Цвет нации
10 марта в Театре Наций состоялась премьера спектакля по пьесе Мишеля Уэльбека «Покорность». Поставил его Талгат Баталов — талантливый молодой режиссер, который вместо того, чтобы сидеть в башне из слоновой кости, объехал Россию от Ростова до Сахалина. Работал в Твери, Саратове, Пскове, Санкт-Петербурге, Новокузнецке и Красноярске. Только в этом сезоне у него впереди три постановки. Мы встретились с Талгатом поговорить о московской «Покорности», пока он не уехал делать новый спектакль во Владивосток. Или не начал снимать кино — как всегда хотел.
Талгат, последние три недели ты…
...бежал марафон. В смысле работал по 12–15 часов в сутки. Спектакль рождается на выпуске. Он долго собирается, придумывается, репетируется, но только в последние пятнадцать дней перед премьерой становится понятно, что ты поставил. То, что было в твоей голове год назад, когда ты нашел материал и подумал «о, было бы интересно из этого что-то сделать!», превращается во что-то реальное. Кнопка нажимается, маховик запускается, и его уже не остановить. Вот как сейчас, например: все билеты на премьеру были распроданы за два часа. Понятно, что это Театр Наций. Тут по-другому и не может быть. Да и имена занятых в спектакле артистов на слуху.
Не нервничал на фоне таких ожиданий?
Это всегда волнительно. Только кажется, что у тебя есть какой-то инструментарий, что за годы работы ты чему-то научился, но всё это ни фига не так. На самом деле надо каждый раз всё переизобретать. В этом, наверное, и есть чудо театра.
Кто твоя команда?
Моя команда — это художник Наталья Чернова, композитор Виталий Аминов, видеохудожник Дмитрий Соболев, художник по свету Нарек Туманян, хореограф Александр Андрияшкин. А еще Вселенная подарила мне встречу с уникальным актером и человеком — Володей Мишуковым. Я долго искал главного героя и, когда увидел Володю, сразу понял: это он. А потом уже магнит притянул в спектакль Лёшу Розина, Стасю Милославскую, Валентина Самохина, Наталью Павленкову. Про каждого из них можно было дать отдельное интервью. И конечно же, я хочу сказать огромное спасибо Театру Наций. Евгений Миронов, Роман Должанский и Мария Ревякина — люди, которые дали зеленый свет этому сложнейшему, спорному материалу. За что им человеческое спасибо. Инсценировку сделал Дмитрий Богославский. Мы с ним уже работали. Дима хорош тем, что всегда делает не адаптацию прозы для сцены, а пишет полноценную пьесу. Кроме того, он раньше был актером, поэтому знает театр изнутри. Это важно.
Но идея поставить «Покорность» — твоя? Ты поклонник Уэльбека?
Я читал все его романы, и тема «Покорности» мне показалась особенно интересной. Я предлагал ее в разные театры. Понятно, что не все были готовы к этому... Есть теперь и исторический факт: мы состоим с Уэльбеком в переписке, а это уже история.
Готовы к чему? К тому, что главный герой без особых угрызений совести и давления со стороны меняет католицизм на ислам?