Прилипли к экранам
Один час в день — столько можно проводить детям перед экраном без проблем со здоровьем, выяснили ученые. Впрочем, дело не только в детях: цифровые привычки нужно менять и родителям
Говорят, просиживать часы перед экраном компьютера или смартфона вредно. Но вот парадокс: ученые не были в этом до конца уверены! Новое исследование американских специалистов из Государственного университета Сан-Диего и Университета Джорджии должно положить конец спорам.
Уточним: связь между тем, сколько мы сидим перед экраном, и излишним весом или недостатком физической активности уже задокументирована. Не случайно ВОЗ включила игровую зависимость в свое 11-е издание Международной классификации болезней, наряду с 55 тысячами прочих недугов. Но как насчет других негативных последствий? Оказывается, единой позиции в этом вопросе у ученых до сих пор нет. А некоторые из них даже оспаривают решение ВОЗ: мол, четких научных показаний для того, чтобы включать игровую зависимость в список болезней, у этой организации не было!
Исследование, опубликованное в авторитетном журнале Preventive Medicine Reports, должно заставить встревожиться даже технооптимистов. Впечатляет его масштаб: в основе — Национальный обзор детского здоровья (NSCH), затронувший более 44 тысяч детей! Так вот авторы замерили время, проводимое детьми в возрасте от 2 до 17 лет у различных экранов (от ТВ до смартфона), и констатировали: чем дольше ребенок контактирует с таким устройством, тем больше у него шансов заполучить психологические проблемы!
Уточним: в среднем дети, попавшие в исследование, проводили у экранов 3 часа 20 минут в день, причем чем старше ребенок, тем больше рос этот показатель. Так вот оказалось: для тех, кто не отрывался от экрана в течение 7 часов, риск различных осложнений вырастал… в два раза. Что за осложнения? Для таких детей более характерны тревожность или депрессия. А самоконтроль, напротив, значительно ниже, чем у других… Но самое любопытное в другом. Ученые подчеркивают, что наибольшие проблемы они зафиксировали у детей после 5 лет, так что стандартные рекомендации (мол, смартфоны вредны только малышам) пора пересмотреть.
— Разумеется, чем меньше возраст, когда дети оказываются перед экраном, тем хуже,— поясняет Сергей Ключников, директор Центра практической психологии.— Есть возраст, когда у ребенка должна формироваться моторика, коммуникабельность, умение наблюдать за людьми, участвовать в диалоге, словом, когда он должен быть здоровым экстравертом. Погружать его в гаджеты в это время крайне вредно. В этом случае даже нормально адаптированный к реальному миру ребенок станет думать лишь о том, как вернуться обратно — к экрану. Поэтому сегодня большинство исследователей уверены: учить ребенка взаимодействовать с виртуальным миром нужно лет с 12, когда он уже прошел несколько фаз социализации. Однако даже тогда контроль отпускать нельзя.