«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историйЗнаменитости

Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

Ассистент по актерам посмотрела на меня задумчиво пару минут и выдала: «Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона».

Беседовала Алла Занимонец

ридцать три года назад, в марте 1988-го, состоялась премьера четырнадцатисерийного телефильма режиссера Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина». Для вас ведь эта роль стала первой в творческой биографии и главной в судьбе?

— Эта роль была предопределена, но я еще не умел читать «знаки». Знаете, когда «Эй, заметь, обрати внимание, прислушайся, намекаю!..» Шепот судьбы доносится не просто так. Подсказки звучали часто и четко, но я не слышал, вспомнил о них позже. На четвертом курсе сдавал экзамен по русской литературе и вытащил билет — «Жизнь Клима Самгина». Если помните, толстенная книга! Конечно же, я ее не прочел, зато почему-то выучил полстранички лекции и несколько цитат. Протараторил и получил пятерку. Не подозревал, что спустя короткое время мне придется уже с интересом проштудировать роман от корки до корки. Или еще эпизод. Приятель, журналист из киношной сферы, как-то сообщил: на «Ленфильме» режиссер Виктор Титов готовится к запуску многосерийного телефильма. «Понимаю, — говорит, — что ты без работы и надо жить. Постараюсь поговорить с кем надо, выбить тебе эпизодик».

Кадр из телефильма «Жизнь Клима Самгина», 1988 год

— И действительно приложил руку к тому, что в итоге вы получили главную роль?

— Нет. Думаю, он даже забыл о разговоре. Незадолго до этого я оказался в Ленинграде с гастролями Театра моды Славы Зайцева, где работал манекенщиком. Забежал на «Ленфильм», оставил в актерской картотеке фотографии и анкету — рост, вес, цвет глаз.

Через пару недель пригласили на фотопробы. Следующие два месяца я ездил в Ленинград каждый понедельник уже на кинопробы. Первый раз показывался с двумя глыбами — Юрой Богатыревым и Леной Соловей. Не помню себя вообще, настолько волновался. Кто они и кто я?! Но очень хотелось получить эту роль, очень... И вот последний этап — утверждение актерского состава в Госкино. Как я понял, моя кандидатура вызвала споры. Понятно: молодой неопытный актер — и главная роль! Причем возрастная, от семнадцати лет до сорока с чем-то. А мне на тот момент всего двадцать пять... Ответа ждал месяца два.

От постоянного напряжения и нервотрепки вдруг закурил и до сих пор курю. В театральном, когда ребята вокруг поголовно дымили, мне это было неинтересно, а тут нервы окончательно сдали.

Еще до истории с Самгиным меня утвердил сам Сергей Федорович Бондарчук в картину «Борис Годунов» на роль рынды — истукана, стоящего с секирой у входа в царские палаты. Я был счастлив! Но случился Самгин... Знаю, что многие прекрасные актеры, ныне известные и популярные, пробовались на эту роль. Они были опытнее, но Титов почему-то выбрал меня. Такое не раз случалось — когда заходил последним в вагон, а выходил первым. Так же произошло чуть позже с «Морским волком». Уже все актеры перепробовались, а я приехал в Одессу на студию и сразу был утвержден.

Режиссер Виктор Титов, посмотрев часть материала, сказал: «Ты талантливый, Андрей». После этих слов я не то что горы мог сдвинуть, даже перевернуть земной шар!

— Как работалось с Титовым? Ведь он уже был мэтром, снял и «Открытую книгу», и «Здравствуйте, я ваша тетя!», и «Чудо с косичками».

— У нас сложились интересные отношения, которые редко бывают между актером и режиссером. Мы понимали друг друга даже не с полуслова, а на молекулярном уровне. Но это произошло не сразу — через месяц-полтора, когда Виктор Абросимович посмотрел часть отснятого материала и сказал: «Ты талантливый, Андрей». После этих слов я не то что горы мог сдвинуть, но даже перевернуть земной шар! Он увидел, что двигаюсь в нужном направлении. Вносил поправочки, но минимальные. Все два года съемок мне было очень легко.

Жаль, больше не работали вместе. Однажды случайно где-то увиделись, я признался, что мечтаю о роли Мышкина. Он оживился: «Да! Было бы здорово». Знаю, у него состоялся разговор с великим Георгием Рербергом, оператором, который снял «Зеркало» Тарковского, много работал с Кончаловским и самим Титовым. Тот также сказал: «Надо снимать!» Представляете, что могло получиться? Но... Наступило время кооперативов, странных фильмов о проститутках и бандитах. А играть хотелось настоящее.

— Вы говорите, что было легко, но как без опыта в двадцать с небольшим играть сорокалетнего, да еще довольно сложного человека прошлого века?

— Я был неопытным, даже в театре до этого не играл. Конечно волновался. Чтобы не выпадал из кадра, на полу чертили мелом крестики: «Андрей, не сдвигайся, у тебя крупный план». Играл страшно переживая и удерживая в голове задачу.

Снимали непоследовательно — сегодня играю сорокалетнего, а завтра моему герою восемнадцать. Все зависело от графика партнеров, готовности павильона, натуры и прочего. Казалось, раз я «старый», надо добавить сутулости, скомканности плеч и приволакивающие ножки. Сейчас мне шестьдесят — какое шарканье, даже смешно! Понятно, что во времена Горького люди старели быстрее, но не до такой же степени.

А какие у меня были партнеры! Калягин, Соловей, Джигарханян, Проскурин, Глушенко, Гундарева, Глузский... И рядом я, еще мало что умеющий пацан. Но никто не поучал, не давал советов, корифеи держались дружелюбно, на равных. Лена Соловей, которая играла мою мать, запомнилась удивительной интеллигентностью. Добрая, светлая, «своя»! Ее муж Юра Пугач работал на картине художником-постановщиком, все потрясающие интерьеры — его рук дело.

Помню, в начале съемок предупредили: «Имей в виду, завтра приедет Гундарева!» Наташу многие побаивались, у нее был непростой характер. Но мы общались замечательно, за разговорами час то выпивали в вагоне СВ, когда ехали на съемки. Наташа была широкой, открытой. Слышал, что когда на площадке складывалось «не по ее», устраивала взбучку. Но я лично такого не видел.

А с молодыми — Андреем Харитоновым, Сережей Маковецким, Ларисой Гузеевой — мы вообще оказались на одной волне, хотя я был начинающим, а они уже сыграли заметные роли. Вообще, никто из звездного состава не относился ко мне пренебрежительно или свысока. Через несколько лет после выхода на экраны «Самгина» я сыграл Ставрогина в «Бесах». На картине снова собрались одни звезды — Джигарханян, Демидова, Тихонов, Скобцева. Да и сам режиссер Игорь Таланкин — величина! И опять никаких эксцессов.

— Помните чувство, когда увидели себя на экране?

— Конечно! Первую серию показали с утра, затем повторили вечером. Заперся дома один, чтобы без свидетелей.. . «Неужели это я?» — с такой мыслью просидел у экрана час пятнадцать, выкурив пачку сигарет. Был ли собой доволен? Категорически нет. Удалось себя принять, поверить, что сделал максимально возможное из того, что в то время мог, лишь после третьего или четвертого просмотра картины.

Популярность случилась зашкаливающая. Незнакомые люди на улице говорили приятные слова, благодарили. Любопытно, что ни хамства, ни панибратства не было. Притом что — уверен — не всем нравится актер Руденский, произведение «Жизнь Клима Самгина», подозреваю, и сам писатель Максим Горький. Узнавали по голосу, со спины, даже если шел по улице в темных очках и вязаной шапке, натянутой на брови. Неожиданно пошла мода — новорожденных мальчиков вдруг начали называть Климами.

Несколько лет назад ехал в метро и вдруг услышал женский голос: «Простите, вы Андрей Руденский? Я вас по спине узнала, вы Самгина играли».

— Как изменился образ жизни молодого парня?

— Однозначно, стал больше себе позволять, поскольку уже хорошо зарабатывал. Тратил деньги на одежду, ресторанчики, но по-прежнему снимал квартиру в Люблино. Слава богу, звездная болезнь миновала. Никогда не прятался, хожу спокойно в магазины, езжу в общественном транспорте. А если люди узнают, улыбаются, просят автограф, это же нормально — значит, в профессии что-то сделано.

— Казалось бы, после такого дебюта режиссеры должны выстроиться в очередь. Ан нет...

— Да, вся моя жизнь проходит с паузами... Непонятно, что тогда произошло, почему никто не бросился меня снимать. Был уверен, что телефон задымится от нескончаемых звонков режиссеров. Начитавшись биографий известных актеров, знал: после успешных ролей именно так с большинством и происходило. Но со мной прорыва, увы, не случилось. Конец восьмидесятых, классика постепенно выходила из моды, а «бандиты» еще не начались. Я ждал, сходя с ума... Чтобы держаться в форме и чем-то занять голову, осваивал итальянский, ходил в спортивный зал. Понимал, что хорошо поработал, но где отдача? Только через год позвали на пробы «Морского волка» по Джеку Лондону — ситуация стала исправляться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деми и ее Демоны Деми и ее Демоны

У пятидесятисемилетней Деми Мур давно не было громких премьер

Караван историй
Английское убийство Английское убийство

Смерть инакомыслящего: по заказу монарха или по недоразумению?

Вокруг света
Мария Порошина. Быть мамой непросто Мария Порошина. Быть мамой непросто

Мария Порошина: У меня нет права, да и времени на уныние или отчаяние

Караван историй
Бадомедики Бадомедики

Что такое БАДы и что с ними делать?

Maxim
Вспоминая Сергея Федоровича Бондарчука Вспоминая Сергея Федоровича Бондарчука

«Он создал планету Бондарчук»

Караван историй
5 способов усилить мотивацию для похудения (теперь у тебя точно получится) 5 способов усилить мотивацию для похудения (теперь у тебя точно получится)

Как получить мотивацию для похудения?

Playboy
Ирина Пегова: «Я — за неожиданные повороты судьбы» Ирина Пегова: «Я — за неожиданные повороты судьбы»

Интервью с актрисой Ириной Пеговой

Караван историй
Затмили Турман и Зету-Джонс! Секс-символы Голливуда с дочками на красной дорожке Затмили Турман и Зету-Джонс! Секс-символы Голливуда с дочками на красной дорожке

Самые яркие парные выходы главных красавиц Голливуда с детьми

Cosmopolitan
Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь

Наталия Белохвостикова рассказывает о своей жизни и сложностях усыновления

Караван историй
Любовь живет четыре года Любовь живет четыре года

Анн-Софи Пайере раз в четыре года меняет жилье и с нуля создает новый интерьер

AD
Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди» Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди»

Актер Игорь Лифанов о Дмитрии Нагиеве и съемках в «Дневном дозоре»

Караван историй
Разнотык: «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского Разнотык: «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского

Как Андрей Кончаловский показал палачей в фильме «Дорогие товарищи!»

Школа Masters
Анна и Софья Ардовы: Лунный свет Анна и Софья Ардовы: Лунный свет

Соня не растрачивает попусту энергию на посторонних. И учит этому мать

Караван историй
12 фильмов кинофестиваля в Берлине 12 фильмов кинофестиваля в Берлине

Самые интересные фильмы Берлина-2021

Weekend
«Магический реализм» Оуэна Уилсона «Магический реализм» Оуэна Уилсона

У Оуэна Уилсона много странностей и описать его сложно

Караван историй
Астрономы впервые померили плотность молодой экзопланеты Астрономы впервые померили плотность молодой экзопланеты

Возраст экзопланеты AU Mic b оценивается менее чем в 25 миллионов лет

N+1
Алексей Ивашов: «Отец ушел из дома, и на этот раз все могло закончиться разводом» Алексей Ивашов: «Отец ушел из дома, и на этот раз все могло закончиться разводом»

В кино я наконец повидал родителей: Светлану Светличную и Владимира Ивашова

Коллекция. Караван историй
7 обычных продуктов, которые смертельно опасны, если их съесть слишком много 7 обычных продуктов, которые смертельно опасны, если их съесть слишком много

Ты наверняка и не подозревал, что в твоем кухонном шкафу есть яды!

Maxim
Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!» Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!»

Плучек все-таки оттащил меня от кино. А Андрюшка Миронов меня ругал

Караван историй
Женская сила Женская сила

За художницей Артемизией Джентилески закрепилась слава первой феминистки

Вокруг света
Самые безумные и странные традиции средних веков Самые безумные и странные традиции средних веков

Средневековые традиции, которые выходили за все рамки адекватности

Популярная механика
Как выглядят Как выглядят

Результаты исследования новейшего кратера газового выброса на Ямале

Популярная механика
Иосиф Бродский: «Никакая жизнь не подлежит сохранению». О музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в Санкт-Петербурге Иосиф Бродский: «Никакая жизнь не подлежит сохранению». О музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в Санкт-Петербурге

Почему создатели музея Иосифа Бродского отказались от привычных форматов

СНОБ
«Пропагандисты мракобесия тоже не спят»: популяризатор науки Александр Соколов — о будущем человека и научном юморе «Пропагандисты мракобесия тоже не спят»: популяризатор науки Александр Соколов — о будущем человека и научном юморе

Интервью с финалистом премии «Просветитель» Александр Соколов

Forbes
«Между нами все было хорошо, почему же он ушел?» «Между нами все было хорошо, почему же он ушел?»

За таким решением, как уход из семьи, всегда скрывается замалчиваемый кризис

Psychologies
Ботан стал мачо: как изменились звезды сериала Ботан стал мачо: как изменились звезды сериала

Как сейчас выглядят звезды «Простых истин» и чем они занимаются

Cosmopolitan
РПЦЗ и катакомбники: антисоветское православие РПЦЗ и катакомбники: антисоветское православие

В ХХ веке русское православие столкнулось с новым конфликтом

Weekend
Возрожденная британская популяция журавлей преодолела рубеж в двести особей Возрожденная британская популяция журавлей преодолела рубеж в двести особей

Как в Великобритании восстанавливают популяцию журавлей

N+1
Открыть в приложении