Все детали самого громкого корпоративного конфликта в российском бизнесе

ForbesБизнес

«Это была катастрофическая ошибка»: как Майкл Калви оказался за решеткой

Совладельцы «Восточного» оказались никудышными банкирами, наделали кучу ошибок и развязали корпоративную войну. Артем Аветисян стал нерукопожатным, а его оппонент Майкл Калви сидит под домашним арестом. Forbes в подробностях восстановил все детали самого громкого корпоративного конфликта в российском бизнесе

Дмитрий Яковенко

11-382105_3000x2001_2209_c9206702082fbb75a9689897f70172df.jpg__1567154891__74064.jpg
Майкл Калви. Фото Игоря Иванко / Агентства городских новостей «Москва»

Сын инженера-нефтяника из Оклахомы и основатель группы инвестфондов Baring Vostok Capital Partners (BVCP) Майкл Калви живет в центре Москвы в пентхаусе, из которого есть выход на террасу. С нее открывается роскошный вид на Большой театр. Но 51-летний бизнесмен лишен возможности любоваться им. Таковы условия домашнего ареста, под которым Калви сидит с апреля. На суде представитель обвинения объяснил, что Калви пьет вино и ненароком может сорваться. Калви арестовали 14 февраля 2019 года по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный», в котором фондам Baring Vostok принадлежало 52%. Такой поворот принял конфликт американского бизнесмена с совладельцем банка Артемом Аветисяном.

В 2016 году, когда партнерство только начиналось, Калви говорил в интервью Forbes: «У нас более-менее одинаковые взгляды на будущее». Как они разошлись и почему Калви рискует оказаться за решеткой?

Роковая сделка

В конце 2015 года Кремль ввел санкции против Анкары за сбитый бомбардировщик Су-24, и миллиардер Хюсню Мустафа Озйегин, как и многие другие турецкие бизнесмены, решил свернуть бизнес в России. Принадлежащим ему банком «Кредит Европа» заинтересовались Олег Тиньков, братья Хотимские из Совкомбанка, а также их хороший знакомый Артем Аветисян.

Аветисян, руководитель направления «Новый бизнес» в созданном Владимиром Путиным Агентстве стратегических инициатив (АСИ), был средней руки банкиром и искал возможности для расширения. Ему принадлежали небольшой банк «Региональный кредит», купленный в 2010-м у Хотимских, и терпящий бедствие Юниаструмбанк, бывшая «дочка» Bank of Cyprus, купленный у киприотов в 2015 году. При капитале 5 млрд рублей этот банк ежемесячно генерировал около 200 млн рублей убытков, вспоминает Шерзод Юсупов, партнер Аветисяна. Банку требовалась докапитализация на 2 млрд рублей. Аветисяну он достался осенью 2015 года всего за €7 млн, и уже по итогам года «Юниаструм» показал чистую прибыль 3,9 млрд рублей, впрочем, только за счет переоценки принадлежащей банку земли в Ступинском районе Подмосковья на 7 млрд рублей.

В 2016 году Аветисян стабилизировал «Юниаструм» и думал о том, куда двигаться дальше, вспоминает его знакомый. У него появилась мечта — создать большой банк для малого и среднего бизнеса, а тут как раз выставили на продажу «Кредит Европу». Денег у Аветисяна не было, и он предложил турецкому миллиардеру объединить банки. Но в отношениях России с Турцией вскоре наметилось потепление, и турецкий миллиардер передумал продавать банк. Зато Аветисян познакомился с Майклом Калви и командой Baring Vostok, которые тоже вели переговоры с Озйегином, пытаясь при помощи «Кредит Европы» удержать на плаву банк «Восточный экспресс».

Baring Vostok стал акционером банка со штаб-квартирой в Благовещенске в 2010 году, купив 30% акций за $150 млн. Основными собственниками банка с долей более 50% были бизнесмен Игорь Ким с партнерами и председатель правления Сергей Власов. Специализировавшийся на необеспеченном кредитовании «Восточный экспресс» активно рос, с 2010 по 2014 год его активы увеличились более чем в 4,5 раза, до 252,6 млрд рублей. А в 2013 году банк столкнулся с кризисом розничного кредитования. «Моя ошибка (а это моя ошибка) в том, что я поздно увидел признаки кризиса и недооценил его масштаб», — признает Сергей Власов. Банк сильно пострадал, потому что развернул сеть в европейской части России только к моменту кризиса и не успел стать банком «первого выбора». В европейской части он был банком «последнего выбора», объясняет Власов: в «Восточный» приходили уже самые плохие заемщики, которым отказали во всех остальных банках.

В 2014 году «Восточный экспресс» потерял 10,7 млрд рублей, банку требовалась докапитализация, но Ким не хотел в ней участвовать. Спасать ситуацию пришлось Baring Vostok. Летом 2015 года фонды выкупили допэмиссию банка на 2 млрд рублей (еще около 600 млн рублей вложили фонды Russia Partners), а осенью — акции Кима, Власова и других миноритариев. Доля Baring Vostok в банке выросла до 74,4%, и «Восточный экспресс» оказался первой портфельной компанией, в которой фонды стали управляющими акционерами. Поэтому, вспоминает собеседник Forbes в Baring Vostok, инвестиционный комитет группы занервничал, когда выяснилось, что в 2016 году банку понадобится новое вливание в капитал — 3–5 млрд рублей. На допэмиссии, угрожая отзывом лицензии, настаивал ЦБ. Кризис розничного кредитования был в разгаре, и фонд начал искать партнера, чтобы разделить риски.

Дальше всех зашли переговоры с российской «дочкой» словацкой группы J&T и «Юниаструмом». Предложение Аветисяна показалось Baring Vostok лучше. Он предложил не просто допэмиссию, а объединение банков. И фонд отказался от сделки с J&T в пользу «Юниаструма».

«Это была катастрофическая коммерческая ошибка», — рассуждает теперь собеседник Forbes в Baring Vostok. В том же году цикл на рынке розничного кредитования развернулся, убытки стали сокращаться — фонду нужно было лишь чуть-чуть подождать, но в момент сделки с «Юниаструмом» в Baring Vostok не представляли, как долго еще розничные банки будут нести убытки.

В мае 2016 года Baring Vostok и акционеры «Юниаструма» почти поровну выкупили допэмиссию «Восточного экспресса» на 3 млрд рублей и сели за стол переговоров, чтобы рассчитать доли в объединенном банке.

В один из последних дней августа 2016 года Аветисян подъехал к офису Baring Vostok на Лесной улице. И за обедом в ресторане Madame Wong они с Калви уточнили последние детали сделки. Активы «Юниаструма» на 31 мая 2016 года составляли 95 млрд рублей (62-е место в России), треть из них приходилась на корпоративные кредиты, а активы «Восточного экспресса» (229 млрд рублей, 43-е место) в основном состояли из розничных кредитов. По условиям сделки, завершившейся в начале 2017 года, Аветисян через компанию Finvision получал 32% объединенного банка, название которого сократили до «Восточный»; его партнеры Шерзод Юсупов и Юрий Данилов — 4,8% и 3,2% соответственно, а фонды Baring Vostok через компанию Evison — 52%. Evison также предоставила Аветисяну опцион на 9,9% акций банка за 750 млн рублей, который в перспективе позволял ему получить контроль над банком.

Опцион стал объектом жарких дискуссий между партнерами на этапе оценки банков — команда Аветисяна хотела получить контроль сразу после объединения. Через полтора года именно опцион положил начало конфликту между Калви и Аветисяном, который завершился арестом американского предпринимателя.

Клуб лидеров-должников

В кабинете Майкла Калви стена напротив стола завешана фотографиями, сделанными во время похода в горы, в одном из них он был вместе с миллиардером Олегом Тиньковым. Страсть к горам могла бы сблизить его и с Аветисяном, но тот покоряет заснеженные вершины в другой компании — помощника президента Андрея Белоусова и знакомых из «Клуба лидеров». Это неформальное объединение, где можно найти решение общих для предпринимателей проблем с помощью Агентства стратегических инициатив, говорит о клубе один из его вдохновителей Вячеслав Зыков. На заседаниях и выездах клуба, например в Антарктиду, бизнесмены имеют возможность обсуждать свои проблемы и доносить их до первых лиц государства. Клуб часто посещает Белоусов, на заседания приходил Игорь Шувалов и даже Владимир Путин. Белоусов признавал, что дружен с Аветисяном, но никогда не помогал его бизнесу.

Однажды в 2012 году Зыков летел над Антальей и, увидев большое количество теплиц, задался вопросом: «Почему мы возим помидоры из Турции?» По приезде он решил построить в Волгоградской области тепличный комплекс на 56 га. С этой идеей он пришел в АСИ и там познакомился с Аветисяном. Тот поддержал проект и помог Зыкову получить поддержку Минсельхоза и финансирование в Россельхозбанке. Со временем Зыков стал клиентом банков Аветисяна — «Регионального кредита», а затем и «Юниаструма». В них обслуживались компании Зыкова, расположенные в Краснодарском крае, — обувные фабрики «Брис-Босфор» и заводы по производству консервов. Помогал Зыкову искать финансирование и управляющий директор инвесткомпании «Глобал Финанс» Шерзод Юсупов. «Юсупов и Аветисян — близкие партнеры почти во всех бизнес-проектах. Аветисян принимает ключевые решения, Юсупов занимается всеми деталями и выстраивает финансовые операции», — рассказывает финансист, знающий обоих.

Аналогичным образом из членов «Клуба лидеров» формировалась и другая клиентура банкира Аветисяна. Одним из крупных клиентов стал бизнесмен Алексей Бакулин, глава группы «Бакулин Моторс», производящей автобусы на заводах в Волгограде и Владимире. В 2016 году Бакулин участвовал во встрече «Клуба лидеров» с Путиным и пожаловался президенту, что московские власти никак не хотят закупать его автобусы для столицы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Какие российские бренды носят западные знаменитости Какие российские бренды носят западные знаменитости

Как российские бренды сотрудничают со знаменитостями и влияет ли это на продажи

РБК
«Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа «Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа

Почему ключевой актив — не локация, а стратегия бизнеса?

Inc.
Мода нестабильного мира: что значит уход Демны Гвасалии из Vetements Мода нестабильного мира: что значит уход Демны Гвасалии из Vetements

Большая волна моды нестабильного мира

Forbes
Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить

Вы просыпаетесь и сразу тянетесь к телефону?

Maxim
Далее в программе Далее в программе

Надо ли бояться глютена, как ухаживать за кожей и на что тратить время?

Tatler
Как граф Витте «дружил» с попом Гапоном Как граф Витте «дружил» с попом Гапоном

Взаимоотношения Сергея Витте и Георгия Гапона сильно повлияли на судьбу обоих

Дилетант
CNN: США тайно вывезли работавшего «в правительстве России» шпиона CNN: США тайно вывезли работавшего «в правительстве России» шпиона

США 2 года назад провели тайную операцию по вывозу из России источника разведки

Forbes
Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями

Некоторые люди используют физическую оболочку для расширения своих возможностей

РБК
Испытание огнем Испытание огнем

Современные газотурбинные двигатели в гражданской авиации — воплощение хай-тека

Популярная механика
«Я ее вижу, она меня – нет»: как живут семьи с детьми  с особенностями развития «Я ее вижу, она меня – нет»: как живут семьи с детьми  с особенностями развития

Истории женщин, чьи дети родились с особенностями развития

Cosmopolitan
7 неожиданно крутых эффектов от простой прогулки (для тех, кто не любит спорт) 7 неожиданно крутых эффектов от простой прогулки (для тех, кто не любит спорт)

Бег не вызывает у тебя энтузиазма? Тогда просто гуляй — это тоже очень полезно

Playboy
От шоколада до ужасов: чему посвящают праздники в разных странах От шоколада до ужасов: чему посвящают праздники в разных странах

Осенью в мире проходит много интересных и веселых событий

РБК
Вы ушли с маршрута Вы ушли с маршрута

Тем, кто уже откатал обязательную программу, пора переходить к произвольной

GQ
Рецензия на фильмы Рецензия на фильмы

На кинофестивале в Торонто показали сразу два пронзительных фильма

Esquire
Триатлет из McDonald’s: почему IPO фитнес-стартапа Peloton стало одним из худших за 10 лет Триатлет из McDonald’s: почему IPO фитнес-стартапа Peloton стало одним из худших за 10 лет

Дебют Peloton на бирже оказался одним из худших в США за последние 10 лет

Forbes
Скоростной спуск на коньках: что это Скоростной спуск на коньках: что это

В мире существует еще один экстремальный вид спорта, который мы пропустили

Maxim
Копенгаген: Город-огород Копенгаген: Город-огород

Город, где страсть к еде пустила глубокие корни

Robb Report
Ресторатор Джанина Волкова — о японской кухне и семейном бизнесе Ресторатор Джанина Волкова — о японской кухне и семейном бизнесе

Джаниной Волковой рассказывает о семейном ресторанном бизнесе

РБК
«Приятный сюрприз» от Apple: почему акции компании выросли до максимума почти за год «Приятный сюрприз» от Apple: почему акции компании выросли до максимума почти за год

После прошедшей 10 сентября презентации акции Apple подорожали на 1,2%

Forbes
«Семья не мешает женщине заниматься бизнесом, скорее наоборот, вдохновляет» «Семья не мешает женщине заниматься бизнесом, скорее наоборот, вдохновляет»

Юлия Артемьева о том, как совмещать работу и личную жизнь

Psychologies
Царь-пушка на рельсах: уникальная советская артиллерия Царь-пушка на рельсах: уникальная советская артиллерия

Гигантские железнодорожные орудия

Популярная механика
Дима Билан отказался от спиртного на светском рауте Дима Билан отказался от спиртного на светском рауте

37-летний музыкант впервые вышел в свет после скандального концерта в Самаре

Cosmopolitan
Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
Не назло, а вопреки: «особенные» дети, которые покорили мир и стали знаменитыми Не назло, а вопреки: «особенные» дети, которые покорили мир и стали знаменитыми

Серьезный медицинский диагноз всегда пугает, особенно если он поставлен ребенку

Cosmopolitan
Режиссер года: Кирилл Серебренников Режиссер года: Кирилл Серебренников

Несмотря на полтора года домашнего ареста, режиссер смог выпустить фильм «Лето»

GQ
Идем на рекорд: женщины, родившие больше всех в мире детей Идем на рекорд: женщины, родившие больше всех в мире детей

Ультрамногодетные мамы встречаются и сейчас

Cosmopolitan
Короли бюджета: кто распоряжается деньгами государства Короли бюджета: кто распоряжается деньгами государства

Какие министры и чиновники являются главными распорядителями расходов бюджета

Forbes
Развиваем лидерские качества: три ошибки, которых стоит избегать Развиваем лидерские качества: три ошибки, которых стоит избегать

«Быстрее, выше, сильнее» — казалось бы, таков девиз настоящих лидеров

Psychologies
Подала голос Подала голос

Селин Дион – наш новый модный инфлюенсер

Grazia
Открыть в приложении