От Врубеля до Урса Фишера: как керамика стала популярным трендом в искусстве
На рынке российского современного искусства работы из керамики продаются все активнее. Forbes Life выяснил, с чего началось увлечение аудитории и коллекционеров керамикой, какие художники делают выбор в пользу прикладного искусства и есть ли у нового тренда будущее в России
В том, что произведения из керамики и глины — актуальное современное искусство, способное вызывать сильные эмоции, Москва по-настоящему убедилась летом 2021 года, когда у главного входа в здание ГЭС-2 фонд V-A-C миллиардера Леонида Михельсона установил «Большую глину №4» Урса Фишера.
До московских гастролей в 2017 году работа Фишера, выполненная из алюминия, имитирующего глину, простояла несколько месяцев на площади Синьории во Флоренции. Куратором проекта выступил Франческо Бонами. В октябре 2018 года Бонами был куратором лондонских торгов аукциона Phillips, посвященным модернистской и современной керамике. Бонами, как и его американская коллега критик Роберта Смит, уверен, что керамика сегодня — новый видеоарт. Ее покупают не только дизайнеры интерьеров, но и именитые художественные музеи и крупные коллекционеры.
Волна увлечения произведениями из керамики во многом была спровоцирована бестселлером художника-керамиста Эдмунда де Вааля «Заяц с янтарными глазами». В книге, вышедшей в 2010 году, художник, описывая коллекцию керамических фигурок, принадлежавших предкам, восстанавливает историю своей семьи, банкиров и аристократов еврейского происхождения Эфрусси, выходцев из Одессы, элиты предвоенной Вены и Парижа 1930-х годов. Книга вызвала всплеск интереса к работам самого художника и керамике в целом.
Врубель и Мамонтов, Пикассо и Madoura
«Сейчас особенно заметно, что художники постепенно возвращаются к традиционным практикам, вновь обращаются к керамике, — рассказывает Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф». — Мы внимательно следим за этим процессом и последние три года регулярно показываем разных авторов, работающих с керамикой. Как правило, керамика для них — так называемая сайд-стори. Если люди умеют работать с керамикой, то работают в тандеме с живописью, графикой, видеоартом. На мой взгляд, это следующий шаг после живописи и графики. Керамика — техника бесконечных возможностей».
В мае этого года на маркете современного искусства Win Win на Винзаводе из 127 художников-участников 25 представили керамику. Это на 20% больше, чем в прошлом году, продажи керамики выросли на 40% и составили 900 000 рублей. Эльчин Али-заде, автор идеи маркета, основатель издательства «Формат один», считает, что «устойчивый рост интереса аудитории к керамике и спроса на нее наблюдается в течение последних двух лет. С керамикой работают как авторы, только начинающие свою художественную карьеру, так и уже известные художники».
По мнению Анны Бариновой, владелицы галереи Anna Nova, современные художники совершенно свободно экспериментируют с разными видами керамики (майолика, фаянс, терракота). «Главное — то, о чем говорит художник и какой контекст за всем этим стоит. Это и определяет, что есть искусство, а что — ремесло», — уверена Анна Баринова. Летом 2021 года в ее галерее прошла выставка Ильи Федотова-Федорова, посвященная теме гендерной самоидентификации, где история коммуникации между людьми и мотыльками была рассказана с помощью видеоинсталляции и керамических скульптур.
По мнению художника и куратора, директора галереи «Граунд-Солянка» Кати Бочавар, о том, что керамика стала важным современным медиа, говорит хотя бы тот факт, что на ретроспективной выставке Михаила Врубеля в Третьяковской галерее, открывшейся осенью 2021 года, экспериментам художника с майоликой была посвящена большая часть экспозиции. Майоликовая скульптура, его львы, персонажи опер, блюда, камины. «Сегодня есть мода на сочетание живописи и керамики, поэтому работы Врубеля созвучны нашему времени», — объясняет Катя Бочавар.