«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историйЗнаменитости

Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

Ассистент по актерам посмотрела на меня задумчиво пару минут и выдала: «Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона».

Беседовала Алла Занимонец

ридцать три года назад, в марте 1988-го, состоялась премьера четырнадцатисерийного телефильма режиссера Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина». Для вас ведь эта роль стала первой в творческой биографии и главной в судьбе?

— Эта роль была предопределена, но я еще не умел читать «знаки». Знаете, когда «Эй, заметь, обрати внимание, прислушайся, намекаю!..» Шепот судьбы доносится не просто так. Подсказки звучали часто и четко, но я не слышал, вспомнил о них позже. На четвертом курсе сдавал экзамен по русской литературе и вытащил билет — «Жизнь Клима Самгина». Если помните, толстенная книга! Конечно же, я ее не прочел, зато почему-то выучил полстранички лекции и несколько цитат. Протараторил и получил пятерку. Не подозревал, что спустя короткое время мне придется уже с интересом проштудировать роман от корки до корки. Или еще эпизод. Приятель, журналист из киношной сферы, как-то сообщил: на «Ленфильме» режиссер Виктор Титов готовится к запуску многосерийного телефильма. «Понимаю, — говорит, — что ты без работы и надо жить. Постараюсь поговорить с кем надо, выбить тебе эпизодик».

Кадр из телефильма «Жизнь Клима Самгина», 1988 год

— И действительно приложил руку к тому, что в итоге вы получили главную роль?

— Нет. Думаю, он даже забыл о разговоре. Незадолго до этого я оказался в Ленинграде с гастролями Театра моды Славы Зайцева, где работал манекенщиком. Забежал на «Ленфильм», оставил в актерской картотеке фотографии и анкету — рост, вес, цвет глаз.

Через пару недель пригласили на фотопробы. Следующие два месяца я ездил в Ленинград каждый понедельник уже на кинопробы. Первый раз показывался с двумя глыбами — Юрой Богатыревым и Леной Соловей. Не помню себя вообще, настолько волновался. Кто они и кто я?! Но очень хотелось получить эту роль, очень... И вот последний этап — утверждение актерского состава в Госкино. Как я понял, моя кандидатура вызвала споры. Понятно: молодой неопытный актер — и главная роль! Причем возрастная, от семнадцати лет до сорока с чем-то. А мне на тот момент всего двадцать пять... Ответа ждал месяца два.

От постоянного напряжения и нервотрепки вдруг закурил и до сих пор курю. В театральном, когда ребята вокруг поголовно дымили, мне это было неинтересно, а тут нервы окончательно сдали.

Еще до истории с Самгиным меня утвердил сам Сергей Федорович Бондарчук в картину «Борис Годунов» на роль рынды — истукана, стоящего с секирой у входа в царские палаты. Я был счастлив! Но случился Самгин... Знаю, что многие прекрасные актеры, ныне известные и популярные, пробовались на эту роль. Они были опытнее, но Титов почему-то выбрал меня. Такое не раз случалось — когда заходил последним в вагон, а выходил первым. Так же произошло чуть позже с «Морским волком». Уже все актеры перепробовались, а я приехал в Одессу на студию и сразу был утвержден.

Режиссер Виктор Титов, посмотрев часть материала, сказал: «Ты талантливый, Андрей». После этих слов я не то что горы мог сдвинуть, даже перевернуть земной шар!

— Как работалось с Титовым? Ведь он уже был мэтром, снял и «Открытую книгу», и «Здравствуйте, я ваша тетя!», и «Чудо с косичками».

— У нас сложились интересные отношения, которые редко бывают между актером и режиссером. Мы понимали друг друга даже не с полуслова, а на молекулярном уровне. Но это произошло не сразу — через месяц-полтора, когда Виктор Абросимович посмотрел часть отснятого материала и сказал: «Ты талантливый, Андрей». После этих слов я не то что горы мог сдвинуть, но даже перевернуть земной шар! Он увидел, что двигаюсь в нужном направлении. Вносил поправочки, но минимальные. Все два года съемок мне было очень легко.

Жаль, больше не работали вместе. Однажды случайно где-то увиделись, я признался, что мечтаю о роли Мышкина. Он оживился: «Да! Было бы здорово». Знаю, у него состоялся разговор с великим Георгием Рербергом, оператором, который снял «Зеркало» Тарковского, много работал с Кончаловским и самим Титовым. Тот также сказал: «Надо снимать!» Представляете, что могло получиться? Но... Наступило время кооперативов, странных фильмов о проститутках и бандитах. А играть хотелось настоящее.

— Вы говорите, что было легко, но как без опыта в двадцать с небольшим играть сорокалетнего, да еще довольно сложного человека прошлого века?

— Я был неопытным, даже в театре до этого не играл. Конечно волновался. Чтобы не выпадал из кадра, на полу чертили мелом крестики: «Андрей, не сдвигайся, у тебя крупный план». Играл страшно переживая и удерживая в голове задачу.

Снимали непоследовательно — сегодня играю сорокалетнего, а завтра моему герою восемнадцать. Все зависело от графика партнеров, готовности павильона, натуры и прочего. Казалось, раз я «старый», надо добавить сутулости, скомканности плеч и приволакивающие ножки. Сейчас мне шестьдесят — какое шарканье, даже смешно! Понятно, что во времена Горького люди старели быстрее, но не до такой же степени.

А какие у меня были партнеры! Калягин, Соловей, Джигарханян, Проскурин, Глушенко, Гундарева, Глузский... И рядом я, еще мало что умеющий пацан. Но никто не поучал, не давал советов, корифеи держались дружелюбно, на равных. Лена Соловей, которая играла мою мать, запомнилась удивительной интеллигентностью. Добрая, светлая, «своя»! Ее муж Юра Пугач работал на картине художником-постановщиком, все потрясающие интерьеры — его рук дело.

Помню, в начале съемок предупредили: «Имей в виду, завтра приедет Гундарева!» Наташу многие побаивались, у нее был непростой характер. Но мы общались замечательно, за разговорами час то выпивали в вагоне СВ, когда ехали на съемки. Наташа была широкой, открытой. Слышал, что когда на площадке складывалось «не по ее», устраивала взбучку. Но я лично такого не видел.

А с молодыми — Андреем Харитоновым, Сережей Маковецким, Ларисой Гузеевой — мы вообще оказались на одной волне, хотя я был начинающим, а они уже сыграли заметные роли. Вообще, никто из звездного состава не относился ко мне пренебрежительно или свысока. Через несколько лет после выхода на экраны «Самгина» я сыграл Ставрогина в «Бесах». На картине снова собрались одни звезды — Джигарханян, Демидова, Тихонов, Скобцева. Да и сам режиссер Игорь Таланкин — величина! И опять никаких эксцессов.

— Помните чувство, когда увидели себя на экране?

— Конечно! Первую серию показали с утра, затем повторили вечером. Заперся дома один, чтобы без свидетелей.. . «Неужели это я?» — с такой мыслью просидел у экрана час пятнадцать, выкурив пачку сигарет. Был ли собой доволен? Категорически нет. Удалось себя принять, поверить, что сделал максимально возможное из того, что в то время мог, лишь после третьего или четвертого просмотра картины.

Популярность случилась зашкаливающая. Незнакомые люди на улице говорили приятные слова, благодарили. Любопытно, что ни хамства, ни панибратства не было. Притом что — уверен — не всем нравится актер Руденский, произведение «Жизнь Клима Самгина», подозреваю, и сам писатель Максим Горький. Узнавали по голосу, со спины, даже если шел по улице в темных очках и вязаной шапке, натянутой на брови. Неожиданно пошла мода — новорожденных мальчиков вдруг начали называть Климами.

Несколько лет назад ехал в метро и вдруг услышал женский голос: «Простите, вы Андрей Руденский? Я вас по спине узнала, вы Самгина играли».

— Как изменился образ жизни молодого парня?

— Однозначно, стал больше себе позволять, поскольку уже хорошо зарабатывал. Тратил деньги на одежду, ресторанчики, но по-прежнему снимал квартиру в Люблино. Слава богу, звездная болезнь миновала. Никогда не прятался, хожу спокойно в магазины, езжу в общественном транспорте. А если люди узнают, улыбаются, просят автограф, это же нормально — значит, в профессии что-то сделано.

— Казалось бы, после такого дебюта режиссеры должны выстроиться в очередь. Ан нет...

— Да, вся моя жизнь проходит с паузами... Непонятно, что тогда произошло, почему никто не бросился меня снимать. Был уверен, что телефон задымится от нескончаемых звонков режиссеров. Начитавшись биографий известных актеров, знал: после успешных ролей именно так с большинством и происходило. Но со мной прорыва, увы, не случилось. Конец восьмидесятых, классика постепенно выходила из моды, а «бандиты» еще не начались. Я ждал, сходя с ума... Чтобы держаться в форме и чем-то занять голову, осваивал итальянский, ходил в спортивный зал. Понимал, что хорошо поработал, но где отдача? Только через год позвали на пробы «Морского волка» по Джеку Лондону — ситуация стала исправляться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анастасия Вертинская: Анастасия Вертинская:

Анастасия Вертинская вспоминает свое детство и рассказывает о родителях

Караван историй
Как говорить, чтобы тебя все слушали Как говорить, чтобы тебя все слушали

Как сделать так, чтобы тебя слушали в любой компании из 2, 17 и 639 человек

Maxim
Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой» Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Режиссер Роман Балаян о съемках Алексея Германа и работе с Олегом Янковским

Караван историй
Как очистить кэш Яндекс Браузера на ПК и смартфоне Как очистить кэш Яндекс Браузера на ПК и смартфоне

Несколько способов очистить кэш браузера Яндекс

CHIP
Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы» Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы»

«О чем размышляет мужчина, которому за пятьдесят?»

Караван историй
Анонимные трудоголики: почему чрезмерный труд приносит больше вреда, чем пользы Анонимные трудоголики: почему чрезмерный труд приносит больше вреда, чем пользы

Антрополог, который отрицает все, что транслирует вам начальство

GQ
Олеся Рудакова. Мама Олеся Рудакова. Мама

Дочь Нины Руслановой: «Мама не могла ни говорить, ни писать, но мы не сдавались»

Коллекция. Караван историй
9 правил полезного ужина 9 правил полезного ужина

Эти простые условия помогут быстро и без усилий избавиться от лишнего веса

Лиза
Посиделки в графском особняке Посиделки в графском особняке

Жизнь большой «литературной коммуналки» с ее скандалами и творческими вечерами

Караван историй
Корпорации узнали о менопаузе: как меняется аудитория фемтех-стартапов Корпорации узнали о менопаузе: как меняется аудитория фемтех-стартапов

Сфера фемтех-стартапов за последние два года существенно выросла

Forbes
Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Они этого не скрывают! Российские звезды, которые признались в пластике Они этого не скрывают! Российские звезды, которые признались в пластике

Знаменитости, которые не боятся говорить о произошедших с ними изменениях

Cosmopolitan
Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди» Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди»

Актер Игорь Лифанов о Дмитрии Нагиеве и съемках в «Дневном дозоре»

Караван историй
Как научиться высыпаться Как научиться высыпаться

Хочешь хорошо выспаться?

Maxim
Владимир Маяковский Владимир Маяковский

Правила жизни поэта Владимира Маяковского

Esquire
Как прошла женская акция солидарности и протеста в Москве Как прошла женская акция солидарности и протеста в Москве

Репортаж с акции «Цепь солидарности и любви» в поддержку женщин-политзаключенных

СНОБ
Катя Кузнецова: «Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности» Катя Кузнецова: «Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности»

Актриса Катя Кузнецова о съемках, харассменте и отношениях

Караван историй
Пористый полимерный каркас позволил мышам эффективней нарастить мышечные клетки Пористый полимерный каркас позволил мышам эффективней нарастить мышечные клетки

Ученые предложили использовать пористый материал в тканевой инженерии

N+1
Ирина Апексимова. Живу как хочу Ирина Апексимова. Живу как хочу

Ирина Апексимова — о работе в театре и критике

Коллекция. Караван историй
Скоротаем вечерок: 10 мощных триллеров, от которых ты не сможешь оторваться Скоротаем вечерок: 10 мощных триллеров, от которых ты не сможешь оторваться

Эти книги ты не сможешь бросить на половине!

Cosmopolitan
Надежда Микулич. Молодость моя, Надежда Микулич. Молодость моя,

Надежда Микулич. Творческий путь в ансамбле "Верасы"

Коллекция. Караван историй
Пять бытовых мифов, которые оказались правдой или имели реальные основания Пять бытовых мифов, которые оказались правдой или имели реальные основания

Легенды, в которые до сих пор наивно верят

Maxim
От шаровар к легинсам: в чем женщины занимались спортом раньше и в чем сейчас От шаровар к легинсам: в чем женщины занимались спортом раньше и в чем сейчас

Какой путь прошел женский спортивный костюм за историю своего существования?

Cosmopolitan
Распределенные вычисления на компьютерах добровольцев помогли найти новый пульсар-«черную вдову» Распределенные вычисления на компьютерах добровольцев помогли найти новый пульсар-«черную вдову»

Он разрушает своего маломассивного компаньона

N+1
За триллион лет до Большого взрыва За триллион лет до Большого взрыва

У теории Большого взрыва есть сильный конкурент – циклическая теория

Популярная механика
Выход из тупика: почему Голливуд все время снимает новые франшизы по старым блокбастерам Выход из тупика: почему Голливуд все время снимает новые франшизы по старым блокбастерам

Продолжения и ремейки успешных картин становятся основной стратегией киностудий

Forbes
Живу чужую жизнь: какие трудности тебя ждут, если ты не на своем месте в семье Живу чужую жизнь: какие трудности тебя ждут, если ты не на своем месте в семье

Посещают ли тебя мысли, что ты живешь неправильно?

Cosmopolitan
Каким получился фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер» Каким получился фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер»

Из чего сплетена история в фильме «Северный ветер»

РБК
10 причин, по которым «критические дни» все не приходят 10 причин, по которым «критические дни» все не приходят

Почему месячные не приходят?

Cosmopolitan
Шепотом и криком Шепотом и криком

Игорь Гулин о Геннадии Горе

Weekend
Открыть в приложении