Большое досье на одного из самых ярких режиссеров и сценаристов Голливуда

EsquireРепортаж

От малобюджетных короткометражек до «Ла-Ла Ленда» и «Человека на Луне»: за что мы любим Дэмьена Шазелла

Егор Москвитин

Getty Images

Когда мы опубликовали рецензию на “Человека на Луне”, один остроумный комментатор написал: “Все думали, что Дэмьен Шазелл — это второй Спилберг или второй Кубрик. А он оказался первым Шазеллом”. Точнее не скажешь — но для тех, кому хочется подробностей, мы подготовили большое досье на одного из самых ярких режиссеров и сценаристов современного Голливуда.

Биография самого молодого в истории Америки обладателя “Оскара” за режиссуру хорошо известна. Родился в благополучной семье, в школе играл на барабанах, однажды посмотрел “Цельнометаллическую оболочку” и удивился тому, насколько точно сцены в армейской учебке похожи на опыт музыканта-старшеклассника. Тут же бросил барабаны и отправился изучать кинематограф в Гарварде. Спустя два года после выпуска снял за 50 тысяч долларов первый фильм. Тот понравился критикам и вдохновил на переезд в Лос-Анджелес. Ее через пять лет предоставился случай снять вторую картину — и после “Одержимости” (2014) выяснилось, что благодаря фестивалям Шазелл может превращать маленькие бюджеты в большие деньги. За “Санденсом” последовала Венеция, в за Венецией — сказочная “оскаровская” история “Ла-Ла Ленда” (2016), радостная и грустная, как и сам фильм.

Но в случае с Шазеллом интересна не официальная биография, а то, что он сам о себе говорит. К счастью, интервью и мастер-классов он за последние годы раздал немало. Эта статья основана преимущественно на цитатах из них.

Дэмьен Шазелл с Клэр Фой и Райаном Госслингом на вашингтонской премьере «Человека на Луне». Getty Images

Любимые фильмы, сцены и песни

Любимый фильм, который Шазелл бы отправил пришельцам, — “Шербурские зонтики” с Катрин Денев. Любимая песня в кино — As Time Goes By из “Касабланки”. Любимая фраза — “Джейк, забудь, это Китайский Квартал” из концовки “Китайского квартала” Полански. Ее суть в том, что то, как устроен мир, не изменить даже героям; очень пораженческая цитата. Любимый финал — из “Огней большого города”. Этот фильм 1931-го года — немой, так что герой Чарли Чаплина объясняется с девушкой без слов. Точно так же (об этом ниже) устроены финалы всех четырех картин Шазелла. А его любимая сцена в истории кино — танец Джинджер Роджерс и Фреда Астера в “Цилиндре”. Идея этого комедийного фильма том, что в любви люди становятся самозванцами. На что-то это похоже.

Любовь к документалистике

В перерыве между съемками и пост-продакшном “Человека на Луне” (2018) Шазелл вместо того, чтобы отдохнуть, отправился к студентами Висконсинского университета в Мэдисоне, чтобы выступить в местной синематике. Этим киноклубом заведует профессор Дэвид Бордэулл — легендарный кинокритик, который вместе со своей супругой Кристин Томпсон считается авторитетнейшим последователем формалистской теории кино (а еще эта пара ведет очень поучительный блог).

Для показа и обсуждения он выбрал документальный французский фильм “Хроника лета” Жана Руша — пример “синема-верите”. Это было напоминанием о давней любви: в видеотеке Гарварда, где учился Шазелл, хранились в основном документальные и экспериментальные фильмы. Следы и того, и другого можно найти в его дебютной черно-белой ленте “Гай и Мэдлин на скамейке в парке” (2009). В ней Шазелл использует 16-миллиметровую пленку и не столько управляет актерами, сколько подглядывает за ними; некоторые участники кастинга и в самом деле думали, что снимаются в неигровом кино. Черно-белый фильм опирается и на технику синема-верите (подразумевающую, что автор может направлять героев своими вопросами — как Руш в “Хрониках лета”), и на принципы “прямого кино”, не допускающего вмешательство режиссера в историю. В “Одержимости” и “Ла-Ла Ленде” эти приемы почти не встретить, но в “Человеке на Луне” Шазелл вновь к ним вернется — и мы увидим миссию астронавтов будто бы от первого лица.

А в “Гае и Мэдлин на скамейке в парке” режиссер, по собственным словам, попытался с помощью документалистики “поженить” условности мюзикла с психологическим реализмом. В первой половине фильма музыкальные и танцевальные сцены не происходят случайно. Джаз звучит лишь во время репетиций и выступлений группы главного героя. А чечетку — реверанс любимому Фреду Астеру — здесь танцуют только на вечеринке. И лишь после этой деликатной прелюдии Шазелл позволяет себе жанровые условности — например, сцену, в которой героиня идет по парку и тихо напевает мелодию, которая постепенно превращается в настоящий музыкальный номер. Так же устроен и “Ла-Ла Ленд”, открывающая песня которого рождается из реалистичных звуков дорожной пробки и автомагнитол.

Дэмьен Шазелл получает «Оскар» как лучший режиссер, 2017 год. Getty Images

Затишье после первого фильма

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Питались солнцем и заманивали в секс-рабство: в каких сектах состояли звезды Питались солнцем и заманивали в секс-рабство: в каких сектах состояли звезды

Cреди известных актеров довольно часто встречаются сектанты

Cosmopolitan
Командный менеджмент: почему пираты XVIII века были самыми демократичными людьми своего времени Командный менеджмент: почему пираты XVIII века были самыми демократичными людьми своего времени

Как суровые законы рынка заставляли пиратов мучить и убивать людей

Esquire
Звери навсегда Звери навсегда

История трех евреев из Бруклина, неспособных постареть

Esquire
Обман зрения: как популярные оптические иллюзии дурят наш мозг Обман зрения: как популярные оптические иллюзии дурят наш мозг

Оптические иллюзии - это прямое подтверждение того, что наш мозг чертовски ленив

Популярная механика
Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками Почему Google отказался делиться искусственным интеллектом с нефтяниками

Google отказался помогать нефтяникам в разведке и добыче сырья

Forbes
Недра небесные Недра небесные

Американские ученые выпустили самую полную геологическую карту Луны

Огонёк
Фриланс: что это такое простыми словами и кто может им заниматься Фриланс: что это такое простыми словами и кто может им заниматься

Готов к смене карьеры?

Playboy
На Луне нашли неожиданно много улетучивающегося углерода На Луне нашли неожиданно много улетучивающегося углерода

На Луне обнаружено нечто действительно странное

Популярная механика
Гениальное советское такси, которое не оценили Гениальное советское такси, которое не оценили

История такси ВНИИТЭ-ПТ

Maxim
Самое холодное место во вселенной Самое холодное место во вселенной

Насколько холоден холодный космос?

Популярная механика
Ричард Докинз: Высокомерие религии, скромность науки и интеллектуальное и нравственное бесстрашие атеизма Ричард Докинз: Высокомерие религии, скромность науки и интеллектуальное и нравственное бесстрашие атеизма

Отрывок из дискуссии интеллектуалов о вере, атеизме, религии и многом другом

СНОБ
ЗОЖ или фитнес-фанатизм? 9 признаков, что ты занимаешься спортом слишком много ЗОЖ или фитнес-фанатизм? 9 признаков, что ты занимаешься спортом слишком много

Всего хорошего должно быть в меру

Playboy
Пьяные птицы Пьяные птицы

Бабушка пела, что надо скорей заснуть, но я только последнюю строчку помню

Esquire
Побеждённая зараза Побеждённая зараза

Натуральная оспа — первая и единственная болезнь, которую удалось ликвидировать

Дилетант
Брейте наголо. Как живут в секте, где детей разлучают с родителями Брейте наголо. Как живут в секте, где детей разлучают с родителями

Селена Уиттман рассказала о детстве в коммуне «Синанон», куда ее привела мать

Forbes
Хатуля Авсаджанишвили Хатуля Авсаджанишвили

Прогноз фэшн-директора Хатули: кризис научит нас разговаривать друг с другом

Собака.ru
Лимфодренаж для лица: как избавиться от морщин Лимфодренаж для лица: как избавиться от морщин

Мало движения, много еды — все «тренды» отражаются на нашем внешнем виде

Psychologies
10 частых ошибок при использовании бытовой техники 10 частых ошибок при использовании бытовой техники

Эти ошибки в эксплуатации бытовой техники значительно сократят её срок службы

Популярная механика
Хочу написать книгу, но не знаю как: 10 советов начинающему писателю Хочу написать книгу, но не знаю как: 10 советов начинающему писателю

Создание книги ‒ сложный процесс, требующий от автора много сил и внимания

Cosmopolitan
Мир никогда не будет прежним. Почему надежды на потрясение основ мира пандемией преувеличены Мир никогда не будет прежним. Почему надежды на потрясение основ мира пандемией преувеличены

Человечество слишком инертно, чтобы резко меняться даже под воздействием шока

СНОБ
Сколько людей какие животные убивают за год (анимированная статистика) Сколько людей какие животные убивают за год (анимированная статистика)

Какие животные самые смертоносные для человека?

Maxim
«Многие уже отказались от машины». Что происходит с ОСАГО «Многие уже отказались от машины». Что происходит с ОСАГО

Что будет с рынком обязательного автострахования после пандемии

РБК
По сравнению со «сверстниками» Солнце оказалось намного слабее По сравнению со «сверстниками» Солнце оказалось намного слабее

Исследования показывают, что мы не так уж и хорошо знаем нашу собственную звезду

Популярная механика
Древесные лягушки обманули хищников хоровым пением Древесные лягушки обманули хищников хоровым пением

Самки древесных лягушек не ведутся на обман

N+1
Рынoк на $9 млрд: почему люди вкладывают деньги в дома престарелых Рынoк на $9 млрд: почему люди вкладывают деньги в дома престарелых

Инвестиции в недвижимость для пожилых людей в Европе можно назвать удачными

Forbes
Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами? Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами?

Что такое виктимология и поможет ли её изучение женщине не стать жертвой насилия

Cosmopolitan
Как прекратить самобичевание Как прекратить самобичевание

Стоит совершить ошибку, и строгий внутренний голос начинает нас отчитывать

Psychologies
Правила жизни Пирса Броснана Правила жизни Пирса Броснана

Пирс Броснан: актер, Дроэда, Ирландия, 67 лет

Esquire
7 фактов о фильме «Кошмар на улице Вязов» 7 фактов о фильме «Кошмар на улице Вязов»

В 1984 году, в золотую эпоху фильмов, мы познакомились с Фредди Крюгером

Maxim
Продюсер Нателла Крапивина — о Светлане Лободе, деньгах, музыкальной индустрии и о том, что важно для артиста Продюсер Нателла Крапивина — о Светлане Лободе, деньгах, музыкальной индустрии и о том, что важно для артиста

Нателла Крапивина о программе «Орел и решка» и фильме «Кислота»

Esquire
Открыть в приложении