Судно «Академик Мстислав Келдыш» не остается подолгу в порту своей приписки

Популярная механикаНаука

Плавучий институт: как устроено российское судно «Академик Мстислав Келдыш»

В последние годы научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» не остается подолгу в порту своей приписки. Едва заглянув на «базу», проведя необходимый ремонт и пополнив припасы, он отправляется в новый рейс. Обновляется и научная команда, работающая на судне: приближаясь к 40-летию, оно остается одним из самых крупных «плавучих институтов», центром притяжения студентов и ученых всего мира.

Судно «Академик Мстислав Келдыш» совершило немало открытий, которые прочно вошли в историю научно-исследовательского флота и сохранились даже в умах обычных людей, далеких от науки. На будущее у этого судна планы не менее серьезные: в рамках национального проекта «Наука» будет проведена модернизация, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.

«Радовались как дети», – сказал океанолог, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов по итогам летне-осенней экспедиции 2019 года на судне «Академик Мстислав Келдыш». Посетив Восточно-Сибирское море, ученые впервые в истории наблюдали, как на глубине из-под океанского дна происходят выбросы природного газа. Он накапливался медленно и целые эпохи оставался заперт в составе метаногидратов вечной мерзлоты. Ученые давно предсказывали, что по мере глобального потепления климата этот газ будет высвобождаться и поступать в атмосферу, но теперь «Келдышу» и его команде удалось убедиться в этом на деле.

Игорь Семилетов не без тревоги замечает, что скорость деградации подводной мерзлоты оказывается намного выше ожиданий ученых, и кое-где она протаяла уже до горизонтов залегания газовых гидратов. «В последние 30 лет скорости вертикальной деградации подводной мерзлоты удвоились по сравнению с предыдущими столетиями и достигли 18 см/год, что на порядок выше ранее принятых оценок, – добавляет ученый. – Этот результат заставляет принципиально пересмотреть постулат о том, что подводная мерзлота стабильна и к концу 21 века может протаять максимум лишь на несколько метров».

Некоторые специалисты смотрят на этот процесс с особой опаской. Метан – намного более мощный парниковый газ, чем углекислый. Поступая в атмосферу, он может еще сильнее ускорить рост температуры. Он приведет к дополнительным выбросам метана – и новому витку потепления – недаром такой катастрофический сценарий называют «метангидратным ружьем» – эффект может быть таким же губительным для планеты, как выстрел из ружья – для человека. Впрочем, другие эксперты не склонны к панике и задумываются о возможностях добычи огромных ресурсов «морского» газа. И те, и другие работают на «Академике Келдыше» – судне, которое уже давно остается в эпицентре мировой океанологии и самых громких экспедиций.

91efa54002873e4f5815092687da67ed.jpg

Начало флагмана

Первым крупнотоннажным научно-исследовательским судном в нашей стране стал «Витязь». Он был переоборудован из германского грузопассажирского теплохода «Марс» и передан Институту океанологии, где получил новое имя. Водоизмещение «Витязя» превышало 5700 тонн, и он долго оставался флагманом отечественного исследовательского флота.

Аналогичным образом, на базе пассажирских и грузовых теплоходов, строились и последовавшие за ним «научные» корабли. Однако к концу 1960-х, когда накопился большой опыт их эксплуатации, советские корабелы определили архитектурные типы, оптимальные не для «гражданских», а именно для научно-исследовательских судов (НИС). Развернулось масштабное строительство по нескольким унифицированным проектам. Одним из них стал проект 4600, на основе которого на верфях финской компании Hollming в 1981 г. был построен «Академик Мстислав Келдыш».

Это крупнотоннажное универсальное НИС водоизмещением более 6300 т отличается несимметричным расположением средней надстройки. Благодаря этому океанологические лебедки, которые позволяют манипулировать спускаемым оборудованием, удалось разместить ближе к центральной части судна, где они испытывают минимальное воздействие килевой качки. Параллельно надстройка частично скрывает рабочую палубу от ветра и воды. Технические отверстия сточных систем выведены на противоположный борт, и рабочий остается «чистым», облегчая использование техники и измерительной аппаратуры.

a2788fb424c889c839c97f0866c62e48.jpg

Такая архитектура оказалась действительно эффективной и принесла науке немало удивительных открытий, а судну – мировую славу. «"Академик Мстислав Келдыш" является уникальным, – рассказывает капитан корабля Юрий Горбач. – На нем имеются носовое и кормовое подруливающие устройства, а также четыре главных двигателя, что позволяет проводить научные исследования в любых режимах». Служа носителем глубоководных аппаратов, судно участвовало во множестве крупных экспедиций, связав свое имя с такими знаменитостями, как «Титаник» и линкор «Бисмарк». Даже предыстория «Келдыша» легендарна – и началась она почти как политический детектив.

Первые «Рыбы»

Заполучить глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) советские ученые пытались еще с 1960-х. Производство таких батискафов лежало за пределами возможностей промышленности СССР того времени. Поэтому заказ на постройку первого из них в 1971 г. получила канадская International Hydrodynamics Corp. (HyCo). Однако «война санкций» существовала уже тогда, и под давлением США соглашение о продаже было аннулировано, а уже построенный аппарат «Пайсис-4» (от лат. Pisces, «рыбы») передали коммерческим заказчикам. То же повторилось еще с несколькими батискафами серии. Выкрутиться удалось лишь с «Пайсис-7» и «Пайсис-11». Они производились в разных странах, по частям, после чего собирались, испытывались и затем переправлялись в СССР.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Достучаться до небес Достучаться до небес

Заключенный концлагеря угоняет с их секретной военной базы бомбардировщик

Вокруг света
Алексей Ольховой: «Весь мой бизнес начинался с ремесла» Алексей Ольховой: «Весь мой бизнес начинался с ремесла»

Владелец ресторана Blanc рассказал, как его проект стал новым местом силы

GQ
Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане

60-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Где смотреть фильмы, которые не попадают в массовый прокат? Где смотреть фильмы, которые не попадают в массовый прокат?

Советуем ходить на кинофестивали и рассказываем про самые заметные смотры

GQ
Вояж на батарейках Вояж на батарейках

Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации?

Популярная механика
Сила впечатлений: зачем ехать в Оман Сила впечатлений: зачем ехать в Оман

Чем горы похожи на специи и сколько нужно заплатить за звездное небо над головой

РБК
Вернуть былое величие: убираем царапины на автомобиле своими руками Вернуть былое величие: убираем царапины на автомобиле своими руками

Если вы используете машину, то избежать появления царапин на кузове невозможно

Популярная механика
Женя Малахова: «Фитнес помогает выбросить всё ненужное из головы и сердца» Женя Малахова: «Фитнес помогает выбросить всё ненужное из головы и сердца»

Актриса и певица рассказала, как поддерживает форму

Худеем правильно
1992 год 1992 год

Отныне российское ядерное оружие не направлено на американские города

Esquire
Все свои Все свои

Семь инсайдеров модной индустрии превратили свой опыт в семь камерных марок

Vogue
«Аренда, зарплата и фудкост ставят жесткие рамки для мечтателей»: 5 причин не открывать свой ресторан «Аренда, зарплата и фудкост ставят жесткие рамки для мечтателей»: 5 причин не открывать свой ресторан

5 российских рестораторов — о том, с какими проблемами они сталкиваются в работе

Forbes
Как быстро чему-то научиться? 5 главных правил, чтобы освоить любой навык Как быстро чему-то научиться? 5 главных правил, чтобы освоить любой навык

Только представь: ты можешь научиться практически всему

Playboy
Чтобы рыбы хватало всем Чтобы рыбы хватало всем

Принята «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ до 2030 года»

Эксперт
Александр Цыпкин — о быстрой отдаче, диджействе и драмеди Александр Цыпкин — о быстрой отдаче, диджействе и драмеди

Писатель Сергей Кумыш встретился с писателем и продюсером Александром Цыпкиным

РБК
Виктория Лопырева: «Если завтра Игорь полюбит другую, отпущу, не раздумывая» Виктория Лопырева: «Если завтра Игорь полюбит другую, отпущу, не раздумывая»

Виктория развеяла все слухи вокруг их отношений с Игорем Булатовым

Cosmopolitan
Мениск: терпеть или оперировать? Мениск: терпеть или оперировать?

Травма, сильная боль в колене, разорванный мениск

Здоровье
Плохой, злой: почему Эдварда Нортона ненавидит половина Голливуда — и как он попытался реабилитироваться, сняв «Сиротский Бруклин» Плохой, злой: почему Эдварда Нортона ненавидит половина Голливуда — и как он попытался реабилитироваться, сняв «Сиротский Бруклин»

Почему Эдвард Нортон вызывает такую бурную реакцию у своих голливудских коллег

Esquire
К какой роскоши тяготеют диктаторы К какой роскоши тяготеют диктаторы

Век большинства диктаторов короткий, но яркий

GQ
Что нужно знать об углеводах Что нужно знать об углеводах

Отрывок из новой книги Тины Канделаки «PRO тело»

СНОБ
Зимнее питание: стоит ли принимать во внимание сезонность? Зимнее питание: стоит ли принимать во внимание сезонность?

Имеет ли значение, что на дворе — зима, когда речь заходит о еде

Psychologies
20 правил холостой жизни взрослого мужчины 20 правил холостой жизни взрослого мужчины

Вам уже не 20, а вы до сих пор (или уже) не женаты?

GQ
Правило № 48. Как после развода остаться в свете Правило № 48. Как после развода остаться в свете

Гуру Алексей Ситников берется решить весь комплекс проблем

Tatler
Нацпроекты не дотягиваются до регионов Нацпроекты не дотягиваются до регионов

Региональные элиты формируют новые программы развития

Эксперт
Как получить лицензионную Windows 10 бесплатно Как получить лицензионную Windows 10 бесплатно

Последняя версия самой популярной операционной системы прошла проверку временем

Популярная механика
«Ковдор — столица Гипербореи» «Ковдор — столица Гипербореи»

Местные жители издавна находили много артефактов в окрестностях Ковдора

Дилетант
Собор средств Собор средств

В июне 1982 года банкир Роберто Кальви бежал из Рима в Венецию

Esquire
Офисные войны: к чему должен готовиться эмигрант из России в США Офисные войны: к чему должен готовиться эмигрант из России в США

Как подготовиться к сложностям на рабочем месте в другой стране?

Forbes
Автомобиль с острова. Тест-драйв обновленного Lexus RX 350 на Ибице Автомобиль с острова. Тест-драйв обновленного Lexus RX 350 на Ибице

Смог ли японский производитель усовершенствовать бестселлер Lexus RX?

СНОБ
«Дача» для миллиардера: как выглядит изнутри яхта-ледокол Олега Тинькова «Дача» для миллиардера: как выглядит изнутри яхта-ледокол Олега Тинькова

Как выглядит новая яхта Олега Тинькова изнутри

Forbes
Краудлендинг по-русски. Что нужно знать о новой инвестиционной платформе Сбербанка Краудлендинг по-русски. Что нужно знать о новой инвестиционной платформе Сбербанка

Зачем Сбербанку нужен новый инвестиционный механизм и кто на нем заработает?

СНОБ
Открыть в приложении