От проклятия до болезни: что думали о месячных в прошлом — и как с ними справлялись
Хотя тема месячных до сих пор считается одной из самых табуированных (наверное, и эта статья удивит некоторых наших читателей), мифы и стереотипы вокруг нее постепенно развеиваются. По крайней мере — в сравнении с прошлыми веками. Как тогда люди воспринимали менструацию? Какой была гигиена? В чем «обвиняли» менопаузу? Узнаем с помощью книги «Неприглядная история. Как жили, любили и болели в разные эпохи» (издательство «Бомбора»).
В XVI веке женщины считались физиологически отличными от мужчин — более «холодными» по природе и менее нравственными, в то время как мужчины отличались интеллектом, силой и высоким уровнем морали, а также были «горячими». Для традиционного общества это виделось наиболее простым объяснением, почему детей рожают женщины, а не мужчины. В горячей и сухой земле семя не укоренится, в то время как холодная и влажная почва позволит ему вырасти.
Гуморальная теория отвечает и на вопрос, почему у женщины происходит менструация: из-за холодности женщины не могли полностью переваривать пищу в гумор, из-за чего образовывались остатки, которые должны были выйти для поддержания здоровья — это и есть менструация. То есть из женщины выходили некие гнилостные отложения, с которыми организм не справлялся самостоятельно.
Сам термин menstruation появился только в 1761 году во французском трактате о женских болезнях — Traité Des Maladies Des Femmes («Лечение женских болезней»), — который включает в себя большой хронологический каталог на тему женских болезней. В целом можно сказать так: тема менструации была настолько же табуированной, насколько и интересной.
Опасения по поводу менструации были всегда: ее сравнивали со спермой, потом и даже геморроем. Неоднозначное отношение к менструальной крови проистекало из непонимания естественных процессов и сопровождалось демонизацией, а за сексуальный контакт в период менструации в Средневековье мужчина вообще наказывался. Еще из ужасов: из-за неоднозначности темы советы и приметы были сомнительны.
Потому, например, считалось, что женщине во время менструации запрещено смотреть в зеркало, так как оно могло треснуть
Интимность темы заранее определяет серьезную ограниченность источников; индивидуальный опыт мы изучить не можем — приходится довольствоваться медицинскими трактатами. К тому же менструация не была достаточно важной, чтобы ее захотели вписать в историю.
При этом некоторые вещи мы все же знаем: так, в 1699 году Керстин Персдоттер, шведская служанка, предстала перед судом за колдовство за создание приворотного зелья и попытку привлечь им мужчину. Она сослалась на некую пожилую женщину, которая посоветовала ей использовать менструальную кровь и лобковые волосы для совершения ритуала.