Никогда такого не было
Самый большой неатомный ледокол России может крутиться на месте.
Россия – страна, с трех сторон окруженная льдами. Каждую зиму ей нужны ледоколы. Один из старейших, «Ермак», скоро отправится на пенсию. Ему на смену уже вышел новый – «Виктор Черномырдин», самый большой и мощный дизель-электрический ледокол в мире (суммарная мощность его главных двигателей составляет 34,8 МВт). Корреспондентка «Популярной механики» провела на борту судна два дня.
Ледокол с биографией
Все члены команды (кроме, пожалуй, капитана) называют ледокол «Виктор Степанычем» и явно сравнивают характер судна с характером бывшего председателя правительства. «Виктор Степаныч – личность непредсказуемая», – говорят на борту, и не очень понятно, кого именно имеют в виду.
«Виктора Черномырдина» строили семь лет – и наконец построили. Он, как полагается, прошел сначала швартовные, затем ходовые испытания и уже успел поработать в Финском заливе, обеспечивая ледокольную проводку судов в зимнюю навигацию. Судну остались только испытания ледовые. Подходящий для этого двух-, а то и трехметровый лед «Виктор Степаныч» отправится искать в следующем году.
На борту
Если вы раньше не бывали на ледоколах, а только, скажем, на сухогрузах или рыболовных судах, то «Виктор Степаныч» покажется роскошным: пассажирские каюты похожи на гостиничные номера, а каюты капитана и его помощников – на квартиры, там есть даже настоящая ванна. На судне не тесно: места хватило и на спортзал, и на бассейн с сауной, и на видеобиблиотеку. Трапы тоже не узкие. Между шестью ярусами надстройки ледокола ходит пассажирский лифт, в нем негромко играет музыка (мне почему-то постоянно выпадала группа «Любэ»). Для ледоколов такая обстановка – норма: на «Ермаке», говорят, капитанская каюта была еще роскошнее.
Капитан Александр Труханович: «Представьте, что вы за рулем легковушки, а мимо вас несется грузовик. Наверное, так чувствуют себя малые суда, когда с ними работает 143-метровый «Виктор Черномырдин».
Со всеми удобствами
Устройство жилой части отчасти диктуется архитектурой судна, его масштабами: у «Виктора Черномырдина» имеется трюм, но места достаточно. Отчасти же ледоколы делают комфортными из-за специфики работы.
«У нас есть оборудование, чтобы принимать сигналы от всех спутников, какие только бывают: Iridium, VSAT… – старший помощник капитана Сергей Муликов показывает в небо. – Конечно, в первую очередь для навигации и связи, но и для того, чтобы были интернет и телевидение. На севере кроме телевидения какой досуг? Холодно… Людей надо развлекать». И развлекать, и поддерживать в форме – для этого предусмотрены спортзал и крошечная каютка-парикмахерская с раковиной, креслом и зеркалом. А еще нужно лечить. На ледоколе есть лазарет и изолятор для инфекционных больных, хирургический стол, стоматологический кабинет и даже рентгеновский аппарат. «Мы его самостоятельно собрали, – старпом показывает на большой оранжевый ящик, – сделали снимок кисти одному из членов экипажа, посмотрели – и разобрали обратно». Пока «Виктор Черномырдин» стоит в порту, на борту нет ни врача, ни парикмахера: «Повар стрижет, если надо».