Первые итоги 2022 года ПСВ в России

Позитивные измененияБизнес

Проекты социального воздействия в России

Первые итоги 2022 года

К концу 2022 года проекты социального воздействия в России (ПСВ), они же Social Impact Bonds (SIB), прошли 2/3 пути пилотной апробации. Новый финансовый инструмент, направленный на повышение качества государственных услуг, был утвержден специальным постановлением Правительства РФ в 2019 году. В настоящее время уже завершены первые три проекта, реализованные по модели SIB. Какие задачи решают ПСВ в России, в чем их особенности, к каким изменениям качества жизни граждан нашей страны они приводят, а также для кого могут стать «вдохновляющей историей» — в статье эксперта ВЭБ.РФ.

Что такое проекты социального воздействия и зачем они нужны?

Проекты социального воздействия являются инструментом финансирования, реализуемым на принципах «плата за успех»1. Государство выступает в качестве «заказчика» социального эффекта — положительного изменения состояния и (или) жизненных условий своих граждан. Для достижения социального эффекта государство привлекает частного инвестора (организатора) проекта и профессионального исполнителя, обладающего опытом в соответствующей сфере. Организатор получит государственный грант только в случае достижения заявленного социального эффекта. Общая схема реализации проектов социального воздействия представлена на Схеме 1.

Схема 1. Проекты социального воздействия: механизм реализации проекта

1О проектах социального воздействия можно также прочитать в журнале «Позитивные изменения» Том 2, № 2: Вяткина, Ю. (2022). Игра вдолгую: точки роста и перспективы Social Impact Bonds в России. Позитивные изменения, 2(2), 14-23. Смекалин, И. (2022). «Песочницы» социальных инвестиций: как в мире развиваются проекты Social Impact Bonds. Позитивные изменения, 2(2), 30-39.

В традиционном подходе финансирования социальных услуг государство либо авансирует оказание социальных услуг по установленному стандарту, либо покрывает уже понесенные расходы по их оказанию. Использование подхода «платы за успех» позволяет гибко настраивать план мероприятий проекта социального воздействия с учетом внешних факторов и наработанной проектом практики для достижения социального эффекта. Фокус на механизмах и технологиях работы в социальной сфере подразумевает, что проекты социального воздействия не предполагают создание инфраструктуры, за исключением случаев, когда этого требует технология работы (например, помещения для организации сопровождаемого проживания инвалидов), но даже в этом случае это не должно составлять значительную часть проекта.

Важная черта проектов социального воздействия — каждый проект нацелен на выработку уникального механизма и технологии работы в социальной сфере, направленных на улучшение жизни граждан, для его дальнейшего тиражирования и масштабирования (после подтверждения его эффективности по результатам независимой оценки). Цель каждого проекта увязана со стратегическими задачами развития государства, а социальный эффект и целевые показатели — инструмент для их измерения и подтверждения эффективности.

Таким образом, проекты социального воздействия позволяют государству, коммерческим и некоммерческим организациям совместно предложить эффективные решения для улучшения жизни граждан, в том числе за счет:

  • апробации новых современных механизмов и технологий работы в социальной сфере, требующих меньших затрат бюджетов всех уровней при достижении сопоставимых и даже более значимых социальных эффектов;
  • проведения комплексной оценки достигнутых результатов и выработанных подходов и механизмов работы для дальнейшего тиражирования и масштабирования наиболее эффективных решений;
  • повышения эффективности государственных расходов за счёт отложенного характера расходов бюджета исключительно при условии достижения социального эффекта проекта, по результатам независимой оценки;
  • повышения качества и доступности государственных услуг для граждан с учетом их потребностей;
  • привлечения частных инвестиций на развитие социальной сферы на возвратной основе;
  • развития негосударственного сектора в социальной сфере, за счет возможности масштабирования своей деятельности и развития компетенций (в том числе в области проектного управления) во взаимодействии с государственными органами, коммерческими организациями и институтами развития.

Зачем нужен оператор проектов социального воздействия?

Для запуска и реализации проекта социального воздействия необходимы компетенции в области государственных финансов, стратегического и проектного управления, а также понимание специфики отраслей социальной сферы, включая:

  • проработку параметров паспорта проекта, в том числе анализ проблемной ситуации в отрасли социальной сферы и установление её взаимосвязи со стратегическими задачами региона;
  • проработку социального эффекта и целевых показателей социального эффекта как критериев успеха проекта;
  • разработку финансово-экономического обоснования проекта, исходя из ожидаемого социального эффекта;
  • согласование параметров проекта со всеми стейкхолдерами;
  • разработку проектов нормативных правовых актов и проектов соглашений в рамках реализации проекта, в том числе предусматривающие сбор информации для проведения мониторинга реализации проекта;
  • поиск потенциального организатора проекта, исполнителя проекта.

За рубежом практически во всех проектах возникает посредник, который обеспечивает техническую, правовую, финансовую экспертизу, содействует структурированию проекта как проекта социального воздействия, структурирует финансовую схему его реализации, привлекает финансирование в проект и выполняет иные функции. Часто за разные аспекты отвечают разные организации. В описании некоторых проектов встречается информация о семи посредниках, привлеченных к их реализации.

Постановление Правительства № 14912 предусматривает привлечение оператора проекта, который осуществляет консультационное сопровождение, мониторинг реализации проекта и обеспечивает проведение независимой оценки достижения социального эффекта. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах также предусматривает привлечение российских институтов развития при внедрении новых инструментов финансирования (к которым относятся проекты социального воздействия)3.

2Гарант.ру. (2019). Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия». Режим доступа: https://base.garant.ru/73080288/. (дата доступа: 10.12.2022).

3Гарант.ру. (2019). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72064730/. (дата доступа: 10.12.2022).

В рамках пилотной апробации в качестве оператора субъектам Российской Федерации рекомендуется привлекать ВЭБ.РФ. Участие оператора позволяет субъектам РФ «тонко» настроить инструменты проектов социального воздействия, а ВЭБ.РФ, как оператору, обобщить лучшие практики их реализации для развития инструмента. Также оператор проводит мониторинг проектов и предпринимает меры по купированию обнаруженных рисков. В конце срока реализации проекта оператор привлекает организацию, которая проводит независимую оценку достижения социального эффекта, без чего невозможна выплата гранта в форме субсидии организатору проекта.

Что было достигнуто к концу 2022 года?

К концу 2022 года проекты социального воздействия прошли 2/3 пути пилотной апробации — они запускаются с 2019 до конца 2024 года. К этому моменту десять субъектов Российской Федерации активно вовлечены в проработку, запуск и реализацию проектов социального воздействия, и почти половина субъектов РФ выразила заинтересованность в осуществлении подобных проектов.

Суммируя результаты за неполные 4 года, можно отметить следующие ключевые достижения:

  • утверждено Положение об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 — 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия (Постановление Правительства № 1491), которое упорядочило основные требования к реализации проектов социального воздействия и запустило пилотную апробацию;
  • запущено 10 проектов в 7 субъектах Российской Федерации в 5 отраслях социальной сферы (образование, социальное обслуживание, социальная защита, здравоохранение, занятость), общий объем инвестиций в эти проекты составляет 385 млн рублей, объем грантов в форме субсидии из региональных бюджетов в случае успеха проектов — 419 млн рублей;
  • в 2022 году завершились 3 проекта: в сфере образования в Республике Саха (Якутия), в сфере здравоохранения и в сфере социальной защиты в Приморском крае. Общий объем инвестиций в проектах — 106 млн рублей, объем грантов — 114 млн рублей. Все проекты признаны успешными, был достигнут социальный эффект;
  • проекты социального воздействия получили международное признание: ВЭБ.РФ получил две премии ADFIAP4 в 2020 и 2022 г. за реализацию проектов социального воздействия в сфере образования в Республике Саха (Якутия) и в сфере социальной защиты населения в Приморском крае;
  • в 2022 году активно развивается методическое сопровождение реализации проектов социального воздействия, в том числе переработан и дополнен раздел сайта ВЭБ.РФ5, посвященный проектам (добавлены подробные ответы на вопросы, размещена информация о действующих проектах, представлен утвержденный ВЭБ.РФ порядок мониторинга проектов и представлены проекты типовых документов для запуска и реализации проектов социального воздействия);
  • осуществляется методологическое сопровождение реализации проектов социального воздействия со стороны Минфина РФ, в рамках которого субъектам Российской Федерации предоставляются разъяснения по вопросам применения бюджетного законодательства при реализации проектов.

4Ежегодная премия Ассоциации институтов финансирования развития Азиатско-Тихоокеанского региона (ADFIAP). Победителями объявляются такие проекты, которые, по мнению Исполнительного комитета премии ADFIAP, вносят существенный вклад в достижение конкретной цели устойчивого развития национальной экономики.

5ВЭБ.РФ. (2022). Участникам проектов социального воздействия. Режим доступа: https://вэб.рф/agent-pravitelstva/psv/uchastnikam/. (дата доступа: 10.12.2022).

Ключевые достижения по годам реализации проектов социального воздействия представлены на Схеме 2.

Схема 2. Ключевые достижения проектов социального воздействия в 2019–2022 гг.

За сухими цифрами и фактами лежат реальные социальные преобразования и изменения качества жизни граждан нашей страны. В качестве примера рассмотрим результаты по трем завершившимся проектам.

2019: 1 проект*

  • Утверждение распоряжения Правительства № 117-р;
  • Утверждение постановления Правительства № 1491;
  • Запуск первого проекта в сфере образования в Республике Саха (Якутия).

2020: 3 проекта*

  • Проведение семинаров-совещаний при поддержке Минфина России со всеми субъектами Российской Федерации;
  • Проведение международной конференции в октябре, посвященной ПСВ и SIB;
  • Премия ADFIAP за проект в сфере образования в Республике Саха (Якутия);
  • Запуск двух новых проектов в Приморском крае при участии АО «Почта России».

2021: 5 проектов*

  • Включение в Меморандум о финансовой политике ВЭБ.РФ проектов социального воздействия;
  • Запуск двух новых проектов, направленных на развитие сопровождаемого проживания в Республике Саха (Якутия) и Челябинской области;
  • Утвержден порядок проведения мониторинга и итоговая форма отчета о реализации проекта социального воздействия распоряжением ВЭБ.РФ.

2022: 10 проектов*, 3 проекта успешно завершены

  • Премия ADFIAP за проект в сфере социальной защиты в Приморском крае;
  • Проведение независимой оценки по результатам первых трех завершившихся проектов в Республике Саха (Якутия) и Приморском крае;
  • Старт масштабирования отдельных мероприятий успешно завершенных проектов;
  • Рост в 2 раза числа проектов и количества реализующих их субъектов Российской Федерации;
  • Проработка информации на сайте ВЭБ.РФ с разъяснением ключевых вопросов и размещением типовых документов.

* количество проектов определяется по количеству паспортов проектов, утвержденных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, накопленным итогом к окончанию соответствующего года (project numbers determined by the number of project passports approved by the supreme executive authorities of the constituent entity of the Russian Federation as of the end of the respective year)

Результаты первых трех завершенных проектов

Важнейшей вехой 2022 года стало проведение независимой оценки и завершение первых трех проектов социального воздействия. Именно по результатам независимой оценки принимается решение о выплате гранта в форме субсидии организатору проекта, который на протяжении всего срока его реализации вкладывал свои средства в достижение социального эффекта. Задачей независимой оценки также является оценка социальных и экономических эффектов от реализации проектов, оценка взаимосвязи мероприятий проекта с достигнутым социальным эффектом и, как следствие, оценка потенциала для масштабирования проекта.

В Республике Саха (Якутия) завершился проект в сфере образования, стартовавший в 2019 году и ставший первым проектом социального воздействия в России. Цель проекта — рост качества школьного образования. Исполнителем выступила Высшая школа экономики, а организатором — АО «ВЭБ.ДВ». Для оценки успеха проекта был разработан специальный индекс, отражающий результаты диагностики обучающихся по математике и русскому языку (8 показателей), рост числа призеров и победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников среди 10 и 11 классов (2 показателя). Целевое значение рассчитывается как прирост всех показателей не менее чем на 10%. Детальный порядок оценки индекса является приложением к паспорту проекта (утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 июня 2019 г. № 150).

В задачи проекта входило не только повышение уровня образования школьников по окончании реализации проекта, но и закрепление результата для обеспечения долгосрочного роста качества образования в республике. Первым этапом стал детальный анализ школ и школьников на пилотной территории реализации проекта — Хангаласского улуса (района) — для их кластеризации и выработки детальных адаптированных мер, включая индивидуальные образовательные маршруты. Для устойчивости результатов в проект были вовлечены не только учителя и школьники, но и родители.

Через год после старта проекта были введены ограничительные меры, связанные с распространением COVID-19, что потребовало от образовательных организаций перестроить образовательный процесс в онлайн-формате. Однако школы, участвующие в проекте, оказались в высокой степени готовности, т. к. ранее уже отработали онлайн-технологии взаимодействия.

По итогам проекта индекс, отражающий уровень образовательных результатов школьников, вырос более чем на 10% (по факту — на 41%), а образовательные результаты школьников, участвующих в проекте, оказались также более чем на 10% выше по сравнению с результатами школьников, проживающих на двух контрольных территориях Якутии. Значительно выросло число победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников из Хангаласского улуса по сравнению со стартом проекта, а одна школьница впервые стала призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории искусств. По результатам проекта разработаны 7 успешных практик для масштабирования во всех школах Якутии, включая подходы по развитию управленческих команд школ, тьюторских и наставнических практик, сетевых практик взаимодействия образовательных организаций и т. д.

В Приморском крае завершились два проекта — в сфере здравоохранения и в сфере социальной защиты населения, реализуемые при участии АО «Почта России» в качестве организатора и исполнителя. Их основная задача — повышение качества жизни граждан, проживающих в отдаленных районах Приморского края, для которых затруднен доступ к социальным услугам. Паспорта проектов утверждены Постановлениями Правительства Приморского края от 18 декабря 2020 года № 1048-пп и № 1049-пп, сроки реализации — с 1 февраля 2021 г. по 31 июля 2022 г. Распространение COVID-19 потребовало продления сроков реализации проектов на полгода по сравнению с изначальными планами (первоначальный срок окончания — 31 января 2022 г.) и расширения пилотной территории, при этом, в результате проекты охватили более 32 тыс. граждан, а все поставленные задачи были выполнены, что еще раз свидетельствует о гибкости механизма таких проектов.

Проект в сфере здравоохранения предусматривал решение двух основных задач: 1) вовлечь граждан в оценку состояния своего здоровья в рамках ежегодной диспансеризации и 2) обеспечить граждан, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение, доставкой лекарств на дом. Первая задача осложнялась тем, что прежде всего требовалось вовлечь граждан, не посещавших диспансеризацию более двух лет, а также ограничениями, вызванными распространением COVID-19. Несмотря на это, удалось вовлечь в диспансеризацию более 9000 граждан при целевом показателе чуть более 5000 человек. Доставка лекарственных препаратов потребовала от АО «Почта России» выстроить отдельные маршруты для почтальонов и закупить специальные сумки для лекарств, требующих особых условий хранения. В результате, более 1300 граждан получили лекарственные препараты на дом; совершено почти 19 тыс. доставок, представители уполномоченного органа отметили значительный рост отгрузки лекарств, а граждане оставили более 100 положительных отзывов о проекте. Как следствие, доставка лекарственных препаратов была закреплена в Приморском крае как социально значимый проект для дальнейшей реализации (Постановление Правительства Приморского края от 2 декабря 2022 г. № 819-пп), что и является примером масштабирования практики, выработанной в рамках проекта после его завершения.

В рамках второго проекта работа велась по линии социальной защиты. Почтальоны помогали выявлять семьи с низким доходом, проживающих в отдаленных районах, для последующего оформления социальных контрактов, дающих возможность для открытия собственного дела, развития подсобного хозяйства или обучения новой специальности. В рамках проекта планировалось заключить не менее 270 социальных контрактов с малоимущими семьями с детьми6 и дополнительно выявить не менее 100 малоимущих семей с детьми.

6Социальный контракт — мера государственной социальной помощи малоимущим гражданам по поиску работы, открытию собственного дела и преодолению сложной жизненной ситуации.

Параметры проекта были определены еще до ситуации с COVID-19, поэтому прогнозная численность малоимущих семей с детьми была выше количества стоящих на учете в органах социальной защиты населения. Внедрение государством на федеральном и региональном уровне дополнительных мер поддержки граждан привело к масштабному самостоятельному обращению граждан за оформлением мер поддержки. Количество семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения как малоимущие, увеличилось к 1 января 2021 года на пилотных территориях реализации проекта почти на 50%. Для снижения риска невыполнения целевых показателей проекта с учетом изменившихся внешних факторов был не только увеличен срок реализации проекта, но и расширена пилотная территория.

Схема 3. Проекты социального воздействия: завершенные проекты 

Показатели 

Значение индекса, отражающего рост образовательных результатов (соответствует росту на 10%, 27 школ, более 5000 детей) 

Превышение индекса над значениями, достигнутыми в контрольной территории

План > Факт 

0, 350 > 0, 436

10% > 13%

Масштабирование субъектом 

  • Выработано 7 практик для масштабирования как на территории Якутии (151 тыс. школьников), так и в других субъектах РФ (17,3 млн школьников)
  • Описание практик рассмотрено на научном совете НИУ ВШЭ

Показатели

Доставка лекарственных препаратов на дом и передача инфо о своём здоровье в медучрежение) 

Вовлечение в диспансеризацию 

План > Факт

1283 чел.  > 1367 чел. 

  • 100% получили лекарства (19 тыс. рецептов) и передали инфо о состоянии здоровья 

5200 чел. > 9062 чел.

Масштабирование субъектом 

  • Доставка лекарствееных средств осуществляется на системной основе Почтой России за счет средств профильного министерства
  • Организовано участие Почты России в рамках решения иных социальных задач региона 

Показатели

Выявление малоимущих семей с детьми

Заключение социальных контрактов с малоимущими семьями с детьми и повышение дохода семей 

План > Факт 

100 семей > 114 семей 

270 семей > 349 семей

Масштабирование субъектом 

  • Применение подхода на постоянной основе, запуск аналогичных проектов в других субъектах РФ 
  • Разработка новых ПСВ в Приморском крае 

Все проекты достигли социального эффекта и масштабируются субъектами за счет средств бюджета субъекта 

Чтобы добиться результата, почтальоны обошли более 13 тысяч семей, проанкетировали более 800 семей на предмет соответствия критериям заключения социального контракта. Интересно, что в результате массового обхода в реализацию мер социальной поддержки были вовлечены и иные категории граждан, которые изначально не были целевой аудиторией проекта. Информация более чем о 100 гражданах, которые могут получить социальную поддержку в виде заключения социального контракта, была передана для рассмотрения в органы социальной защиты населения для принятия соответствующего решения — это стало дополнительным эффектом проекта.

Несмотря на изменившиеся условия реализации, АО «Почта России» удалось выявить 114 малоимущих семей с детьми, которые в результате получили государственные меры поддержки. С помощью АО «Почта России» было заключено 349 социальных контрактов с семьями с детьми, что на 29% выше целевого значения проекта.

Практика реализации первых трёх проектов социального воздействия подтверждает эффективность гибкого подхода, позволяющего адаптировать мероприятия с учетом динамично меняющейся внешней среды. Подобная гибкость требует высокого профессионализма и вовлеченности всех участников проекта. Но результаты оправдывают затраченные усилия.

Особенности развития ПСВ в России

Проекты социального воздействия являются адаптацией инструмента SIB, поэтому рассмотрим особенности развития ПСВ в России по сравнению с зарубежной практикой. Всего в мире, учитывая российские ПСВ, запущено 276 SIB в 38 странах, привлечено более $739 млн инвестиций.

За неполных 4 года реализации в России появились 10 проектов социального воздействия. За тот же период в мире (учитывая проекты в России) — 102 проекта SIB, то есть на Россию приходится 10% всех запущенных проектов за указанный период. При этом если рассматривать 5 стран с наибольшим количеством проектов SIB в первые 4 года реализации, то практика России находится на сопоставимом уровне (Таблица 17).

Таблица 1. Топ-5 стран по количеству SIB в мире в первые 4 года реализации

Источник: Составлено автором на основании данных Impact Bond Dataset 

7Government Outcomes Lab. (2022). Impact Bond Dataset. Retrieved from: https://golab.bsg.ox.ac.uk/knowledge-bank/indigo/impact-bond-dataset-v2/?query=&maptype=markers. (accessed 10.12.2022).

Средний размер инвестиций в проектах SIB составляет 3,7 млн долларов США (порядка 250 млн рублей с учетом среднего курса доллара в 2022 г.). Средний объём инвестиций в рамках проектов в России — 38 млн рублей. Сравнивать средний объем напрямую некорректно в связи с различиями в численности социальных бенефициаров, сферах реализации проектов, уровне цен и других составляющих. При этом средняя стоимость реализации проектов может отражать готовность инвесторов вкладывать в проекты, которые не гарантируют возврат инвестиций (если социальный эффект не будет достигнут).

В зарубежных проектах инвесторов обычно несколько — выборочный анализ показал, что примерно в четверти проектов 1 инвестор (в том числе инвестор, объединяющий финансы нескольких лиц), в трети проектов — 2-3 инвестора, в остальных случаях их больше (до 9 инвесторов в 1 проекте). В российской практике во всех проектах 1 инвестор (организатор проекта, согласно российскому законодательству). Развитие инструментов, направленных на участие нескольких инвесторов в одном проекте может содействовать вовлечению новых инвесторов и увеличению потенциального объема инвестиций. Вовлечение инвесторов может быть также синхронизировано с ESG-повесткой организаций, учитывая непосредственную ориентированность проектов социального воздействия на оценку социальных эффектов (например, в ESG-стратегии ВЭБ.РФ8 наличие прямого измеримого социального эффекта является одним из ключевых ESG-принципов деятельности ВЭБ.РФ).

8ВЭБ.РФ. (2022). ESG-стратегия. Режим доступа: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/esg-strategiya/. (дата доступа: 10.12.2022)

При анализе зарубежной практики стоит отметить наличие инвесторов, системно вкладывающих в проекты SIB. Анализ базы данных Impact Bond Dataset показал, что существует более 20 инвесторов (из имеющегося списка из более чем 360 организаций), которые вложили средства в 10 и более различных проектов. Среди них есть социальные/импакт и благотворительные фонды (например, Big Society Capital, 38 проектов), а также крупные банки (BNP Paribas, Deutsche Bank), пенсионные фонды и страховые организации.

Средний срок реализации проекта также отличается в России от зарубежных аналогов — 31 месяц (от 18 до 40 месяцев) по сравнению с 48 месяцами за рубежом9. Увеличение сроков реализации проектов может привести к удорожанию стоимости реализации проекта с точки зрения выплаты гранта организатору (инвестору) в случае достижения социального эффекта, повышает риски реализации проекта для всех участников. Целесообразность реализации более длительных проектов в российской практике требует дополнительного анализа «за» и «против».

9Government Outcomes Lab. (2022). December 2022 Impact Bond Landscape. Retrieved from: https://golab.bsg.ox.ac.uk/community/news/december-2022-impact-bond-landscape/. (accessed 10.12.2022).

Ещё одна особенность российского подхода — запуск уникальных проектов, апробирующих различные технологии и механизмы работы в социальной сфере для их дальнейшего масштабирования. Тогда как в зарубежной (в основном — в западной) практике могут реализовываться схожие проекты, только в разных локациях, то есть рассматривается вариант тиражирования лучшей практики. Например, из 9 стартовавших в 2020-2021 года в Португалии проектов 5 носят название «Цифровая школа MUDA» (Digital school MUDA), а 2 проекта посвящены цифровой грамотности в школах (Digital Literacy Schools for the Future). В России, например, есть практика запуска трех проектов, направленных на развитие сопровождаемого проживания (в Республике Саха (Якутия), Челябинской области, Хабаровском крае), при этом в данных проектах предусмотрены разные параметры проектов и особенности реализации (например, в каждом проекте имеются уникальные социальные эффекты), учитываются особенности территории и задачи стратегического развития. С одной стороны, тиражирование формирует статистику реализации схожих проектов, что позволяет потенциальным инвесторам оценить риски реализации проекта для принятия решения об участии. С другой стороны, главная идея проектов социального воздействия — уникальность апробируемой практики, которая в дальнейшем может быть масштабирована, что даст мультипликативный эффект.

Российский подход к реализации SIB соответствует модели, характерной для азиатских стран. Потенциалу развития SIB посвящен цикл публикаций, объединённых общим названием SIB 2.010. Российский и азиатский подходы заточены на адаптацию к действующим бюрократическим механизмам в стране с высокими государственными затратами на социальную сферу и сфокусированы на «смазывании механизма» (т. е. тонкой настройкой) для получения эффекта при масштабировании лучшей практики, нежели на запуске небольших, но трудномасштабируемых проектов, в которых акцент делается на выгоде в денежном выражении11.

10USC Sol Price Center. (2022). Social impact bonds 2.0. Retrieved from: https://socialinnovation.usc.edu/sibs2-0/. (accessed 10.12.2022).

11Sin, С. (2021). China Watches Neighbours Develop Home-Grown SIBs for Well-Being and Innovation. Retrieved from: https://traverse.ltd/application/files/5416/2141/2935/China_Watches_-_Chih_Hoong_Sin.pdf. (accessed 10.12.2022).

Подводим итоги на конец 2022 года

Достигнутые результаты по проектам социального воздействия к концу 2022 года заложили основу для развития инструмента и старта новых проектов. Уже можно говорить о формировании спроса со стороны субъектов РФ на реализацию проектов социального воздействия. Нарабатывается успешная практика запуска проектов, формируются кейсы, связанные с завершением проектов, их независимой оценкой и масштабированием.

Накопленный опыт, в том числе опыт ВЭБ.РФ в качестве оператора 10 ПСВ, позволит разработать детальные методические рекомендации по реализации проектов социального воздействия. Для развития инструмента и привлечения новых инвесторов могут быть разработаны меры поддержки, снижающие риски участия для инвесторов. Для ввода мер поддержки целесообразно провести детальный анализ социально-экономических эффектов от реализации проектов. Основные точки роста:

  • наличие успешных завершенных проектов, по которым проведена оценка и подтверждено достижение социальных эффектов, а также осуществляется масштабирование;
  • наличие субъектов Российской Федерации, уже имеющих опыт запуска проектов и опыт завершенных проектов, что приводит к повышению качества и скорости проработки новых проектов в данных регионах;
  • развитие ESG-повестки в России среди организаций и субъектов Российской Федерации, которая ставит в приоритет достижение измеримых социальных эффектов от реализации проектов.

Практика реализации проектов социального воздействия показывает, что не всегда для повышения качества жизни граждан необходимы значительные финансовые вложения и дорогостоящая материально-техническая база. Иногда это возможно сделать за счет внедрения новых технологий и механизмов работы в социальной сфере.

Для государства такие проекты позволяют апробировать новые подходы работы в социальной сфере, выработанные негосударственным сектором, для их дальнейшего масштабирования и общего повышения качества государственных услуг.

Для коммерческих организаций — инвесторов (организаторов) проектов — такой инструмент позволяет реализовать свою политику социальной ответственности и устойчивого развития, включаясь в решение государственных социальных задач на системном уровне, и одновременно с возможностью вернуть вложенные средства с доходностью.

Некоммерческие организации могут получить дополнительный источник финансирования для своей деятельности, масштабировать свои технологии работы в социальной сфере для дальнейшего их развития в качестве государственных услуг (работ).

Никита Мануилов

Директор, Блок агента Правительства Российской Федерации, ВЭБ.РФ

 


Social Impact Projects in Russia

First Results of 2022

By the end of 2022, Social Impact Projects in Russia (SIPs), aka Social Impact Bonds (SIBs), were 2/3 of the way through pilot testing. The new financial instrument designed to improve the quality of public services was approved by a special resolution of the Russian Government in 2019. The first three projects implemented on the SIB model have already been completed to date. What are the tasks addressed by SIPs in Russia, what are their features, what changes in the quality of life do they bring to our citizens, and who can they become an inspiration to? More on that in this article by a VEB.RF expert.

What are social impact projects and why are they needed?

Social impact projects are a “pay-for-success” funding tool1. The state acts as a “customer” of the social effect — a positive change in the wellbeing and (or) living conditions of its citizens. To achieve the desired social effect, the state hires a private investor (project organizer) and a professional implementing partner with the relevant experience. The organizer will receive the state grant only if the declared social effect is achieved. The general implementation scheme of social impact projects is shown in Diagram1.

Diagram 1. Social impact projects: project implementation mechanism

1You can also read about social impact projects in the Positive Changes Journal, Vol. 2, Issue 2: Vyatkina, Yu. (2022). The Long Game: Growth Points and Prospects of Social Impact Bonds in Russia Positive Changes, 2(2), p. 14-23. Smekalin, I. (2022). "Sandboxes" for Social Investments How Social Impact Bonds Are Developing Globally. Positive Changes, 2(2), p. 30-39.

In the traditional approach to financing social services, the state either advances the financing for the provision of social services as per given standard, or covers the costs actually incurred in providing said services. The “pay-for-success” approach brings flexibility into the adjustment of the plans of social impact project activities, based on external factors and established project practices, to achieve social impact.

Focusing on the mechanisms and technologies of social work implies that social impact projects do not involve creating any infrastructure, unless required by the work technology (for example, facilities for organizing assisted living for the disabled), but even in this case, it should not constitute a significant part of the project.

An important feature of social impact projects is that each project is aimed at developing a unique mechanism and work technology in the social sector, intended to improve the lives of the residents, which can be further replicated and scaled (after independent evaluation confirms their effectiveness). The goal of each project is linked to the strategic development objectives of the state, and the social effect and target indicators are a tool to measure and confirm their effectiveness.

Thus, social impact projects allow the state, businesses and non-profits to jointly offer effective solutions to improve the lives of the local residents, including by means of:

  • testing new modern mechanisms and technologies for the social sphere, which require less government spending at all levels while achieving comparable and even greater social effects;
  • conducting a comprehensive assessment of the results achieved and the approaches and working mechanisms developed for further replication and scaling of the most effective solutions;
  • increasing the efficiency of government spending by deferring the budget expenditures and conditioning them on the achievement of the intended social effect of the project, based on an independent evaluation;
  • improving the quality and accessibility of public services, taking into account the needs of the population;
  • attracting private investment to the development of the social sphere on a repayable basis;
  • development of the non-governmental sector in the social sphere, through the ability to scale its activities and develop competencies (including project management) in cooperation with the government agencies, commercial organizations and development institutions.

Why do we need a social impact projects operator?

Implementing a social impact project requires competencies in public finance, strategic and project management, as well as an understanding of the specifics of the social sectors, including the following:

  • working out the parameters of the project passport, including analysis of the social problem and establishing its relationship to the strategic objectives of the region;
  • elaborating the social effects and targets as the project success criteria;
  • producing a financial and economic feasibility study of the project, based on the expected social effects;
  • agreeing project parameters with all stakeholders;
  • drafting regulations and agreements related to the project implementation, including those that provide for collecting information to monitor the project implementation;
  • searching for a potential project organizer, implementing partner.

Most projects abroad are carried out through an intermediary that provides technical, legal, financial expertise, assists in structuring the project as a social impact project, elaborates the financial plan for its implementation, raises funding for the project and performs other functions. Often different organizations are responsible for different aspects. Some project descriptions feature information about seven different intermediaries involved in their implementation.

Government Resolution No. 14912 provides for the involvement of a project operator, which provides consultancy support, monitors project implementation and ensures an independent evaluation of the achievement of social effect. The Concept for Improving the Efficiency of Budget Expenditures in 2019–2024 also provides for the involvement of Russian development institutions in the implementation of new funding instruments (including social impact projects)3.

2Garant.ru. (2019). Resolution of the Government of the Russian Federation No.1491 of 21 November 2019 “On the Organization of Pilot Testing of Social Impact Projects by the Constituent Entities of the Russian Federation in 2019-2024.” Retrieved from: https://base.garant.ru/73080288/ (accessed: 10.12.2022).

3Garant.ru. (2019). Resolution of the Government of the Russian Federation No.117-r of 31 January 2019 “On Approval of the Concept for Improving the Efficiency of Budget Expenditures in 2019-2024.” Retrieved from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72064730/ (accessed: 10.12.2022).

Within the framework of the pilot testing, it is recommended that the constituent entities of the Russian Federation engage VEB.RF as the operator. The operator’s participation allows the constituent entities of the Russian Federation to “fine-tune” the tools of social impact projects, while VEB.RF, as the operator, can gather best practices of their implementation for the further development of the tool. The operator also monitors projects and takes measures to curb detected risks. At the end of the project implementation period, the operator engages an organization to conduct an independent assessment of the social effect achieved, which is the prerequisite for paying the subsidy to the project organizer.

What was accomplished by the end of 2022?

By the end of 2022, social impact projects were 2/3 of the way through pilot testing scheduled to start from 2019 through the end of 2024. By this point, ten constituent entities of the Russian Federation became actively involved in the design, launch, and implementation of social impact projects, and almost half of the constituent entities expressed an interest in implementing such projects.

Summarizing the results of almost 4 years, the following key achievements can be noted:

  • Regulations on the Organization of the Pilot Testing of Social Impact Projects by the Constituent Entities of the Russian Federation in 2019-2024 (Government Resolution No. 1491) were approved, which streamlined the basic requirements for the implementation of social impact projects and launched the pilot testing;
  • ten projects were launched in seven constituent entities of the Russian Federation, in five social sectors (education, social services, social protection, health, and employment), with the total investment of 385 million rubles; 419 million rubles were allocated as subsidies from the regional budgets;
  • three projects were completed in 2022: one in the Republic of Sakha (Yakutia), in the field of education; and two more in Primorsky Krai, in healthcare and social protection. The total investment in these projects was 106 million rubles, with grants amounting to 114 million rubles. All the projects were deemed a success, as the intended social effect had been achieved;
  • social impact projects have gained international recognition: VEB.RF received two ADFIAP awards4 in 2020 and 2022 for the implementation of social impact projects in education in the Republic of Sakha (Yakutia) and in social protection in Primorsky Krai;
  • the methodological support for the implementation of social impact projects was actively developing in 2022, including a redesign and amendments to the VEB.RF website page5 dedicated to the projects (adding Q&A, information on existing projects, presenting VEB.RF-approved project monitoring procedure and standard forms for launching and implementing social impact projects);
  • the Ministry of Finance of the Russian Federation provides methodological support of the social impact projects’ implementation, explaining to the constituent entities of the Russian Federation the application of budget legislation during the project implementation.

4Annual award of the Association of Development Financing Institutions in Asia and the Pacific (ADFIAP). The winners are those projects that, in the opinion of the Executive Committee of the ADFIAP Award, make a significant contribution to the specific goal of sustainable development of the national economy.

5VEB.RF (2022). To participants in social impact projects. Retrieved from: https://вэб.рф/agent-pravitelstva/psv/uchastnikam/ (accessed: 10.12.2022).

Key achievements of social impact projects broken down by year are shown in Diagram 2.

Behind the dry numbers and facts are tangible social transformations and changes in the quality of life of the citizens of our country. As an example, let’s look at the results of three completed projects.

(Diagram 2. Key achievements of social impact projects in 2019–2022)

2019: 1 project*

  • Government Resolution No.117-r approved;
  • Government Resolution no.1491 approved;
  • First project launched in the education sector in the Republic of Sakha (Yakutia).

2020: 3 projects*

  • Alignment meetings conducted with all constituent entities of the Russian Federation, supported by the Finance Ministry;
  • International conference on SIPs and SIBs conducted in October;
  • ADFIAP award for the project in education in the Republic of Sakha (Yakutia);
  • Two new projects launched in Primorsky Krai, with the Russian Post participation.

2021: 5 projects*

  • Social impact projects included in VEB.RF Financial Policy Memorandum;
  • Two new projects aimed at developing assisted living launched in the Republic of Sakha (Yakutia) and Chelyabinsk Region;
  • Monitoring procedure approved and social impact project implementation report form finalized by VEB.RF.

2022: 10 projects*, 3 projects successfully completed

  • ADFIAP award for the project in social protection in Primorsky Krai;
  • Independent evaluation of the first three completed projects conducted in the Republic of Sakha (Yakutia) and Primorsky Krai;
  • Scaling of individual activities from successful completed projects started;
  • Number of projects and constituent units implementing them doubled;
  • Detailed explanations of key issues and standard forms posted on VEB.RF website.

Results of the first three completed projects

The greatest milestone of 2022 was an independent evaluation and the completion of the first three social impact projects. The independent evaluation results act as the basis for the decision to pay the subsidy to the project organizer that was investing in the project in the course of its implementation for it to achieve the social effect. The independent evaluation is also intended to determine the social and economic effects of a project, identify the relationship between project activities and the social effects achieved, and therefore to assess the potential for project scaling.

A project in the sphere of education was completed in the Republic of Sakha (Yakutia). It started in 2019 and was the first social impact project in Russia. The goal of the project was to increase the quality of school education. The project was implemented by the Higher School of Economics, with VEB.DV as the organizer. A special index was developed to evaluate the project success, reflecting the students’ test scores in mathematics and the Russian language (8 indicators), the growth in the number of runners-up and winners of the regional stage of the All-Russian School Olympics among 10th and 11th graders (2 indicators). The target is calculated as at least a 10% increase in all indicators. The detailed index evaluation procedure is attached to the project passport (approved by Resolution of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) No. 150 of June 4, 2019).

The project was designed not only to improve the education level of schoolchildren at the end of the project, but also to consolidate the results to ensure long-term growth in the quality of education in the republic. The first stage was a detailed analysis of schools and students in the pilot area of the project — Khangalassky ulus (district) — so they can be clustered and detailed adapted actions be developed, including individual educational routes. Not only teachers and students, but also parents were involved in the project to ensure sustainability of the results.

One year into the project, restrictive measures related to the COVID-19 pandemic were introduced, which required educational organizations to restructure the educational process to the online format. It turned out, however, that the schools participating in the project were well-prepared for this change, having trialed the online interaction technologies beforehand.

According to the project results, the students’ educational performance increased by more than 10% (in fact — by 41%), and the educational performance of the students participating in the project also increased by more than 10% than that of students residing in the two control territories of Yakutia. The number of runners-up and winners of the regional stage of the All-Russian School Olympics from Khangalassky ulus increased significantly in comparison with the start of the project, and one girl won a prize in the final stage of the All-Russian School Olympics on art history for the first time. As a result of the project, seven successful practices were developed for scaling up the activity to all schools in Yakutia, including approaches to the development of school management teams, tutoring and mentoring practices, networking interaction practices between educational organizations, etc.

Two projects were completed in Primorsky Krai — in health care and in social protection, with the participation of Russian Post as the project organizer and implementing partner. Their primary goal was to improve the quality of life in remote areas of Primorsky Krai, where access to social services was restricted. The project passports were approved by Resolution No. 1048-pp and Resolution No. 1049-pp of the Government of Primorsky Krai dated December 18, 2020, scheduling them for implementation from February 1, 2021 to July 31, 2022 (the original deadline of January 31, 2022 had to be extended by six months due to the COVID-19 pandemic), and expansion of the pilot territory. The projects reached over 32 thousand citizens and achieved all their objectives, another proof of the flexibility of the project mechanism.

The healthcare project had two main goals: 1) involve residents in assessment of their health condition as part of the annual clinical examination, and 2) deliver medicines to the home of those residents eligible for additional medical coverage. The first task was complicated by the fact that it first required the engagement of residents who had not attended a checkup for more than two years, as well as due to COVID-19 related restrictions. Despite the challenges, more than 9,000 residents passed medical examinations, with the target figure of just over 5,000. The delivery of medicines required Russian Post to build individual routes for mail carriers and purchase special bags for medicines requiring special storage conditions. As a result, more than 1,300 residents received medications at home; nearly 19,000 deliveries were made, representatives of the authorized organization noted a significant increase in medication shipments, and members of the public left more than 100 positive comments about the project. As a consequence, the delivery of medicines was recorded as a socially significant project for further implementation in Primorsky Krai (Decree of the Primorsky Krai Government No.819-pp of December 2, 2022), which is an example of scaling the practices developed in the framework of the project after its completion.

The second project was dedicated to social protection. Postmen helped identify low-income families living in remote areas for social contracts that would enable them to start their own businesses, develop a smallholding farm, or learn a new profession. The project target was to conclude at least 270 social contracts with low-income families with children6 and to identify at least 100 additional low-income families with children.

6A social contract is a measure of state social assistance for low-income residents to find a job, start their own business and overcome a difficult life situation.

The project parameters were determined before the COVID-19 pandemic, so the projected number of low-income families with children was higher than the number of those registered with the social protection agencies. The introduction of additional support measures by the federal and regional government resulted in a massive demand for the support, independently from the project. The number of families with children registered with the social protection agencies as low-income had increased by almost 50% by January 1, 2021 in the pilot areas of the project. To reduce the risk of missing the project targets, considering the change in external factors, the project duration was extended and its pilot area was increased.

Diagram 3. Social impact projects: completed projects

Indicators

The index reflecting the growth of educational results (corresponds to the growth of 10%, 27 schools, more than 5000 children)

The excess of the index over the values achieved in the control area

Plan > Actual

0, 350 > 0, 436

10% > 13%

Scaling by the constituent entity

  • Seven practices were developed for scaling both in Yakutia (151,000 schoolchildren) and in other regions of the Russian Federation (17.3 million schoolchildren)

Description of Practices Reviewed by the Academic Council of the Higher School of Economics

Indicators

Home delivery of medications and sharing health information with a healthcare provider

Attending physical examination

Plan > Actual

1283 persons > 1367 persons

  • 100% received medications (19,000 prescriptions) and provided health info

5200 persons > 9062 persons

Scaling by the constituent entity

  • Medicines are delivered on a regular basis by the Russian Post at the expense of the relevant ministry
  • Russian Post engagement was arranged for when addressing other social tasks in the region

Indicators

Identifying low-income families with children

Concluding social contracts with low-income families with children and increasing family income

Plan > Actual

100 families > 114 семей families

270 семей families > 349 семей families

Scaling by the constituent entity

  • Applying the approach on a permanent basis, launching similar projects in other constituent entities of the Russian Federation
  • Development of new social impact projects in Primorsky Krai

All projects have achieved social effect and are scaled by the subjects at the expense of the regional budget

For better results, mail carriers visited more than 13,000 families and surveyed more than 800 families to see if they met the criteria for a social contract. Interestingly, as a result of this massive campaign, the implementation of social support measures also involved other categories of citizens, not originally included in the target audience. Information about more than 100 residents eligible for support in the form of a social contract was submitted for consideration to the social protection authorities to decide; this was an additional effect of the project.

Despite the changes in the implementation conditions, Russian Post managed to identify 114 low-income families with children to receive state support. With the help of Russian Post, 349 social contracts were signed with families with children, which is 29% above the project’s target.

The implementation practice of the first three social impact projects confirms the effectiveness of a flexible approach in social impact projects, allowing the activities to be adapted to the dynamically changing environment. This flexibility requires a high degree of professionalism and involvement from all project participants. However, the results are worth the effort.

Peculiarities of SIP development in Russia

Social impact projects are an adaptation of the SIB tool, so let us consider the peculiarities of social impact project development in Russia compared to the foreign practice. A total of 276 SIBs have been launched worldwide in 38 countries (including Russia), which raised more than $739 million in investment.

In less than 4 years of implementation, 10 social impact projects have appeared in Russia. The figure for the entire world (including Russia) in the same period is 102 SIB projects; that is, Russia accounts for 10% of all the projects launched during this period. At the same time, if we consider the 5 countries with the greatest number of SIB projects in the first 4 years of implementation, Russia’s practice is at a comparable level (Table 17).

Table 1. Top 5 countries by the number of SIBs in the first four years of implementation

Source: Compiled by the author on the basis of Impact Bond Dataset

7Government Outcomes Lab. (2022). Impact Bond Dataset. Retrieved from: https://golab.bsg.ox.ac.uk/knowledge-bank/indigo/impact-bond-dataset-v2/?query=&maptype=markers. (accessed 10.12.2022).

The average investment in SIB projects is 3.7 million U.S. dollars (about 250 million rubles at the average dollar exchange rate in 2022). The average volume of investment in projects in Russia is 38 million rubles. It is incorrect to compare the average volume directly due to differences in the number of social beneficiaries, areas of project implementation, price levels and other components. At the same time, the average cost of implementing projects may reflect the investors’ willingness to fund projects that do not guarantee a return on investment (if the social effect is not achieved).

Foreign projects usually have several investors — a sample analysis has shown that about a quarter of all projects have a single investor (including that combining the finances of several persons), about a third of projects have 2-3 investors, and more in the rest of the cases (up to 9 investors in one project). In Russian practice, all projects have a single investor (project organizer, according to the Russian law). The development of tools aimed at the participation of several investors in one project can help to attract new investors and increase the potential volume of investment. Investor involvement can also be synchronized with the corporations’ ESG agenda, given the direct focus of social impact projects on the assessment of social effects (for example, the presence of a direct measurable social effect is one of the key principles of VEB.RF’s ESG strategy8).

8VEB.RF (2022). ESG strategy. Retrieved from: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/esg-strategiya/ (accessed: 10.12.2022)

Analyzing foreign practice, it is worth noting7 the presence of investors regularly contributing to SIB projects. Analysis of the Impact Bond Dataset showed that there are more than 20 investors (from the available list of more than 360 organizations) who have invested in 10 different projects or more. These include social/impact and charitable foundations (e.g., Big Society Capital, with 38 projects), as well as major banks (BNP Paribas, Deutsche Bank), pension funds and insurance organizations.

The average project implementation time in Russia is also different from other countries — 31 months on average (from 18 up to 40 months), compared to 48 months abroad9. The increase in project duration can increase the costs of project implementation in terms of subsidy payment to the organizer (investor) if the social effect is achieved, and increases the project risks for all participants. The feasibility of implementing longer projects in the Russian practice requires additional analysis of the pros and cons.

9Government Outcomes Lab. (2022). December 2022 Impact Bond Landscape. Retrieved from: https://golab.bsg.ox.ac.uk/community/news/december-2022-impact-bond-landscape/. (accessed 10.12.2022).

Another peculiarity of the Russian approach is the launch of unique projects that test various technologies and mechanisms of work in the social sphere for further scaling. This goes against the foreign (mainly Western) practice, where similar projects are commonly implemented in different locations; that is, the best practices are replicated. For example, of the 9 projects launched in Portugal in 2020-2021, 5 are called “Digital school MUDA” and 2 are dedicated to digital literacy in schools (Digital Literacy Schools for the Future). In Russia, for example, there is a practice of launching three projects aimed at the development of assisted living (in the Republic of Sakha (Yakutia), Chelyabinsk Region, Khabarovsk Krai), with different project parameters and implementation features (for example, each project has unique social effects), taking into account the specifics and strategic development objectives of each territory. On the one hand, replication generates statistics on the implementation of similar projects, which allows potential investors to assess the risks of a project and decide whether they want to be involved. On the other hand, the main idea of social impact projects is the uniqueness of the practice tested, which in the future can be scaled to give a multiplier effect.

The Russian approach to SIB implementation corresponds to the model typical of Asian countries. There are a series of publications dedicated to the potential of SIB development, under the common title SIB 2.010. The Russian and Asian approaches are geared toward the existing bureaucratic mechanisms in a country with high state social expenditures and focus on “greasing the mechanism” (i.e., fine-tuning) for effect when scaling best practices, rather than launching small, hard-to-scale projects that emphasize monetary benefits11.

10USC Sol Price Center. (2022). Social impact bonds 2.0. Retrieved from: https://socialinnovation.usc.edu/sibs2-0/. (accessed 10.12.2022).

11Sin, С. (2021). China Watches Neighbours Develop Home-Grown SIBs for Well-Being and Innovation. Retrieved from: https://traverse.ltd/application/files/5416/2141/2935/China_Watches_-_Chih_Hoong_Sin.pdf. (accessed 10.12.2022).

Summary of the results as of the end of 2022

The results achieved by social impact projects as of the end of 2022 laid the foundation for the development of the tool and the launch of new projects. We can already talk about the constituent entities of the Russian Federation growing the appetite for the implementation of social impact projects. The successful project launch practice is accumulated, cases are built based on the projects completed, and independent evaluation and scaling practices are established.

The accumulated experience, including that of VEB.RF as the operator of 10 SIPs, will make it possible to develop detailed methodological guidelines for the implementation of social impact projects. To develop the instrument and attract new investors, support measures can be elaborated to reduce the risks for investors. To introduce support measures, it is advisable to conduct a detailed analysis of the social and economic effects of the projects. Key growth points:

availability of successfully completed projects that have been evaluated and confirmed the achievement of social effects, and are being scaled up;

the availability of constituent entities of the Russian Federation that already have experience in launching projects and the experience of completed projects, which leads to an increase in the quality and speed of new project development in these regions;

the development of the ESG agenda in Russia among organizations and constituent entities of the Russian Federation, which prioritizes the achievement of measurable social effects from the implementation of projects.

The practice of implementing social impact projects shows that significant financial investment and costly material and technical facilities are not always necessary to improve the quality of life for the public. Sometimes this can be done by merely introducing new technologies and mechanisms of work in the social sphere.

For the state, such projects allow testing new approaches of work in the social sphere, developed by the non-governmental players, for further scaling and an overall improvement in the quality of public services.

For commercial organizations — project investors (and organizers) — this tool makes it possible to implement their policies of social responsibility and sustainable development by addressing state social problems at the system level, and at the same time with the opportunity to return the investment and generate some profit.

Non-profit organizations can obtain an additional source of funding for their activities, to scale their technologies of work in the social sphere for further development as public services (works).

Nikita Manuilov

Director, Government Agent Office, VEB.RF

DOI 10.55140/2782-5817-2022-2-4-42-55

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сайт из коробки Сайт из коробки

Как сделать хороший сайт, если вы не программист

Цифровой океан
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Квадры решают все Квадры решают все

Квадроцикл — это не только неприхотливый вездеход для вылазок на рыбалку

Men Today
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Новые секреты Новые секреты

Замена замков на входной двери

Идеи Вашего Дома
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Андеграунд и авангард: от Лианозовской школы до Айги Андеграунд и авангард: от Лианозовской школы до Айги

Как в оттепельные и постоттепельные годы развивался «второй авангард»

Полка
История автомобиля «Чайка»: как выглядит машина, характеристики История автомобиля «Чайка»: как выглядит машина, характеристики

«Чайка» стала светлым символом. Но недостижимым для простого смертного

РБК
Насколько уникальна наша Солнечная система Насколько уникальна наша Солнечная система

Солнечная система имеет искусственное происхождение!

Зеркало Мира
Как мошенники использовали дипфейки премьер-министра Италии в «фильмах для взрослых» Как мошенники использовали дипфейки премьер-министра Италии в «фильмах для взрослых»

Джорджа Мелони судится с создателями порнографических дипфейков

Forbes
«Мир очень неприятен, в нем трудно не впасть в отчаяние, а он как-то научился» «Мир очень неприятен, в нем трудно не впасть в отчаяние, а он как-то научился»

Как Владимир Набоков примирил себя с жизнью в чужих странах

Weekend
Лучшие люди Лучшие люди

В Осетии часто так бывает: сквозь современный быт проступает древняя традиция

Вокруг света
Geely Okavango. Минус миллион Geely Okavango. Минус миллион

Geely Okavango, пожалуй, самый любопытный автомобиль в линейке Geely

4x4 Club
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Очень долго фантасты не отваживались представить себе путешествие к звёздам

Наука и жизнь
Послеродовая депрессия: что нужно знать близким Послеродовая депрессия: что нужно знать близким

Послеродовая депрессия это не усталость, не «минутная слабость» и не каприз

Psychologies
7 видов смеха: хорошо смеется кто? 7 видов смеха: хорошо смеется кто?

Попробуем разобраться, почему мы шутим, когда нам совсем невесело

Psychologies
Йо-хо-хо и глоток демократии Йо-хо-хо и глоток демократии

«Пиратское Просвещение»: миф о Либерталии и реальный урок равенства

Weekend
Прощайте, ГЭС: как Америка поворачивает историю рек вспять Прощайте, ГЭС: как Америка поворачивает историю рек вспять

За последние четверть века американцы лишились уже более 2000 водохранилищ

ТехИнсайдер
Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников

В России, вероятно, происходит «революция зарплат»

Forbes
«Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа «Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа

Излишняя страсть в отношениях может мучать обоих партнеров: личная история

Psychologies
Открыть в приложении