Небо под ногами
Взят очередной рубеж на пути к «человеку летающему» — изобретатель Фрэнки Запата перелетел через Ла-Манш на флайборде собственной конструкции. Насколько реально появление летающих машин, пассажирских дронов и других футуристических летательных аппаратов? Разбирался «Огонек»
Свежее видео в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) у Фрэнки Запата больше похоже на голливудскую фантастику: вот он взлетает с небольшой автомобильной платформы в Сангатте на севере Франции, проносится над водными просторами Ла-Манша и, наконец, приземляется в Дувре, в Маргаретс-Бэй — и все это на «летающей доске», оснащенной реактивным мотором. Строго говоря, сам исторический перелет удался Запата лишь со второй попытки (первая окончилась падением в море), что не отменяет его уникальности: 35,4 километра удалось преодолеть за 22 минуты, причем скорость доходила до 170 километров в час! За эффектным достижением — генеральские планы: в прессе пишут, что французские военные уже заинтересовались технологией и компания Запата получила от них грант более чем на 1 млн евро. А сам изобретатель успел обмолвиться, что работает над… летающим автомобилем. По сути, перелет Запата — один из ярких эпизодов новой транспортной революции. Ее контуры очертить легко: скоро мы пересядем на летающие машины.
О транспортных перспективах человечества «Огонек» писал уже не раз (см., например, №38 за 2018 год), однако с каждым днем будущее все ближе. Перемены назрели хотя бы потому, что наземный транспорт сегодня переживает кризис: по данным Deloitte, в самых загруженных городах мира водители проводят в пробках 50–100 часов в год, а так называемая стоимость транспортной перегрузки (сюда входят как стоимость потраченных топлива и времени, так и, к примеру, рост цен на грузы из-за задержки доставщиков) в одних только США составила 300 млрд долларов. Выход? Осваивать небеса.
Как иронизируют на Западе, в том, что человечество так или иначе «полетит», никто уже не сомневается. Спорят о другом: когда оно полетит. А действительно: когда? Ну, например, в начале лета компания Uber объявила, что ее воздушные такси поднимутся в небо Далласа, Лос-Анджелеса и Мельбурна в 2023 году, то есть уже через четыре года. А проект летающего автомобиля SkyDrive должен стать реальностью на Олимпиаде в Токио в 2020 году. Или вот Париж: по прогнозам местного оператора RATP, летающие автомобили начнут возить парижан в горизонте следующих пяти лет! Тут надо оговориться: само словосочетание «летающий автомобиль», конечно, не отражает всего многообразия транспортных средств будущего. Например, в Deloitte разделяют традиционные летающие машины, пассажирские дроны и «революционные аппараты» (по сути, комбинацию летающих машин и дронов). А ведь еще есть те самые «летающие доски», реактивные ранцы…
Но вернемся к перспективам: каким образом мы будем подниматься в небо? Развеем несколько мифов. Как объясняет на интернет-платформе Medium Санжив Сингх, профессор-исследователь в Институте робототехники Университета Карнеги — Меллона, сначала автономные аппараты начнут доставлять грузы в отдаленные районы или в зоны ЧП. Когда же они наконец-то появятся в городах, то первое время будут управляться людьми, а не автопилотами. Или вот еще момент, с которым придется смириться: не стоит ждать, что летающие автомобили доставят вас от двери до двери. Вот обычный день пассажира будущего: утром вы на обыкновенной машине едете из своего загородного дома до «вертипортов» (термин Uber) на окраине мегаполиса, где пересаживаетесь на летающее такси, оно доставляет вас до другого порта в центре, где вы, уже на метро, добираетесь до офиса. Отсюда, кстати, важное следствие надвигающейся транспортной революции — расползание мегаполисов. Ведь расстояния скоро будут не важны!