Основательница I AM Studio — об уходе из бренда и дальнейших планах
В начале недели стало известно, что основательница I AM Studio Дарья Самкович покидает марку. «РБК Стиль» узнал, почему было принято это решение и ждать ли кардинальных изменений в компании
I AM Studio — это первый российский бренд в сегменте «миддл-ап», первый российский бренд с самостоятельным корнером в «Цветном» и первый российский бренд, который не стал играть по правилам мировой индустрии моды, а придумал собственные: например, разделил весенние и летние коллекции, поскольку в России погода в эти сезоны кардинально разнится. Детище Дарьи Самкович всегда было на хорошем счету и у экспертов, и у журналистов, и у клиентов, и у байеров, которые брали вещи марки в том числе, в шоурумы во Франции и США. Основательница, заручившись поддержкой мужа с предпринимательским опытом Олега Воронина, размеренно развивала бизнес. Поэтому новость с заголовком «Я покидаю I AM Studio», появившаяся в соцсетях Самкович утром 5 апреля, стала действительно «breaking».
Дарья упомянула о том, что одной из причин ухода стал развод с Ворониным, которого она тем не менее поблагодарила за время и силы, вложенные в компанию. В телеграм-каналах тут же появились слухи о том, что расставание не было полюбовным, и Воронин у Самкович бренд «отжал». «РБК Стиль» обратился за комментарием к предпринимателю, который рассказал, что являясь владельцем I AM Studio с момента его регистрации в 2009 году, помогал и поддерживал Дарью в проекте, а активным развитием занялся в 2017 году.
«С 2017 года Даша отвечала за дизайн и производство, я — за все остальное, включая выстраивание всех бизнес-процессов и развитие розничной сети. Во взглядах на развитие [компании] у нас не было серьезных разногласий. [Роль здесь] в большей степени сыграли наши отношения внутри семьи. Расставаясь как супруги, мы понимали, что взаимодействовать в бизнесе будет очень непросто. К середине 2020 года 80% всех бизнес-процессов находилось в моем управлении, росту компании требовался большой управленческий опыт, особенно в таких кризисных условиях как в 2020 году. Мы решили, что для бренда будет лучше, если он останется в моем управлении», — объяснил Олег Воронин, подчеркнув, что достиг с Самкович финансовых договоренностей, связанных с ее выходом, и подписал соответствующие документы. При необходимости команда будет прибегать к консультациям основательницы, при этом концепция марки останется прежней. «Стратегия развития бренда последние годы разрабатывалась преимущественно мной, поэтому кардинальных изменений мы не планируем, хотя команда полна новых идей, и мы их ежедневно обсуждаем», — подчеркнул Воронин.
«РБК Стиль» решил подвести черту I AM Studio времен Дарьи Самкович большим интервью, в котором дизайнер рассказала о том, как выстраивала свою нишу, почему отказывалась от сторителлинга, каким видела свое взаимодействие с мужем внутри компании и готова ли двигаться дальше.
— О марке I AM Studio всегда говорили как об успешном кейсе российской индустрии моды: «бренд, у которого получилось». Как вам удалось нащупать свою нишу, аудиторию и продукт, учитывая, что в начале вашей дизайнерской карьеры в 2008 году ориентироваться по сути было не на что?
— Я родилась и выросла в Минске. Моя бабушка возглавляла сеть городских ателье. В советское время ателье считались мини-домами моды, которые разрабатывали собственные тренды и лекала, и куда человек мог прийти со словами «я хочу как на этой картинке» и заказать любую вещь. Бабушка рассказывала мне много подобных историй, а папа с собственным швейным производством только подкрепил мой интерес к ним. К тому же я всегда хотела эффектно одеваться, но найти одежду на мой высокий рост было непросто. В 11 лет я решила научиться шить ее сама.
С воображением проблем никогда не было: в первом классе меня отдали в художественную школу, а после девятого я поступила в минский колледж на модельера-конструктора. Очень неплохое, кстати, учебное заведение, в котором у нас был экспериментальный курс: помимо конструирования нас обучали, например, экономике предпринимательства в швейной промышленности. Я понимала, как делать расчеты и оформлять заказы на производство, как должна выглядеть техническая документация к швейным изделиям. Визионерское дизайнерское видение наложилось на технологическую и экономическую базу уже в Москве, где я училась в Лаборатории моды Вячеслава Зайцева. Но несмотря на знания в разных направлениях многое делалось по наитию, методом проб и ошибок. Особенно учитывая то, что во время учебы меня внезапно пригласили на Неделю моды в Екатеринбург, где и был представлен бренд I AM. После этого все завертелось, закрутилось практически без шанса сделать паузу и подумать. И остановилось только сейчас, спустя 13 лет.