Актриса Хелен Миррен о том, каким трудным и противоречивым был путь к успеху

ОгонёкКультура

«Всё было против меня»

На 70-м Международном Берлинском кинофестивале актриса Хелен Миррен получила «Золотого медведя» за заслуги в искусстве. О том, каким трудным и противоречивым был путь к успеху, актриса рассказала в беседе с обозревателем «Огонька».

Беседовала Татьяна Розенштайн

Хелен Миррен не только снимается в кино, но и охотно участвует в светских мероприятиях (на фото — во время показа на Парижской неделе моды, 2019 год). Epa-efe / Vostock Photo

Хелен Миррен — слишком хорошая актриса, чтобы повторяться. Кажется, она способна сыграть буквально все — от скрытой вульгарности до изысканного благородства королевских кровей. До нее в кинематографе женщина, стремящаяся к власти, традиционно считалась отрицательным персонажем. Миррен умеет показать на экране ранимость, сложность героини, но также и право бороться за победу. По сути, актриса создала в кино новый эталон женственности: не отступающая перед препятствиями героиня, которая в ответе за свою собственную судьбу.

— В вашем наградном списке, кажется, есть все: «Оскар», «Золотой глобус», венецианский «Золотой лев», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, многократные призы и номинации Британской киноакадемии. Вам пожаловали благородный титул «Дамы Британской империи». Ну вот разве что наград с Берлинского кинофестиваля еще не было…

— Эта награда — невероятная честь, особенно потому, что «берлинский медведь» не из разряда гламурных призов. И еще потому, что саму себя я никогда не считала дивой, кинозвездой, но всего лишь — актрисой. А это большая разница. Берлинский кинофестиваль — это не только кино, но и, так сказать, целый мир. Поэтому, я знаю, кинематографисты всегда нервничают, когда сюда приезжают. Они, возможно, боятся сесть в лужу!.. На просмотры тут ходит образованная публика, которая понимает язык кинематографии и не боится поделиться своими эмоциями. Делается это здесь довольно прямолинейно, иногда не слишком дипломатично. Но в этом тоже имеются свои преимущества. Если критика конструктивна, она дает возможность актеру понять свои упущения и развиваться дальше. Так было, когда я впервые приехала на Берлинский кинофестиваль с ремейком Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2010». Наша картина не понравилась, публика моментально дала нам это понять. Это стало хорошим уроком.

— Вы всегда играли сложные характеры, сильных женщин, с собственными мнением и взглядами на жизнь… Потому что это, как говорят,— ваше?..

— Знаете, все проще. Просто мне самой часто приходилось бороться за возможность сыграть этих героинь. Когда началась моя карьера в кино, все было против меня: возраст, цвет волос, положение женщин в индустрии… Одной из моих первых заметных ролей стала Виктория из фильма «Долгая Страстная пятница» (1980). Сценарий написал Барри Киффи, и он был прекрасен во всем, за исключением женской роли. В то время кино определяло женщину как красивую вещь, сидящую в углу, с которой иногда занимались сексом. Я не видела себя в качестве такой роскошной игрушки. Поэтому я назначила встречу с режиссером Джоном Маккензи и изложила ему свои взгляды. Мне хотелось, чтобы моя Виктория была не из рабочей среды, а из высшего общества, культурная и образованная, которая в состоянии составить компанию мужчине, прийти ему на помощь, а может, даже его заменить. Помню, Маккензи меня выслушал, терпеливо кивая головой. Но, когда в первый день съемок я явилась на съемочную площадку, сценарий остался без изменений. Никто не потрудился изменить в нем даже строчку. С того момента я приходила утром на съемку, принося с собой листы сценария с переписанными мною сценами. Я в буквальном смысле действовала всем на нервы, пока не добивалась желаемого результата. Мне повезло, что Маккензи оказался терпеливым человеком и не выгнал меня в первый же день со съемок. Он также оказался достаточно умен, чтобы принять мои идеи. Позже он скажет, что благодаря моей настойчивости жанр британских гангстерских фильмов пережил значительные изменения.

— Благодаря вашей настойчивости изменились не только фильмы про гангстеров, но также и детективы: вспомним Джейн Теннисон из британского сериала «Главный подозреваемый»… (1991–2006, Хелен Миррен играет офицера столичной полиции. — «О»).

— Женщина в качестве офицера полиции в 1970-е годы в Англии была действительно очень редким случаем. И конечно, моей героине пришлось столкнуться со всеми примерами стереотипного отношения к женщинам на службе. За свою смелость Джейн пришлось не раз расплачиваться. Она жертвует здоровьем и личной жизнью. Здоровьем приходилось жертвовать, однако, не только моим героиням. До начала работы над «Главным подозреваемым» я снималась в картине «Где боятся ступить ангелы». Буквально еще утром мне приходилось стоять перед кинокамерой в Италии, а на следующее утро уже в Манчестере — для «Главного подозреваемого». У меня едва хватало времени вжиться в одну роль, как на смену ей приходили другие. Роли развивались инстинктивно, я никогда не понимала, откуда у меня берутся время, силы и решимость. Часто совсем не хватало времени готовиться к ролям заранее. Единственной подготовкой перед съемками в Манчестере стал разговор на ходу со сценаристом Линдой Ла Планте. Линда мне тогда сказала: «Хелен, запомни, для этой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Легенда об айве Легенда об айве

О тонком аромате под толстой шкурой

Огонёк
Молодо, ярко: 7 эффективных digital-проектов 2019 года Молодо, ярко: 7 эффективных digital-проектов 2019 года

Яркие примеры успешных решений в digital-среде

Forbes
Рогатый нянь Рогатый нянь

«Дело Макмартинов» считается самым дорогостоящим судебным разбирательством в США

Maxim
Не в бровь, а в глаз Не в бровь, а в глаз

Какие популярные процедуры красоты могут быть вредны для глаз?

Лиза
Кто вы, доктор Арендт? Кто вы, доктор Арендт?

Загадка, уходящая своими корнями в XIX столетие

Дилетант
13 действительно хороших иностранных фильмов про Россию 13 действительно хороших иностранных фильмов про Россию

Россияне уверены, заграничные режиссёры неспособны изобразить Россию-матушку

Maxim
«Старые рецепты работать не будут» «Старые рецепты работать не будут»

Можно ли выйти из экономического шторма, ничего не изменив

Огонёк
Потерянные деньги: почему женщины меньше инвестируют и как это исправить Потерянные деньги: почему женщины меньше инвестируют и как это исправить

Мировая финансовая индустрия теряет 700 млрд, не привлекая женскую аудиторию

Forbes
Алексей Артомонов Алексей Артомонов

Куратор и кинокритик стал программным директором международного фестиваля

Собака.ru
Учимся управлять своими деньгами Учимся управлять своими деньгами

Майкл Кей предлагает авторский подход к управлению деньгами

Psychologies
Geely Coolray. Куда положить грабли? Geely Coolray. Куда положить грабли?

У Поднебесной нет тормозов, зато есть неограниченные ресурсы

4x4 Club
«Как вы решите, так и будет»: полная речь Путина, в которой он согласился на обнуление президентских сроков «Как вы решите, так и будет»: полная речь Путина, в которой он согласился на обнуление президентских сроков

Расшифровка выступления Владимира Путина об обнулении его президентского срока

Forbes
Осознанность в большом городе Осознанность в большом городе

Осознанность — затертое слово в среде людей, увлекающихся восточными практиками

Yoga Journal
Какая ещё «булошная», или Зачем нужны варианты произношения? Какая ещё «булошная», или Зачем нужны варианты произношения?

Две столицы — два мировоззрения

Наука и жизнь
Как перестать быть «наседкой» и научить ребенка выживанию Как перестать быть «наседкой» и научить ребенка выживанию

Как научить ребенка необходимым навыкам выживания в современном мире?

Psychologies
«Смешарики» и «Фиксики» теперь в одной лодке «Смешарики» и «Фиксики» теперь в одной лодке

Группа компаний «Рики» стала владельцем анимационной студии «Аэроплан»

Эксперт
Конституционно-правовая катастрофа: что не так с обнулением президентских сроков Конституционно-правовая катастрофа: что не так с обнулением президентских сроков

Обнуление президентских сроков означает, что сфера права сжимается

Forbes
Повышая градус Повышая градус

Автотур по Краснодарскому краю к местным виноделам

Вокруг света
От «Дау» до «Ширли»: лучшие фильмы Берлинского кинофестиваля От «Дау» до «Ширли»: лучшие фильмы Берлинского кинофестиваля

Какими фильмами запомнился Юбилейный Берлинале

РБК
Пила, потерянные яйца и неудавшаяся оргия. В России начался фестиваль Best Comedy Shorts Пила, потерянные яйца и неудавшаяся оргия. В России начался фестиваль Best Comedy Shorts

Эти маленькие фильмы умные, тонкие, тактичные и удивительно смешные

СНОБ
Турбофотошоп: наши звезды, «убравшие» себе на фото 20 лет Турбофотошоп: наши звезды, «убравшие» себе на фото 20 лет

К каждым годом фотошоп становится все более заметен и агрессивен

Cosmopolitan
Как перестать кричать на детей и добиваться желаемого по-другому Как перестать кричать на детей и добиваться желаемого по-другому

Телесные наказания неэффективны и вредят детям — это известно большинству из нас

Psychologies
Телевизоры со Smart TV: какая система лучше? Телевизоры со Smart TV: какая система лучше?

Сравниваем популярные платформы Смарт ТВ

CHIP
Ваятель Павел Соколов Ваятель Павел Соколов

«Золотым веком» русской скульптуры принято называть эпоху классицизма

Наука и жизнь
Как понять, что я нарцисс? Как понять, что я нарцисс?

Можем ли мы увидеть нарциссические черты в себе и попытаться их скорректировать

Psychologies
Разговор по ушам Разговор по ушам

Мир несовершенен: в нем есть страдания, комары и голосовые сообщения

GQ
Уборка насмарку: 20 грубых ошибок, из-за которых в доме не станет чище Уборка насмарку: 20 грубых ошибок, из-за которых в доме не станет чище

Как правильно пользоваться чистящими средствами и не забывать о правилах

Cosmopolitan
Чистим диск: что и где может занимать много места Чистим диск: что и где может занимать много места

Постоянно заканчивается свободное место на HDD или SSD?

CHIP
8 неожиданных фактов о самом рогатом виде транспорта 8 неожиданных фактов о самом рогатом виде транспорта

Троллейбусы не те, чем кажутся…

Maxim
Бертольт Брехт Бертольт Брехт

Не жизнь (1898–1956), а непрерывное бегство Бертольта Брехта

Дилетант
Открыть в приложении