«Запреты рождают инфантилизм»
Во Франции — звонкая юридическая премьера: в первом чтении принят закон, запрещающий с нового учебного года пользоваться электронными гаджетами в стенах школ. Зачем это понадобилось и чем грозит столь радикальная борьба с цифровой зависимостью, «Огонек» обсудил с профессором психологии Галиной Солдатовой
Мотивация сторонников жестких мер очевидна и вряд ли нуждается в переводе с французского: школьники отвлекаются от учебы, не вылезают из социальных сетей, хуже того — «гуляют» по порносайтам и углубляются в прочий нежелательный контент. Но не слишком ли жестким вышел ответ? Реально ли это в принципе — оберегать современных детей от интернета? А главное — нет ли угрозы, что найдутся желающие пойти по этому пути в других странах, включая Россию, благо ссылка на передовой европейский опыт имеется? С точки зрения директора Фонда развития Интернет и профессора кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Галины Солдатовой, которая давно исследует влияние интернета на детскую психику, торопиться с оценками явно не стоит.
— Галина Владимировна, как это надо понимать: закон, запрещающий использовать смартфоны в школе, впервые принят на уровне целой страны, причем не последней в ЕС в смысле развития технологий. Уже говорят, что Франция возвращается к консервативной модели воспитания, пытается затормозить наступление цифрового будущего. Мало того, французы готовят еще один законопроект, по которому до 16 лет будет запрещено заводить аккаунты в соцсетях без согласия родителей…
— Знаете, такие вопросы редко вызывают однозначную реакцию в обществе. Франция — не исключение. Да, там давно говорили о запрете смартфонов в школах: соответствующее решение на уровне рекомендаций Министерство образования приняло еще в 2010-м, но законодательно его не закрепили. Само собой, это не означает, что в обществе такой подход все поддерживают. Я бы даже сказала: в данном случае удивительно, что подобный запрет стал одним из пунктов предвыборной кампании президента Макрона — довольно молодого мужчины. Обычно охранительные инициативы, связанные в том числе с различными цифровыми фобиями, выдвигают представители более старшего поколения. Ну а в целом же мнение по поводу того, как мы и наши дети должны использовать цифровые технологии, в большинстве стран постоянно колеблется по принципу маятника: от жестких запретов до полной отмены контроля.
— Так есть основания говорить, что маятник качнулся в запретительную сторону, или нет? Это мировая тенденция или пока только французская?
— Таких оснований нет. Франция принимает свой закон на фоне того, что в последние годы к гаджетам в мире стали относиться заметно лояльнее. Пример — США. Там на уровне государства подобных запретов никогда не было, но они всегда существовали в некоторых штатах, а также в отдельных школах. Подсчитано, что в нынешнем году использование гаджетов в школах было запрещено лишь в трети американских школ.
Более того, есть резонансные случаи. Так, совсем недавно мэр Нью-Йорка Билл де Блазио личным распоряжением отменил все подобные запреты в своем городе. Почему? Это произошло после трагедии во Флориде. Тогда, напомню, преступник взорвал дымовую гранату и расстреливал школьников в коридорах школы. Многим детям удалось спрятаться, и благодаря мобильникам они связались с родителями и рассказали о своем местоположении. Смартфон для многих оказался спасательным кругом. Противники подобных запретов часто апеллируют к таким ситуациям, к террористической угрозе, потому что действительно иногда телефон может спасти жизнь.
И США не единственные. Тот же процесс и в Германии. Например, в Баварии жесткие запреты на использование гаджетов в школах приняты еще в середине 2000-х. А сейчас там все активнее идут выступления и дискуссии за отмену запрета. Инициатором, кстати, выступает Совет школьников Баварии — местный орган детского самоуправления.
В то же время остается достаточно жестким отношение к гаджетам в школах в Великобритании, где с 2012 года почти во всех школах был тотальный запрет на мобильники. Такая же суровая политика в этом отношении и в Словении.
— А кто в таком случае выступает с инициативой запретов? Родители?
— Как ни странно, чаще всего это не родители, а педагоги. Считается, что смартфоны, а особенно общение в соцсетях, отвлекают от учебы. Родители, что интересно, не так часто становятся противниками гаджетов. Зачастую они просто не рефлексируют на эту тему.
Если говорить о нашей стране, то в России родительская установка на политику ограничения в интернете за последние пять лет заметно смягчилась. Вот статистика. За жесткие ограничения доступа к гаджетам сегодня у нас выступает каждый пятый родитель, как и пять летназад. Зато одновременно с этим выросло количество родителей, которые занимаются так называемой активной медиацией. То есть осваивают интернет, в том числе мобильный, вместе со своим ребенком, говорят с ним о правилах безопасности в Сети, устанавливают свои правила пользования гаджетами, активно отслеживают, что ребенок делает в интернете, становятся друзьями у ребенка в соцсетях и т.д. Это называется «позитивные способы контроля», именно они наиболее эффективны с точки зрения кибер-безопасности.
— С чем же связана такая продвинутость российских родителей?