Все детали самого громкого корпоративного конфликта в российском бизнесе

ForbesБизнес

«Это была катастрофическая ошибка»: как Майкл Калви оказался за решеткой

Совладельцы «Восточного» оказались никудышными банкирами, наделали кучу ошибок и развязали корпоративную войну. Артем Аветисян стал нерукопожатным, а его оппонент Майкл Калви сидит под домашним арестом. Forbes в подробностях восстановил все детали самого громкого корпоративного конфликта в российском бизнесе

Дмитрий Яковенко

11-382105_3000x2001_2209_c9206702082fbb75a9689897f70172df.jpg__1567154891__74064.jpg
Майкл Калви. Фото Игоря Иванко / Агентства городских новостей «Москва»

Сын инженера-нефтяника из Оклахомы и основатель группы инвестфондов Baring Vostok Capital Partners (BVCP) Майкл Калви живет в центре Москвы в пентхаусе, из которого есть выход на террасу. С нее открывается роскошный вид на Большой театр. Но 51-летний бизнесмен лишен возможности любоваться им. Таковы условия домашнего ареста, под которым Калви сидит с апреля. На суде представитель обвинения объяснил, что Калви пьет вино и ненароком может сорваться. Калви арестовали 14 февраля 2019 года по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный», в котором фондам Baring Vostok принадлежало 52%. Такой поворот принял конфликт американского бизнесмена с совладельцем банка Артемом Аветисяном.

В 2016 году, когда партнерство только начиналось, Калви говорил в интервью Forbes: «У нас более-менее одинаковые взгляды на будущее». Как они разошлись и почему Калви рискует оказаться за решеткой?

Роковая сделка

В конце 2015 года Кремль ввел санкции против Анкары за сбитый бомбардировщик Су-24, и миллиардер Хюсню Мустафа Озйегин, как и многие другие турецкие бизнесмены, решил свернуть бизнес в России. Принадлежащим ему банком «Кредит Европа» заинтересовались Олег Тиньков, братья Хотимские из Совкомбанка, а также их хороший знакомый Артем Аветисян.

Аветисян, руководитель направления «Новый бизнес» в созданном Владимиром Путиным Агентстве стратегических инициатив (АСИ), был средней руки банкиром и искал возможности для расширения. Ему принадлежали небольшой банк «Региональный кредит», купленный в 2010-м у Хотимских, и терпящий бедствие Юниаструмбанк, бывшая «дочка» Bank of Cyprus, купленный у киприотов в 2015 году. При капитале 5 млрд рублей этот банк ежемесячно генерировал около 200 млн рублей убытков, вспоминает Шерзод Юсупов, партнер Аветисяна. Банку требовалась докапитализация на 2 млрд рублей. Аветисяну он достался осенью 2015 года всего за €7 млн, и уже по итогам года «Юниаструм» показал чистую прибыль 3,9 млрд рублей, впрочем, только за счет переоценки принадлежащей банку земли в Ступинском районе Подмосковья на 7 млрд рублей.

В 2016 году Аветисян стабилизировал «Юниаструм» и думал о том, куда двигаться дальше, вспоминает его знакомый. У него появилась мечта — создать большой банк для малого и среднего бизнеса, а тут как раз выставили на продажу «Кредит Европу». Денег у Аветисяна не было, и он предложил турецкому миллиардеру объединить банки. Но в отношениях России с Турцией вскоре наметилось потепление, и турецкий миллиардер передумал продавать банк. Зато Аветисян познакомился с Майклом Калви и командой Baring Vostok, которые тоже вели переговоры с Озйегином, пытаясь при помощи «Кредит Европы» удержать на плаву банк «Восточный экспресс».

Baring Vostok стал акционером банка со штаб-квартирой в Благовещенске в 2010 году, купив 30% акций за $150 млн. Основными собственниками банка с долей более 50% были бизнесмен Игорь Ким с партнерами и председатель правления Сергей Власов. Специализировавшийся на необеспеченном кредитовании «Восточный экспресс» активно рос, с 2010 по 2014 год его активы увеличились более чем в 4,5 раза, до 252,6 млрд рублей. А в 2013 году банк столкнулся с кризисом розничного кредитования. «Моя ошибка (а это моя ошибка) в том, что я поздно увидел признаки кризиса и недооценил его масштаб», — признает Сергей Власов. Банк сильно пострадал, потому что развернул сеть в европейской части России только к моменту кризиса и не успел стать банком «первого выбора». В европейской части он был банком «последнего выбора», объясняет Власов: в «Восточный» приходили уже самые плохие заемщики, которым отказали во всех остальных банках.

В 2014 году «Восточный экспресс» потерял 10,7 млрд рублей, банку требовалась докапитализация, но Ким не хотел в ней участвовать. Спасать ситуацию пришлось Baring Vostok. Летом 2015 года фонды выкупили допэмиссию банка на 2 млрд рублей (еще около 600 млн рублей вложили фонды Russia Partners), а осенью — акции Кима, Власова и других миноритариев. Доля Baring Vostok в банке выросла до 74,4%, и «Восточный экспресс» оказался первой портфельной компанией, в которой фонды стали управляющими акционерами. Поэтому, вспоминает собеседник Forbes в Baring Vostok, инвестиционный комитет группы занервничал, когда выяснилось, что в 2016 году банку понадобится новое вливание в капитал — 3–5 млрд рублей. На допэмиссии, угрожая отзывом лицензии, настаивал ЦБ. Кризис розничного кредитования был в разгаре, и фонд начал искать партнера, чтобы разделить риски.

Дальше всех зашли переговоры с российской «дочкой» словацкой группы J&T и «Юниаструмом». Предложение Аветисяна показалось Baring Vostok лучше. Он предложил не просто допэмиссию, а объединение банков. И фонд отказался от сделки с J&T в пользу «Юниаструма».

«Это была катастрофическая коммерческая ошибка», — рассуждает теперь собеседник Forbes в Baring Vostok. В том же году цикл на рынке розничного кредитования развернулся, убытки стали сокращаться — фонду нужно было лишь чуть-чуть подождать, но в момент сделки с «Юниаструмом» в Baring Vostok не представляли, как долго еще розничные банки будут нести убытки.

В мае 2016 года Baring Vostok и акционеры «Юниаструма» почти поровну выкупили допэмиссию «Восточного экспресса» на 3 млрд рублей и сели за стол переговоров, чтобы рассчитать доли в объединенном банке.

В один из последних дней августа 2016 года Аветисян подъехал к офису Baring Vostok на Лесной улице. И за обедом в ресторане Madame Wong они с Калви уточнили последние детали сделки. Активы «Юниаструма» на 31 мая 2016 года составляли 95 млрд рублей (62-е место в России), треть из них приходилась на корпоративные кредиты, а активы «Восточного экспресса» (229 млрд рублей, 43-е место) в основном состояли из розничных кредитов. По условиям сделки, завершившейся в начале 2017 года, Аветисян через компанию Finvision получал 32% объединенного банка, название которого сократили до «Восточный»; его партнеры Шерзод Юсупов и Юрий Данилов — 4,8% и 3,2% соответственно, а фонды Baring Vostok через компанию Evison — 52%. Evison также предоставила Аветисяну опцион на 9,9% акций банка за 750 млн рублей, который в перспективе позволял ему получить контроль над банком.

Опцион стал объектом жарких дискуссий между партнерами на этапе оценки банков — команда Аветисяна хотела получить контроль сразу после объединения. Через полтора года именно опцион положил начало конфликту между Калви и Аветисяном, который завершился арестом американского предпринимателя.

Клуб лидеров-должников

В кабинете Майкла Калви стена напротив стола завешана фотографиями, сделанными во время похода в горы, в одном из них он был вместе с миллиардером Олегом Тиньковым. Страсть к горам могла бы сблизить его и с Аветисяном, но тот покоряет заснеженные вершины в другой компании — помощника президента Андрея Белоусова и знакомых из «Клуба лидеров». Это неформальное объединение, где можно найти решение общих для предпринимателей проблем с помощью Агентства стратегических инициатив, говорит о клубе один из его вдохновителей Вячеслав Зыков. На заседаниях и выездах клуба, например в Антарктиду, бизнесмены имеют возможность обсуждать свои проблемы и доносить их до первых лиц государства. Клуб часто посещает Белоусов, на заседания приходил Игорь Шувалов и даже Владимир Путин. Белоусов признавал, что дружен с Аветисяном, но никогда не помогал его бизнесу.

Однажды в 2012 году Зыков летел над Антальей и, увидев большое количество теплиц, задался вопросом: «Почему мы возим помидоры из Турции?» По приезде он решил построить в Волгоградской области тепличный комплекс на 56 га. С этой идеей он пришел в АСИ и там познакомился с Аветисяном. Тот поддержал проект и помог Зыкову получить поддержку Минсельхоза и финансирование в Россельхозбанке. Со временем Зыков стал клиентом банков Аветисяна — «Регионального кредита», а затем и «Юниаструма». В них обслуживались компании Зыкова, расположенные в Краснодарском крае, — обувные фабрики «Брис-Босфор» и заводы по производству консервов. Помогал Зыкову искать финансирование и управляющий директор инвесткомпании «Глобал Финанс» Шерзод Юсупов. «Юсупов и Аветисян — близкие партнеры почти во всех бизнес-проектах. Аветисян принимает ключевые решения, Юсупов занимается всеми деталями и выстраивает финансовые операции», — рассказывает финансист, знающий обоих.

Аналогичным образом из членов «Клуба лидеров» формировалась и другая клиентура банкира Аветисяна. Одним из крупных клиентов стал бизнесмен Алексей Бакулин, глава группы «Бакулин Моторс», производящей автобусы на заводах в Волгограде и Владимире. В 2016 году Бакулин участвовал во встрече «Клуба лидеров» с Путиным и пожаловался президенту, что московские власти никак не хотят закупать его автобусы для столицы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Школа для элиты: как выпускник Оксфорда зарабатывает на обучении детей миллионеров Школа для элиты: как выпускник Оксфорда зарабатывает на обучении детей миллионеров

Основатель EdEra School: 360 млн выручки на образовании для состоятельных

Forbes
Смерть в Венеции и Гоген в Лондоне: лучшие события этой осени по версии Forbes Life Смерть в Венеции и Гоген в Лондоне: лучшие события этой осени по версии Forbes Life

Музеи и театры наконец-то вошли в раж

Forbes
Как приручить дедлайн: работаем со сроками Как приручить дедлайн: работаем со сроками

Как не превращать дедлайн в источник ужаса и авралов?

Inc.
«Легкие» планеты охвачены огнем: так ли это на самом деле «Легкие» планеты охвачены огнем: так ли это на самом деле

Пожары, охватившие джунгли Амазонки, привлекли внимание всего мира

Популярная механика
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Когда Хабиб проведет бой UFC в России и кто за это заплатит Когда Хабиб проведет бой UFC в России и кто за это заплатит

Бой Хабиба Нурмагомедова в России становится все более вероятным

Forbes
6 вещей, которые не стоит делать в аэропорту (ты же хочешь улететь?) 6 вещей, которые не стоит делать в аэропорту (ты же хочешь улететь?)

Несколько простых правил, которые уберегут тебя от проблем в аэропорту

Playboy
Право на ошибку Право на ошибку

Как быть, если «будущий бывший» ведет себя не лучшим образом?

Добрые советы
Дождь и ветер нипочем: 15 звездных укладок, которые идеальны для осени Дождь и ветер нипочем: 15 звездных укладок, которые идеальны для осени

Примерь на себя несколько по-настоящему трендовых звездных укладок

Cosmopolitan
«Голос в моей голове»: как мозг может слышать несуществующие звуки «Голос в моей голове»: как мозг может слышать несуществующие звуки

Дестигматизация психических болезней — важная социальная задача

Psychologies
Восстановить свой авторитет в глазах подростка Восстановить свой авторитет в глазах подростка

Чтобы вернуть родительский авторитет, нужно следовать правилам обратной связи

Psychologies
9 лайфхаков с пищевой пленкой, которые пригодятся каждому 9 лайфхаков с пищевой пленкой, которые пригодятся каждому

А вы знали, что с пищевой пленкой можно сделать еще и это?

Популярная механика
Будет горячо! Будет горячо!

Какие итальянские красавчики сегодня занимают мысли и сердца девушек всего мира

Grazia
Широкие жесты – узкий бюджет Широкие жесты – узкий бюджет

Из-за шикарного букета от мужа вы опять не сможете дотянуть до зарплаты

Лиза
Французский связной Французский связной

Дизайнер Эди Слиман редко дает интервью — и это делает его слова только ценнее

Vogue
ФСБ нашла экстремизм в роликах Егора Жукова ФСБ нашла экстремизм в роликах Егора Жукова

Опубликован текст лингвистической экспертизы видеороликов Егора Жукова

Esquire
Привет из будущего Привет из будущего

Даниэль Либескинд рассказал о мебельном дизайне и архитектуре будущего

AD
Сохранить свежесть Сохранить свежесть

Давай вспомним простые и доступные способы сберечь продукты

Лиза
Можно ли спастись от удара молнии (спойлер — нет) Можно ли спастись от удара молнии (спойлер — нет)

Стихия может быть опасной и жестокой, особенно такая непредсказуемая, как гроза

Популярная механика
Как защитить себя в отношениях с нарциссом Как защитить себя в отношениях с нарциссом

Человек с нарциссической травмой страдает сам и причиняет боль окружающим

Psychologies
Мусор превращается: 5 мужских марок, которые делают одежду из переработанных материалов Мусор превращается: 5 мужских марок, которые делают одежду из переработанных материалов

Как модные марки используют переработанные материалы

Esquire
Снова пузырь. Как вспыхнет новый мировой кризис Снова пузырь. Как вспыхнет новый мировой кризис

С прошлого кризиса прошло более 10 лет, и мировая экономика вновь накопила риски

Forbes
Робот выходит на поле Робот выходит на поле

В России роботов-футболистов готовит к победе команда студентов МФТИ

Популярная механика
Райский язык Райский язык

Мы поговорили с Мариной Степновой о детстве в Кишиневе и о суржике

Seasons of life
Как скачать видео из Instagram Как скачать видео из Instagram

Иногда бывают ситуации, когда нужно скачать видео из Instagram

Популярная механика
В Москве простились со стрит-артом В Москве простились со стрит-артом

Зачем по всему городу закрашивают известные граффити

Русский репортер
«Я не из тех продюсеров, которые берут деньги и покупают себе машину»: Леонид Ярмольник о фильме «Одесса» и работе с Валерием Тодоровским «Я не из тех продюсеров, которые берут деньги и покупают себе машину»: Леонид Ярмольник о фильме «Одесса» и работе с Валерием Тодоровским

Леонид Ярмольник рассказывает о своей работе актера и продюсера

Forbes
Чем опасен синдром «хорошей девочки» Чем опасен синдром «хорошей девочки»

Приветливые и скромные женщины словно притягивают к себе токсичных партнеров

Psychologies
Как я живу на 380 тысяч рублей в месяц в Торонто: мать-одиночка с тремя детьми Как я живу на 380 тысяч рублей в месяц в Торонто: мать-одиночка с тремя детьми

Наша сегодняшняя героиня Катя живет в Канаде на $5800 (примерно 380 000 рублей)

Cosmopolitan
Заряди батарейку! Эффект сохранения энергии Заряди батарейку! Эффект сохранения энергии

Городской житель к концу рабочей недели часто чувствует себя как выжатый лимон

Playboy
Открыть в приложении