Поисковик для банковских данных
Как и зачем банк ВТБ создал гигантскую систему управления данными
Что такое система управления данными, и какую пользу она приносит ВТБ?
В ландшафте банка ВТБ тысячи информационных систем, объемы данных в которых исчисляются сотнями терабайт. Это много тысяч таблиц баз данных и миллионы полей. Без четкой карты в таком огромном пространстве данных тяжело ориентироваться. Это сопоставимо с возвращением во времена, когда не было навигатора. Для построения маршрута автомобиля к пункту назначения необходимо было найти печатную карту района, карандашом прочертить путь, приходилось останавливаться и спрашивать дорогу, из-за чего время в пути оказывалось малопрогнозируемо.
Процесс поиска маршрута без навигатора похож на процесс поиска данных без системы управления данными. Чтобы найти единицу данных — конкретный атрибут, его описание, расположение в ИТ-системе, — приходится тратить большое количество времени на изучение технической документации, опросы сотрудников. В процессе разработки новых витрин хранилищ данных или отчетности только на стадию оценки, анализа и проектирования уходит от одного до пяти месяцев в зависимости от объема требуемых показателей.
Для снижения затрат и роста эффективности процессов ВТБ решил создать единую систему управления данными. Это комплексная платформа, состоящая из трех модулей: бизнес-глоссарий, каталог метаданных и модуль контроля и мониторинга качества данных. Платформа позволяет сотрудникам удобно искать данные, обеспечивает их достоверность, непротиворечивость и актуальность. Мы рассчитываем, что по итогам первого года работы система позволит сократить затраты на поиск и обработку данных на 7%, а в последующие годы эффект достигнет 20%.
ВТБ создал такую систему всего за год и стал первым крупным банком в России, который не только запустил платформу, но и разработал комплексную стратегию управления данными. Помимо технологической составляющей — внедрения инструментов управления данными, была разработана функционально-ролевая модель участников процессов управления данными, введена роль владельца данных, выстроена структура управления: коллегиальные органы, рассматривающие вопросы, связанные с данными и их качеством на рабочем уровне и на уровне топ-менеджмента банка.