которые ученые советуют избегать

Какие именно “плохие” продукты вредят нашему здоровью?

Популярная механика
Хороший, плохой, злой Хороший, плохой, злой

Как научить детей справляться с эмоциями?

Здоровье
Поднимите мне веки Поднимите мне веки

Рассказываем, как скорректировать веки красиво и безопасно

Собака.ru
Физики научились управлять движением магнитных вихрей Физики научились управлять движением магнитных вихрей

Сделан важный шаг на пути к полному управлению магнитными вихрями

Наука
Что вы стеснялись спросить: 5 неудобных вопросов к Skoda Octavia Что вы стеснялись спросить: 5 неудобных вопросов к Skoda Octavia

Skoda Octavia — это самый практичный автомобиль за свои деньги

РБК
Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение

Что лучше знать до инъекций ботокса и как он влияет на красоту и здоровье

РБК
Как правильно пользоваться микроволновкой Как правильно пользоваться микроволновкой

Несколько хитрых приемов, благодаря которым твоя жизнь наполнится горячей пищей

Maxim
Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов

Олег Шибанов предостерегает российских инвесторов от риска

Forbes
Топ-10 самых холодных фильмов про снежную бурю Топ-10 самых холодных фильмов про снежную бурю

Лучшее кино о не менее масштабных вьюгах

GQ
Каскадная катастрофа Каскадная катастрофа

В чем причина экологической катастрофы на Камчатке

Наука
Ночь в пограничном музее: виртуальная экскурсия по музею ФСБ Ночь в пограничном музее: виртуальная экскурсия по музею ФСБ

Нам удалось проникнуть в святая святых ФСБ!

Maxim
«Рыцари справедливости» – фильм-притча, который притворяется боевиком «Рыцари справедливости» – фильм-притча, который притворяется боевиком

«Рыцари справедливости» доказывают, что жизнь – это хаос

GQ
Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе

Наши герои, полюбив и расставшись подростками, встретились через двадцать лет

Psychologies
Что общего у вина и оперы? Разговор с певицей и винным экспертом Что общего у вина и оперы? Разговор с певицей и винным экспертом

Начать знакомство с миром вина и оперы — несложно и очень увлекательно

РБК
Суперобучение Суперобучение

Система освоения любых навыков – от изучения языков до построения карьеры

kiozk originals
10 невероятных историй из спорта, которые изменили мир 10 невероятных историй из спорта, которые изменили мир

Главное в спорте — подтверждение того, что границы возможностей человека условны

РБК
Безумный художник: история скандальной жизни Оскара Кокошки! Безумный художник: история скандальной жизни Оскара Кокошки!

Художник Оскар Кокошка заслуживает внимания по множеству причин

Maxim
Мэтью Макконахи: «В восемнадцать меня избили до беспамятства, швырнули в автофургон и надругались» Мэтью Макконахи: «В восемнадцать меня избили до беспамятства, швырнули в автофургон и надругались»

Отрывок из мемуаров Мэтью Макконахи «Зеленый свет»

GQ
Мощные ледниковые щиты за последние 150 тысяч лет дважды опреснили Северный Ледовитый океан Мощные ледниковые щиты за последние 150 тысяч лет дважды опреснили Северный Ледовитый океан

Арктика превращается в изолированный пресноводный резервуар

N+1
«Полет» на автопилоте: чего ждать от нового сериала Петра Тодоровского «Полет» на автопилоте: чего ждать от нового сериала Петра Тодоровского

Какие сюрпризы принес зрителям новый сериал «Полет»?

Psychologies
Открыта ранее неизвестная форма льда Открыта ранее неизвестная форма льда

Гигапаскали давления и чудовищный холод — вот что нужно для нового льда

Популярная механика
«Не хотим продавать бизнес»: братья из Вологды рассказали Тинькову о цели создать крупнейшую игровую компанию «Не хотим продавать бизнес»: братья из Вологды рассказали Тинькову о цели создать крупнейшую игровую компанию

Основатели Playrix решили сделать его самой дорогой игровой компанией в мире

Forbes
10 современныx фильмов про отношения детей и родителей 10 современныx фильмов про отношения детей и родителей

Фильмы на тему родительства, всех его граней и оттенков

Seasons of life
Дарья Шамина Дарья Шамина

Театр FULCRO — проект выпускников мастерской Фильштинского и режиссера Шаминой

Собака.ru
От записи рэпа в 2007-м до проектов с «Яндексом»​ и «Газпром нефтью»: как студия из Тольятти делает звуки для бизнеса От записи рэпа в 2007-м до проектов с «Яндексом»​ и «Газпром нефтью»: как студия из Тольятти делает звуки для бизнеса

Кто такие дизайнеры звука и сколько они зарабатывают

VC.RU
Не как у всех: зачем нужна персонализация для женского здоровья? Не как у всех: зачем нужна персонализация для женского здоровья?

Персонализированный подход в медицине — новый способ заботиться о здоровье

Cosmopolitan
Лоуренс Аравийский Лоуренс Аравийский

Война, ложь, имперская глупость и становление современного Ближнего Востока

kiozk originals
7 отвратительных фильмов, снятых по мотивам видеоигр 7 отвратительных фильмов, снятых по мотивам видеоигр

Подборка настолько плохого кино, что от него мог бы сесть кинескоп

Maxim
Открыть в приложении