Поколение Netflix. Как так вышло, что мы все стали смотреть сериалы
За последние годы сериалы серьезно потеснили и большое кино, и литературу — в том числе, и по уровню качества. Как так вышло, рассказывает в своей книге «В следующих сериях. 55 сериалов, которые стоит посмотреть» основатель телеграм-канала «Запасаемся попкорном» Иван Филиппов. Книга выходит в начале декабря в издательстве АСТ, а Forbes Life публикует отрывок
Мы живем в золотой век сериалов. Ежегодно появляется несколько сотен новых сериалов, из которых несколько десятков — выдающиеся, пара — гениальные, а штук 30 — просто очень развлекательные. Онлайн-платформы и кабельные телеканалы, тратят на производство оригинальных сериальных историй миллиарды долларов. Netflix — одна из таких платформ — только в этом году на сериалы и фильмы потратит $14 млрд — это больше, чем стоит вся компания Яндекс (рыночная капитализация $11.6 млрд). И Netflix — это лишь одна из платформ, занимающихся сериалами, а есть еще HBO, Amazon, Hulu, Sky, BBC, Starz, AMC. В скором времени сериалами займутся также Apple, Warner Bros и Disney — компании в этом году запускают свои сервисы. Сериалы с производственными бюджетами по $100 млн за сезон уже перестали быть редкостью, а в ближайшем будущем свет увидит сериал по вселенной «Властелина колец» с оценочной стоимостью около $1 млрд. Что? Да, именно столько планирует потратить на производство (вероятно, правда, речь о нескольких сезонах) американская стриминговая платформа. При этом за права на мир, придуманный Толкиеном, Amazon уже заплатила $250 млн. Так как и почему так вышло? Как сериалы, всегда бывшие лишь одним из элементов популярной культуры вдруг стали ее абсолютным центром?
Сериалы были частью жизни российского зрители последние тридцать лет. С падением Советского союза взрослая часть аудитории открыла для себя бразильские мыльные оперы (а сейчас — турецкие мыльные оперы, Турция неожиданно стала вторым по величине после США экспортером телевидения, турецкие сериалы идут в 156 странах), а молодые люди узнали о существовании качественных американских, британских и французских историй. Пока их родители смотрели «Богатые тоже плачут» или «Санта-Барбару», молодежь получала удовольствия от выпендрежно-загадочного «Твин Пикса», фантастического «Капитана Пауэр и Мир Будущего», увлекательных «Секретных материалов», смешной «Дежурной аптеки» или десятка историй про любовь, от «Друзей» и «Беверли Хиллз: 90210» до французского сериала «Эллен и ребята». Чуть позднее появились «Скорая помощь», «Клан Сопрано», «Секс в большом городе», «Остаться в живых», «24» и «Доктор Хаус». И все это были популярные сериалы, которые смотрели во всем мире десятки миллионов человек, но это было лишь началом настоящей телевизионной революции.