Планктон по-русски. Законы выживания в суровом мужском коллективе
Внимание! Некоторые из советов попахивают беспринципностью и социальным дарвинизмом.
Немного теории
Если верить толковому словарю (а кому еще верить в этой стране?), слово «офис» поселилось в русском языке всего лет двадцать пять назад. И хотя у нас были слова, обозначавшие то же самое: «помещение», «работа», «контора», — сегодня они почти вытеснены. Почему? Ответ дал ученый П. Романов, автор книги «Антропология профессий». «Типичная советская контора — с ее небрежением к клиентам, безынициативностью сотрудников, низкой мотивацией и интригами — жива и никуда не делась. Но назвать ее конторой уже нельзя, потому что внутрь все активнее просачивается вестернизованный мир с его конкуренцией, мужским типом агрессии и ориентацией на личный успех». Получается уникальное сообщество: русский офис.
Office против офиса
Как мы сейчас выясним, такой офис обычно еще и мужской, поэтому отбрось сантименты. Грубый характер наших советов продиктован отличиями русского офиса от западного. Мы их взяли со слов еще одного антрополога — Алексея Гостева, магистра Университета Беркли.
Итак, в западном офисе:
- Соотношение работающих вместе мужчин и женщин обычно пятьдесят на пятьдесят. Даже если женщин меньше, они уравнены с мужчинами в правах.
- Столы работников отделены друг от друга перегородками, создающими не только эффект разобщенности, но и атмосферу, идеальную для кропотливой работы и самоконтроля.
- Работают здесь в основном люди с заведомо низкой самооценкой, определяющие самих себя как «крыс» или же «планктон».
А в русском тем временем:
- Почти всегда налицо численный или хотя бы харизматический перевес мужчин. Женщины «выдавливаются» на низкие должности и в непрестижные структуры.
- Как правило, царят опенспейсы: работники сидят на виду друг у друга. Само помещение часто представляет собой ангар, подвал или бывший цех.
- Работать престижно! Деятельность «белых воротничков» приравнивается к синекуре и романтизируется, особенно людьми, никогда в офисе не сидевшими.
Главный совет
Для практической части статьи мы призвали в консультанты Александра Донского. «В коллективе с преобладанием мужчин-самцов, — начал он, расположившись в кресле, — самое страшное не агрессия, не диктат силы. Куда страшнее то, что люди часто не осознают, кем на самом деле являются». Примеров такой смещенной самооценки может быть несколько. Например, если ты начальник, то люди будут врать тебе, говорить комплименты, превозносить любой никчемный поступок, завышая твою самооценку.
В результате, оказавшись в компании людей, не подчиненных тебе, ты можешь выставить себя дураком или просто, что называется, «нарваться». Есть и другие примеры: если ты новичок, то на работе тебя наверняка станут третировать люди более глупые и неумелые, чем ты. Та же ситуация может сложиться, если ты гениальный поэт, вынужденный работать операционистом банка: твоя харизма просто не сможет развиться. «Обычно человек, испытывающий кризис самоидентификации, пытается выместить раздражение на близких или устраивает скандалы в буфете. Но это непродуктивный путь, — качает головой Александр. — Поэтому главный совет такой: если ты проводишь в офисе почти треть своей жизни, кем бы ты ни работал, возьми за правило бывать в каких-то еще коллективах». Ходи в баню, запишись в домовой комитет и посещай его собрания, сколоти из друзей и коллег футбольную команду. Тебе важно получать еще какие-то оценки своей внешности и деятельности. Причем получать их от таких же, как ты, гетеросексуальных мужчин.
Другие универсальные рекомендации
Разберись с иерархией
По твоему офису могут бродить разные директора, президенты и менеджеры. Но на любой ступени, даже сам будучи начальником, ты должен знать, кто является твоим непосредственным боссом, а кто — его боссом. Это избавит от лишней работы (сможешь отклонять просьбы и поручения, поступающие от руководителей смежных отделов) и позволит лучше выстроить стратегию поведения.