О пользе заглядывания в чужое зеркало

ОгонёкОбщество

Уроки ненависти

О пользе заглядывания в чужое зеркало

На днях мои патриотические чувства получили хорошую встряску. Я прочитал, как Родни Свенсон, американский преподаватель Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, говорит своим студентам: «Соединенные Штаты Америки, если посмотреть на факты,— самая жадная и эгоистичная страна в мире».

Да, факты такие, прямо скажем, наличествуют. И утверждения насчет того, что США — именно такая страна, в российском информационном поле, мягко говоря, есть. Причем у нас для антиамериканских чувств имеется сколько угодно оснований. То же касается иракцев, или иранцев, или вьетнамцев, а дальше список выстраивается длинный, и подкрепляется он регулярными глобальными опросами о том, кто в мире как относится к Америке.

Но тогда что не так? Все правильно, все справедливо, наш патриотизм торжествует. И все-таки…

Может быть, вспоминаются недавние годы, когда в новой России это было идейным мейнстримом — кричать направо и налево, что СССР (а до него Российская империя) жуткое государство. Правда, подразумевалось, что теперь мы начали с чистого листа движение к прекрасному будущему. Но при этом быстро выяснялось: для этого будущего следовало уничтожить не только прошлое, но и настоящее. Потому что дальше вам говорили, что жутка вся русская/ российская нация, испорченная ордынским игом, да и до Орды радоваться было нечему.

И возникает вопрос: а, допустим, как американцу относиться к ситуации, когда российский профессор говорит студентам такие вещи? Американец радуется или, как я в данном случае, испытывает странную неловкость?

Давайте посмотрим, откуда я взял цитату. Из публикации в одном из ранее второстепенных, а в сегодняшних США очень важных изданий — Daily Signal, которое издается консервативным фондом «Наследие». Называется материал без затей — «Колледжи как сила зла». Автор — Уолтер Уильямс, профессор Университета Джорджа Мейсона, штат Виргиния,— собрал неплохую коллекцию того, что говорят студентам его коллеги.

Ну вот, например: «Так как европейцы пришли из Европы, вы — иммигрант. При этом нелегальный иммигрант, потому что вы пришли сюда и просто взяли это. Здесь не ваша страна». Или: в Университете Калифорнии порекомендовали преподавателям, задав студентам тему об иракской войне, отпускать их на антивоенные митинги и повышать за это оценку. Результат (по опросу службы Гэллапа насчет того, гордятся ли люди тем, что они американцы): в 2003 году «очень гордились» 70 процентов американцев, сейчас — только 47 процентов. И меньше всех гордятся люди не белой кожи, подростки и — любого возраста — выпускники колледжей и университетов. Элита.

Мне приходилось писать о том, что если лет 20 назад в американских вузах было пополам левых и правых преподавателей (они же демократы и республиканцы, глобалисты и националисты и т.д.), то сейчас у левых там подавляющее большинство. И подавляет оно очень эффективно, попросту затыкая рот несогласным. 51 процент студентов считает, что можно и нужно зашикать выступающего, если вы с ним не согласны. Почти половина опрошенных студентов полагает, что первая поправка к Конституции не дает никому права высказывать «идеи ненависти», которыми левые считают идеологию республиканцев (хотя на самом деле очень даже дает). И так далее.

А куда идут вот уже не первое десятилетие выпускники этих «колледжей ненависти»? Много куда, но среди прочего в госаппарат разного уровня и в СМИ. Про госаппарат, саботирующий всеми силами работу республиканской верхушки, разговор отдельный. Но СМИ, самопровозглашенная «четвертая власть»… Когда-то считалось, что СМИ нужны обществу для непрерывного просвещения такового, для поставок этому обществу знаний и организации самых разных дискуссий о добре и зле. Что сейчас?

На 17 августа было назначено скоординированное наступление «ключевых», когда-то уважаемых американских СМИ на Дональда Трампа и республиканцев, чтобы не дать им добиться успеха на промежуточных выборах в ноябре (часть Конгресса, законодательные собрания штатов, губернаторы). Изначально в сговор вступили 128 изданий. Общая идея была в том, чтобы остановить Трампа. Который среди прочего делает ранее немыслимое — объясняет СМИ, во что они превратились, а критиковать СМИ нельзя. Президента, конгрессменов, губернаторов — можно, разные церкви — можно, а вот журналистов (озлобленных недоучек) — их нельзя. То есть как эти недоучки привыкли у себя в вузах устраивать коллективные бойкоты, зашикивать выступающих с «не той» точкой зрения, так они ведут себя и дальше.

И у нас тут вот какая ситуация: с одной стороны, с такой «образованной элитой» Америке конец и, хотя не мы с ней это сделали, кто-то может праздновать победу. Но, с другой стороны, все эти левые демократы (или как их еще можно называть) — они ненавидят не только свою страну, они ненавидят и Россию, так уж получилось. Республиканцы относятся к нам поразному — от равнодушия до опять же нелюбви. Но все глупейшие и безграмотные кампании ненависти к моей стране все-таки исходят от того самого демократического сословия с дипломами. Так что праздновать не стоит. А стоит, как мне кажется, вспомнить, что Америка — это Томас Эдисон с его лампочкой, Эрнест Хемингуэй с его романами и рассказами… — список получается длинный. Притом что американские войны и все прочие гадости тоже как-то не уходят из памяти. Получается — 50 на 50? Или 60 на 40?

Разобравшись, наконец, со своими чувствами, попробую их высказать: мне было бы просто неприятно говорить с американцем, который начал бы подкатываться ко мне с заискивающими глазами и с заявлением, что его страна самая жадная и эгоистичная в мире и что ее жителям она вообще не принадлежит. Непонятно, о чем говорить с таким человеком. Полагаю, что такие же ощущения и у американцев в разговоре с нашими соотечественниками, которые бросаются к ним с рассказами о тотально жуткой России. В общем, высшее (и всякое прочее) образование не должно учить детей ненавидеть свою страну. Хотя бы потому, что такие «граждане непонятно какого мира» и другим странам ни к чему. Так просто нельзя.

А как можно? Тут — признаюсь, чисто случайно — я наткнулся на очередной спор о том, что такое идея «американской исключительности». И вот вам цитата еще одного американского профессора (да еще и из Йельского университета — с самых вершин) по имени Дэвид Бромвич, по убеждениям он человек далеко не левый: «Безусловная любовь к нашей стране — обратная сторона безусловного отстранения и даже враждебности к другим странам. Никто из нас не исключителен, ни одна нация. И чем быстрее мы сможем жить с этой правдой как с повседневной реальностью, без исключений, тем более благодарны будут другие страны за то, что живут в мире, в котором среди прочих есть и мы».

Согласитесь, это хорошие «50 на 50». При таких нам даже не придется истерично доказывать, что наша страна идеальна во всем и всегда. И станет как-то легче…

Дмитрий Косырев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Жизнь состоит из полутонов» «Жизнь состоит из полутонов»

Хирокадзу Корээда о том, как сложно быть японским режиссером

Огонёк
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Новости науки Новости науки

Проходимая червоточина нового типа, гигантский космический пузырь и еще новости!

Знание – сила
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога

Когда все идет не так, самое главное — сконцентрироваться на себе

Psychologies
Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны

Как Фарман Салманов изменил Сургут?

Forbes
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
Шекспир в окружении Шекспиров Шекспир в окружении Шекспиров

Кто был автором пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру?

Знание – сила
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога

Почему нам так страшно сделать решающий шаг к успеху?

Psychologies
Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения

Как бороться с извращенным аппетитом у питомцев?

Psychologies
Жизнь с приставкой «супер» Жизнь с приставкой «супер»

Технологическое ноу-хау — первый корпоративный суперапп «Суперника»

Цифровой океан
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах

Книги, которые заставляют задуматься над семейным насилием и эпидемиями

СНОБ
Открыть в приложении