Опыт одной фиксации: как смотреть «Фотоувеличение» Антониони 50 лет спустя
В российский кинопрокат выходит шедевр 1960-х и один из главных фильмов Микеланджело Антониони — «Фотоувеличение», кино-загадка о молодом лондонском фотографе, который снимает обычную пару на свидании в парке, а при увеличении негатива находит на снимке пистолет и труп. Искажение зрения, галлюцинация или доказательство убийства? Зритель проведет час в компании главного героя, пытающегося разгадать тайну пейзажа не в фокусе. Кинокритик Алиса Таежная рассуждает о том, как великий фильм Антониони смотрится в 2022 году — через 55 лет после выхода на экраны.
«Когда рядом красавицы, смотришь на них и ничего не чувствуешь», — делится главный герой «Фотоувеличения» ощущениями от своей жизни и работы. Он востребованный фотограф в Лондоне — самом модном городе мира. Ежедневно он расставляет моделей в студии, как неживые предметы, брезгливо отшивает старлеток, мечтающих о модельной обложке, набрасывает женщин слоями перед камерой, двигая их, как манекены. Его главный профессиональный навык — видеть живое неживым, помещать дышащее в рамку смерти и направлять движение в статику.
Даже снимая не в студии, Томас выхватывает лобовые образы с четкими и спекулятивными чертами и позами: свингующий Лондон в его исполнении превращается в кладбище великолепия уличных типажей. Именно для этого он приходит в ночлежку — застать врасплох маргинальных лондонцев, которых никто не будет рад видеть в прилизанной фотостудии с модной мебелью. Не терпя в работе ничего непонятного и ускользающего, сам Томас — максимально скользкий и мутный тип, которого сложно описать. Он один из тысяч агентов альтернативной тусовки, которая снует из бара в бар, из района в район, из студии в студию и своим шумом и суетой разбавляет хмурость каменистых улиц, пыльных антикварных салонов и аккуратных парков, живущих в логике другого времени.