Властью не делятся
Открытие украинского политического сезона получилось бодрым и насыщенным: всего за пару дней Верховная Рада определилась со спикером и главами комитетов, назначила генпрокурора и премьера. В ударные сроки сформирован и уже провел первое заседание кабинет министров. Новая власть анонсировала перечень крупных реформ, которые должны быть запущены в стране в течение ближайшего полугодия. Взятые темпы, словом, производят впечатление. Хотя впечатления — разные
На первом заседании Верховной рады выяснилось, что никакой коалиции в новом созыве украинского парламента не будет: функции парламентского большинства — 254 народных депутата! — единолично выполняет партия «Слуга народа», и это, пожалуй, первый случай такого рода в новейшей украинской истории.
Именно «слугам» достались посты руководителя Верховной рады и его первого зама. Даже пост второго вице-спикера, который по традиции принято делегировать представителям оппозиции, заняла Елена Кондратюк от «Батькивщины» — из всех фракций именно «Батькивщина», пожалуй, является наиболее дружественной в отношении Зеленского и его партии, и назвать ее оппозицией можно лишь с большой натяжкой. Отдать пост вице-спикера реальным противникам (вроде «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ) или «Европейской солидарности» Порошенко) команда Зеленского не решилась. Или не сочла нужным.
«Слуги народа» возглавили большинство комитетов Верховной рады. Представителям других политсил достались лишь комитеты по свободе слова (ОПЗЖ), молодежи и спорта («Батькивщина»), европейской интеграции («Европейская солидарность») и по правам человека (самовыдвиженец). Все перечисленные позиции сложно назвать ключевыми. К тому же комитет по свободе слова в будущем предполагается существенно «раздеть», передав полномочия по законотворчеству в информационной сфере новосозданному комитету по информационной политике (во главе со «Слугой народа» и директором принадлежащего Игорю Коломойскому телеканала 1+1 Александром Ткаченко). В общем, уже на этом первом этапе команда Зеленского показала: делиться реальной властью в Раде она с конкурентами не намерена.
Фактор Авакова
Кадровое обновление на другом «плече» — в исполнительной власти — оказалось не столь радикальным, и в этом особая символика. На своем посту (и это знаковое решение) остался министр внутренних дел Аваков, за ним сохранилась и вся «поляна», которую он опекал при прежней власти. Арсен Борисович сохранит управление обширной административной империей, в состав которой кроме полиции входят Нацгвардия, Госпогранслужба, Госслужба по чрезвычайным ситуациям и целый ряд других влиятельных ведомств (плюс кураторство над «добровольческими батальонами»). По сути, министр внутренних дел может соперничать по степени влияния даже с президентом, не говоря уж о премьер-министре. А в новой политической системе он способен даже усилить свой аппаратный вес по сравнению с временами Порошенко: министром инфраструктуры назначен его протеже и «питомец», бывший начальник главного сервисного центра МВД.
Тот факт, что «не первым, но и не вторым» человеком в государстве остается Аваков, не стало большим сюрпризом для околополитической тусовки. Считается, что договоренности о сохранении своего поста были достигнуты им с командой Зеленского еще до президентских выборов, что и определило достаточно лояльную по отношению к «команде Зе» позицию МВД в ходе избирательной кампании. Многие, правда, надеялись, что феноменальный и во многом неожиданный триумф «Слуги народа» на парламентских выборах развяжет Зеленскому руки и расширит маневр в отношениях с самым влиятельным силовиком Украины. В экспертных кругах отмечали: без отставки Авакова, ответственного за весьма неоднозначную реформу правоохранительных органов при Порошенко, обновление власти, обещанное Зеленским, нельзя считать состоявшимся. Однако в окружении президента, похоже, решили, что закулисные договоренности важнее обещаний, данных избирателям. И это нехороший звоночек от команды нового президента.