3500 км по Индии: Без карты. Без путеводителя. На трех колесах
«Самый большой кайф я получаю, когда начинаются настоящие проблемы», – утверждает наш собеседник. О том, какими бывают приключения – в специальном материале от первого лица
Город Джайсалмер торчит посреди пустыни Тар, словно грязный айсберг. Вокруг него бродят стада диких верблюдов. Пустынный город, чуть ли не целиком сложенный из песчаника, расположился в часе езды от пакистанской границы. Он давно выплеснулся за пределы старой крепости, которой больше 850 лет. В ее стенах, в центре города, сегодня живут 4000 человек.
В этот день в январе улицы Джайсалмера полны разгоряченных молодых иностранцев. Парни и девушки обливаются потом в своих безумных карнавальных костюмах. Местные зазывалы изо всех сил пытаются залучить их в свои торговые палатки, но тщетно. Этих ребят не интересуют местные достопримечательности и сувенирные безделушки. Они здесь исключительно ради гонки.
Собственно, как и я. Я не непосредственный участник гонки – я ищу, кому бы составить компанию. Этот плавящийся на солнце город – начальный пункт Гонки рикш, отчаянного и опасного путешествия длиной в 3500 км. Участникам предстоит пересечь всю западную часть второй по численности населения страны мира. Средства передвижения – убогие трехколесные повозки с хилыми и ненадежными движками от газонокосилок мощностью в жалкие 7 л.с. Ради этого сюда прилетели восемьдесят экипажей – из Норвегии, Тайваня, Филиппин, Новой Зеландии, Италии, Ирландии, Бельгии, США. Больше всего участников из Великобритании и Австралии. Мне нужно найти возможность отправиться в путь с любой командой, которая согласится принять меня на борт. Ярко раскрашенные экипажи выстроились для старта на детской площадке. И атмосфера здесь совсем не такая, как на «Формуле-1». Участники отчетливо понимают: по прочности их тук-туки примерно соответствуют детским самолетикам, которые начинают нервно покачивать крыльями, если опустить в них монетку. Приезжие спортсмены, заказавшие оформление своих повозок у дизайнеров, с интересом смотрят на вольные художественные формы, созданные местными ваятелями. Это обязательный ритуал. Дело в том, что традиция украшать тук-туки родилась практически одновременно с появлением в Юго-Восточной Азии самих тук-туков. Их владельцы разрисовывают масляными красками корпус повозок или брезентовую крышу – такой дешевый способ кастомизации. Рисуют пейзажи, портреты, зверей, птиц – в общем, все, что взбредет в голову. Вот и сейчас трое пухлощеких норвежских подростков, нарисованных на борту повозки, выглядят крепышами. Австралийцы разукрасили свой транспорт головокружительными разводами, в центре этой мазни – портрет Рика Джеймса, причем парящий в пространстве музыкант выглядит прилично поддатым.
После презентации транспортных средств стартуют тренировочные заезды – вот где начинается настоящая жесть. Тук-туки поднимают в воздух тонны песка, пока водители проходят краткий курс подготовки. Оказывается, завести агрегат, дернув за торчащий снизу рычаг, и не сломать при этом руку не так-то просто. Отчаянно втыкая первую передачу, повозки из последних сил месят теплую грязь, то и дело глохнут, буксуют, врезаются в зрителей. Усугубляют весь этот хаос торгаши – они ловко лавируют между тук-туками, держа в руках огромные подносы с пивом. Цены на пенный напиток запредельные.
Я же решаю, кому сесть на хвост. Тем временем американки привлекают внимание местного полисмена: тот останавливает их за нарушение какого-то из местных правил движения. Страж порядка даже угрожает запретить гонку, но после напряженных переговоров, в результате которых копу дают взятку – новенький ноутбук, добро получено!
Организатор Гонки рикш, компания The Adventurists, честно предупреждает: «Пусть веселые картинки на нашем сайте не вводят вас в заблуждение. Это не карнавал, а серьезное приключение, во время которого вы можете получить травму или даже погибнуть. Такое у нас уже случалось». Как ни странно, это срабатывает – сюда едут толпы, но это толпы тех, кого уже не возбуждают евротуры с рюкзаком за спиной или предзакатные посиделки на Средиземноморье с бокалом розе. «Я предлагаю людям проверить себя на прочность, проехав через всю Индию на транспорте, абсолютно для этого не приспособленном. Согласитесь, это лучше, чем плескаться в бассейне и жрать в ресторанах», – говорит основатель The Adventurists Том Морган, который наряду с Гонкой рикш проводит ралли на полугнилых машинах по Монголии, дерби верхом на лошадях протяженностью 1000 км там же, в Монголии, по знаменитому маршруту Чингисхана, а также совершенно дикие экспедиции в зимней сибирской тайге. «Я люблю приключения с детства. В 12 лет я построил деревянный аэроплан, чтобы летать над джунглями. Позже налегке отправился путешествовать в Африку; в Зимбабве меня ограбили, а в Мозамбике арестовали. Тогда-то я понял, что самый большой кайф я получаю, когда начинаются настоящие проблемы».
Тем временем коллега Тома проводит весьма поверхностный инструктаж, напоминает о необходимости медицинской страховки на случай ЧП и перечисляет зоны вооруженных конфликтов, которые стоит объезжать стороной. Только его никто не слушает – сложно, когда алкоголь с утра льется рекой. Мордатые ирландцы плещутся в ледяном бассейне отеля, новозеландцы бреют всем желающим головы, а австралийцы рисуют татуировки хной на лицах соотечественников.