Обрушение виадука Моранди в Генуе вызвало бурю негодования в Италии

ОгонёкОбщество

Разбор завалов

Обрушение виадука Моранди в Генуе унесло жизни десятков людей и вызвало бурю негодования в Италии. Ощущение такое, что под обломками преднапряженного бетона, которым увлекался модный инженер, вся страна

Елена Пушкарская, Рим

После трагедии в Генуе министр транспорта объявил срочную проверку на предмет безопасности всех транспортных инфраструктур Италии. Фото Reuter

Итальянцы любят называть себя нацией поэтов, путешественников, артистов. К этому списку мне всегда хотелось добавить — а также дорожных инженеров и архитекторов, проложивших в 1960–1980-е годы вдоль и поперек Апеннин сеть скоростных автострад. Если кто не видел, напомню: добрая половина этих магистралей состоит из тоннелей и виадуков, а возможность полюбоваться изяществом и инженерной смелостью конструкций для меня лично — важнейшая часть путешествий по Италии. Таким был и паривший над Генуей километровый мост, прозванный Бруклинским за размах и внешнее сходство с оригиналом. Он был построен в 1967 году — во времена экономического бума и надежд на светлое будущее, что находило воплощение в том числе и в инженерно-архитектурных новациях.

Проектировщик Риккардо Моранди, как и многие его коллеги-шестидесятники, ставил на упрощенные конструкции, иными словами, увлекался новыми материалами и свято верил в железобетон. Ну а балки из преднапряженного бетона (предварительно напряженный железобетон (ПНЖБ) — стройматериал, предназначенный для преодоления неспособности бетона сопротивляться значительным растягивающим напряжениям), которые выполняют функции поддерживающих мост вант (их Моранди широко применял вместо привычных тросов), и вовсе стали запатентованным ноу-хау. Революционная по тем временам технология позволяла перекрывать большие пролеты, что делало конструкцию особо эффектной.

Словом, в заказах отбоя не было — инженер возводил мосты и виадуки в Канаде, Ливии, Колумбии, Венесуэле, не говоря уже об Италии. Вот только со временем стало выясняться, что с революционной технологией не все благополучно. Первым звоночком стало случившееся в 1964-м частичное обрушение построенного по проекту Моранди моста над озером Маракайбо в Венесуэле. И хотя это произошло из-за того, что в поддерживающую мост балку врезалось судно, власти настояли на том, чтобы заменить железобетонную конструкцию на стальную. Из-за проблем с безопасностью эксплуатации были закрыты и другие виадуки, построенные по технологии Моранди. В 2017-м было запрещено движение по гигантскому железобетонному виадуку, соединяющему сицилийские города Агридженто и Порто Эмпедолче. Даже в Ливии, где, как нам рассказывают, царит безвластие и хаос, у властей хватило воли и компетентности, чтобы в октябре 2017-го запретить движение по мосту, построенному Моранди над Вади эль Куф.

В общем, о том, что технология итальянского проектировщика эффектна, но ненадежна, а мосты такого типа страдают от быстрого износа материалов, было известно. Знали об этом и те, в чьей компетенции находился рухнувший 14 августа виадук в Генуе. Неслучайно в последние годы работы по укреплению его фундамента и опор практически не прекращались.

— Мост нуждался в постоянных поддерживающих работах из-за коррозии металла, что было следствием крайне неудачной технологии, используемой Моранди, — объяснил «Огоньку» профессор Генуэзского университета, один из ведущих итальянских специалистов по железобетонным конструкциям инженер Антонио Бренчич. По словам эксперта, два года назад он уже предлагал снести этот опасный виадук. Но к его словам не прислушались. Добивался запрета на эксплуатацию и инженер Саверио Феррари, в свое время принимавший участие в сооружении моста Моранди в Генуе.

— На объекте, особенно на том его участке, который рухнул, вовсю чувствовалась вибрация дорожного полотна,— сообщил он «Огоньку».— Я заявил об этом в надлежащие структуры, но получил формальный ответ.

«Причин для беспокойства нет»

Увы, об этих тревожных симптомах никто не сообщил водителям 33 автомобилей, которые в полдень 14 августа оказались на виадуке Моранди. В тот предшествовавший летнему празднику Феррагоста день машин могло быть гораздо больше, но дождь отпугнул любителей пляжей, на которые ведет съезд с моста. Итог трагедии — 41 погибший, среди них четверо детей. Те, кто чудом уцелел, сумев выбраться из не доехавших до роковой черты автомобилей, долго были в состоянии шока.

Не менее 600 человек остались без крова: виадук проходил над домами, построенными до его возведения, и их жители также давно высказывали беспокойство опасным соседством, жаловались на вибрацию и на летящие в их окна осколки бетона. Из опубликованного уже после трагедии протокола состоявшейся 18 июля (за месяц до трагедии) встречи жильцов квартала с Мауро Моретти, ответственным за поддерживающие работы в компании Autostrade per Italia (именно она эксплуатирует проложенную по мосту автодорогу), известно, что представитель компании заверил жильцов: «Наблюдения за мостом ведутся 24 часа в сутки, и для беспокойства нет причин».

Теперь выясняется, что причины все-таки были. Еженедельник Espresso опубликовал другой протокол — заседания комиссии, состоящей из техников обслуживающей мост компании и представителей госструктур, надзирающих за ее работой (оно состоялось 1 февраля 2018‑го). Из документа следует, что подписавшие его специалисты отдавали себе отчет в значительном коррозийном износе 9-го пилона моста, из-за разрушения которого, по одной из версий, и произошло обрушение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Неплатежи достигли небывалых размеров» «Неплатежи достигли небывалых размеров»

О главных проблемах и грядущих нововведениях в сфере ЖКХ

Огонёк
Депрессивный стиль: что это такое и как с ним бороться Депрессивный стиль: что это такое и как с ним бороться

Стилист Любовь Романова рассказывает о феномене "депрессивного стиля".

Cosmopolitan
Черный доктор Черный доктор

Как разоблачить обманщика в белом халате?

Лиза
Ночь нежна Ночь нежна

Нам удалось проникнуть внутрь знаменитого лондонского клуба Annabel’s

The Rake
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
На все времена На все времена

Квартира для семейной пары с дочерью

AD
Как научиться жить без сахара Как научиться жить без сахара

Как научиться жить в гармонии с собой, без всякой тяги к сладостям

Psychologies
Потерять жар-птицу Потерять жар-птицу

Рассказ о юбилее Натальи Гундаревой, который отметили бы все российские зрители

StarHit
Что стоит за счастливым браком Что стоит за счастливым браком

Глядя на некоторых супругов, кажется, что у них все прекрасно

Лиза
«Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга «Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга

Виктор Вексельберг — о деньгах, источнике удовольствия и справедливости

Forbes
«За границей я обнуляюсь» «За границей я обнуляюсь»

Интервью с Владимиром Вишневским

Огонёк
Мифы о «здоровом» питании Мифы о «здоровом» питании

Современные мифы о еде часто вредны

Лиза
История Гарри Селфриджа — человека, который породил современные торговые центры История Гарри Селфриджа — человека, который породил современные торговые центры

История о человеке, который сделал из магазинов то, чем они являются сейчас

Maxim
Летнее кино: пять хороших французских фильмов о любви Летнее кино: пять хороших французских фильмов о любви

В последние дни лета Forbes Life призывает наверстывать упущенное

Forbes
Страховое прикрытие. Как анонимно хранить деньги за рубежом Страховое прикрытие. Как анонимно хранить деньги за рубежом

Полис иностранного страховщика стал альтернативой налоговой гавани

Forbes
Как выглядит дом Стива Аоки в калифорнийской пустыне Как выглядит дом Стива Аоки в калифорнийской пустыне

Стив Аоки делится секретами жизни в пустыне Мохаве

Vogue
Проблемы на букву Z: как клиповое мышление мешает молодым сотрудникам Проблемы на букву Z: как клиповое мышление мешает молодым сотрудникам

У поколения Z на смену линейному типу мышления пришло клиповое

Forbes
Kia Optima. Поправка на дальность Kia Optima. Поправка на дальность

Рыночная доля Kia Optima стабильно растет. Нужно ли что-то менять в продукте?

АвтоМир
Лучшие концерты фестиваля Flow 2018 Лучшие концерты фестиваля Flow 2018

Flow 2018. Хельсинки встречали кинодив, ретро-рокеров и рэперов-скромников

Cosmopolitan
Облико морале Облико морале

Зачем люксовые бренды инвестируют в культурное наследие

Robb Report
Паны вернулись Паны вернулись

Пенсии и реформы глазами последних русских на деревне

Русский репортер
Исчерпывающий гид по борьбе с жарой Исчерпывающий гид по борьбе с жарой

Ты сможешь с комфортом пережить глобальное потепление благодаря этим советам

Maxim
Зачем нам нравиться другим и почему это так сложно? Зачем нам нравиться другим и почему это так сложно?

Почему простые природные желания порой доставляют нам столько хлопот?

Psychologies
Беременность: еще прекраснее, чем раньше! Беременность: еще прекраснее, чем раньше!

Что меняется в лучшую сторону и может порадовать беременную женщину

9 месяцев
Ваша беременность: 15 советов молодых мам Ваша беременность: 15 советов молодых мам

Иногда нужная информация может за считанные минуты изменить жизнь к лучшему

Домашний Очаг
Пески вне времени Пески вне времени

Экс­пе­ди­ция Porsche Experience в са­мую древ­нюю пу­сты­ню ми­ра

GQ
Малыши на миллионы Малыши на миллионы

Почти все дети знаменитых мам и пап обречены на известность

Добрые советы
Дэвид Боуэн: художник, который рисует... мухами Дэвид Боуэн: художник, который рисует... мухами

Интересно, что рассказали бы нам растения и животные, если бы умели говорить

Популярная механика
Партнер-психопат: как определить и почему не стоит строить отношения? Партнер-психопат: как определить и почему не стоит строить отношения?

Девушка вспоминает приемы, с помощью которых ею манипулировал бывший супруг

Psychologies
Не только «Катюша»! 10 самых смертоносных русских железок, которыми можно гордиться Не только «Катюша»! 10 самых смертоносных русских железок, которыми можно гордиться

Что касается оружия, нам всегда было чем похвастаться

Maxim
Открыть в приложении