Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков
Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России: от роста вложений в иностранные инструменты до ситуации на рынке ипотечного кредитования. Что это за риски и насколько они серьезны?
Банк России на прошлой неделе представил свой ежеквартальный обзор финансовой стабильности. В нем регулятор назвал пять основных «болевых точек» российского финансового сектора. Беспокоят ЦБ, с одной стороны, ограничение доступа государства к западным рынкам и расчетам в долларах и евро, с другой — рост сбережений населения за рубежом. Кроме того ЦБ озабочен ростом долгов граждан, ситуацией на рынке жилья и ипотеки и риском роста процентных ставок банков при увеличении госдолга.
Какие из этих рисков самые серьезные?
Валютный дисбаланс
Одна из ключевых уязвимостей российского финансового сектора — продолжающиеся ограничения доступа российских компаний к расчетам через западных контрагентов долларами и евро, сообщает ЦБ. Ситуация ухудшается по мере расширения санкций в ответ на «спецоперацию»* и роста давления на «дочки» иностранных банков в России.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Экспортеры и импортеры переходят на валюты других стран, прежде всего на юань, вслед за этим трансформируется весь валютный рынок, который в значительной степени зависит от экспортно-импортных потоков. При этом российский валютный рынок сильно изолирован от мирового, переход на другие валюты происходит неравномерно. В результате возникает недостаток ликвидности в тех или иных валютах. ЦБ приводит в пример декабрь прошлого года, когда на валютном рынке был дефицит юаней, а в конце марта 2023 года — в евро.
Ситуация, сложившаяся на валютном рынке, — самый серьезный вызов для финансового сектора, считает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. «Сворачивание корреспондентских счетов [в долларах и евро] делает более уязвимой внешнюю торговлю России», — говорит он.
По словам Исакова, проблема усугубляется тем, что оставшиеся контрагенты в Европе или США не спешат уходить от расчетов в долларах и евро. В частности, по его словам, попытка перевести на юани расчеты за нефть с Индией не увенчалась успехом. Это, по данным ЦБ, приводит к увеличению сроков платежей между экспортёрами и иностранными контрагентами.