Звонкое место
«Огонек» побывал на острове Мурано, где по старинным технологиям производится и продается венецианское стекло. Эпидемия внесла свои коррективы жизнь и планы стеклодувов. И хотя этой осенью в Венеции все же удалось провести неделю венецианского стекла, запланированную выставку в Эрмитаже пришлось перенести на весну
Осенью Венеция немного ожила после коронавирусного локдауна — в городе появились немногочисленные туристы, возобновили работу бары и рестораны, открылись бутики с изделиями из венецианского стекла. Еще совсем недавно не было, наверное, путешественника, который не увез бы из Венеции если не шикарную люстру или вазу, то хотя бы разноцветные бусы, хитро закрученное колечко или брелок. Ведь разноцветное стекло изготавливают там по старинным технологиям начиная с XII века, оно такой же символ Серениссимы, как ее каналы, горбатые мостики и гондолы.
У меня самой накопилась неплохая коллекция венецианских безделушек. Впрочем, нынешней осенью прогулка по стекольным лавкам не была такой же беспечной и радостной, как в прежние годы. Редко кто из прохожих в них заглядывал и еще реже, как грустью признают продавцы, что-то покупал.
— Время для Мурано очень трудное,— констатирует директор Фонда гражданских музеев Венеции (Fondazione Musei civici di Venezia) Габриэла Белли.— Наш рынок, рассчитанный на тех, кто ценит совершенство, и так довольно узок. А во времена локдауна, когда иностранные заказы резко сократились, производство и вовсе остановилось. Сейчас очень важно, чтобы ателье и фабрики, изготавливающие как произведения искусства, так и предметы обихода, вернулись к нормальной деятельности.
Это и стало задачей прошедшей в сентябре в Венеции The Venice Glass Week. Несмотря на все ограничения и сложности, связанные с эпидемией, организаторы сумели собрать на своих многочисленных мероприятиях (более 150!) производителей, художников, коллекционеров и просто тех, кто любит и ценит венецианское стекло или желает узнать о нем побольше.
Гвоздем Стеклянной недели стала курсировавшая по Большому каналу баржа с установленной на ней плавильной печью. Во время стоянок то у одного, то у другого моста стеклодувы демонстрировали публике свое мастерство. Признаюсь, зрелище, когда раскаленная стеклянная капля, подцепленная стеклодувом на специальную трубку, под его выдохами растет как воздушный шар, завораживает. Особенно в момент, когда мастер то вытягивает, то подкусывает этот раскаленный шар специальным инструментом, и в какой-то момент волшебным образом горячее и мягкое стекло превращается в замысловатого конька.
— Покажи его нам поближе,— просят с пристани туристы, набежавшие стайкой, вопреки призывам не собираться. Но нет, стеклянный шедевр слишком горяч. Ведь температура стеклянной массы, с которой работает стеклодув, порядка 500 градусов. Для пущего эффекта мастер подносит к стеклянной фигурке листок бумаги — от жара та вспыхивает сама по себе.
Думаю, не будь на присутствовавших масок, зрительского «Ах!» в этот момент хватило бы на выдувание еще одного такого же конька. Теперь хрупкой игрушке предстоит медленное остывание, ведь иначе она просто рассыплется на мелкие кусочки.
Искусство дуть
Исполнитель этого захватывающего действа — 28‑летний Роберто Белтраме, самый молодой участник этих показов, организованных Консорциумом венецианских стеклодувов Promovetro. Его путь к тайнам древнего ремесла не вписывался в каноны профессионального причастия, самый расхожий из которых — передача секретов мастерства внутри семьи или от мастера к ученику.
— Я учился на факультете физики в университете в Бостоне, когда неожиданно попал на выставку венецианского стекла в Бостонском музее изящных искусств. Это перевернуло мою жизнь. Я просто влюбился в эту профессию,— рассказывает Роберто.— Я всегда хотел делать что-то своими руками, но только побывав на выставке, понял, что именно хочу делать. И хотя я проучился в университете уже четыре года, все бросил, поехал в Мурано и пошел в ученики сначала на одну фабрику, потом на другую и через несколько лет освоил эту профессию. А три года назад открыл свою фабрику в Мурано.
Роберто — из Брешии, это недалеко от Милана. Там живут его родители, которые без энтузиазма встретили идею сына бросить физику. Отец считал, что Роберто должен сначала окончить университет и уж потом делать что заблагорассудится.