«В конце концов мы из страны Макиавелли»
Парламентские выборы в Италии завершились предсказуемым тупиком. О том, как найти выход из безвластия и, что еще важнее, как прочитать послание избирателей, за это безвластие проголосовавших, «Огоньку» разъясняет профессор политологии Джованни Орсина

Формула безвластия, за которую проголосовали итальянские избиратели, уникальна как по сложности, так и по изяществу. Есть сразу два победителя, гласит она, но при этом никто не выиграл. Выглядит это так.
В командном (среди блоков) зачете первая на финише — правоцентристская коалиция Сильвио Берлускони и Маттео Сальвини (37,5 процента). Среди партий с большим отрывом лидирует «Движение 5 звезд» (32,7 процента), которое принято считать популистским и антисистемным, но которое полно решимости сломать эти шаблоны и потому рвется править. Наконец, левый центр проиграл этим двум полюсам, утратил статус правящего, а лидер Демократической партии Маттео Ренци даже подал в отставку, но и при таких потерях набрал достаточно (23,78 процента), чтобы никто из конкурентов не мог сформировать кабинет. Каким образом решать теперь проблему правительства, можно будет понять не раньше апреля: потребуется ряд институционных процедур и череда партийных консультаций.
В ожидании прояснений на горизонте сориентироваться в бурном море итальянской политики, а также в том, станет ли триумф популистов прецедентом и для ЕС, «Огоньку» помог профессор римского политического университета LUISS Джованни Орсина.
— Как бы вы определили сложившуюся после выборов ситуацию?
— Я бы сказал так. Мы плывем в открытом море, где суша, не знаем. Возможно все. И лучше забыть про компас, предвыборные обещания больше не ориентир.
— Кроме «Движения 5 звезд» победителем выборов называют «Лигу» Маттео Сальвини: этой партии, вчера сугубо региональной (она и называлась-то «Лига Севера»), удалось набрать больше, чем непотопляемому Сильвио Берлускони. Все опасаются: а что если два этих популистских образования составят тандем, который заведет Италию далеко за нынешние ориентиры представительной демократии?
— Начнем с того, что союз «Движения 5 звезд» и «Лиги» мне кажется маловероятным. Прежде всего потому, что им самим это невыгодно. Обе партии считают себя победителями выборов, хотя победа «Лиги» (она набрала 18 процентов.— «О»), представляется гораздо более скромной, чем у «5 звезд» с их почти 33 процентами. Но тут важна динамика — 5 лет назад за партию Сальвини голосовало всего 5 процентов. Красноречиво и то, что он обошел Берлускони (у экс-премьера — 14 процентов).
Как бы то ни было, я не вижу ни одной причины, по которой маленький победитель должен носить воду для большого. В политической перспективе это не имеет смысла. Маттео Сальвини — лидер правых, они на подъеме. Слева у него — 81-летний Берлускони, который теряет очки. И зачем при таких исходных Сальвини идти на поклон к Ди Майо (лидер и кандидат в премьеры от «Движения 5 звезд».— «О»)? Если у него не получится сформировать правое правительство, Сальвини лучше уйти в оппозицию. Рассуждая примерно так: пусть страной порулит антисистемное «Движение 5 звезд», пусть даже вместе с Демократической партией. А я на следующих выборах возьму под 70 процентов голосов…

— А «Движение 5 звезд» готово брать в союзники демократов?
— Ди Майо хочет воспользоваться победой и постарается сделать все, чтобы создать правительство. Потому-то и приглашает всех желающих, при условии, что в премьеры пойдет он сам. Заинтересовать такое предложение может только партию, потерпевшую поражение, то есть Демпартию. Но Маттео Ренци (заявлявший в том числе и в интервью «Огоньку» в № 7 за 2018 год, что ДП не окажет никакой поддержки «экстремистам».— «О») ушел с поста секретаря партии, и это может стать сигналом к бегству из нее многих, включая его ближних соратников. В этом случае, уж поверьте, они рассмотрят все возможные предложения. В конце концов мы живем в стране Макиавелли, который, к слову, был флорентийцем (экс-премьер и экс-лидер ДП Ренци и сам из Флоренции)…
— Выходит, будущее Италии за популистами? Как ни крути, а именно они победили на выборах и стали первой партией страны.
— Если вы говорите о «Движении 5 звезд», то я бы перестал использовать этот термин, который представляется мне слишком общим.