Как удалось увлечь Грефа мультфильмами и что происходит с российской анимацией

ForbesРепортаж

Мультики для Грефа: зачем «Союзмультфильму» совместное предприятие со Сбербанком

Валерия Житкова, Ирина Юзбекова

52505.jpg__1565272823__18145.jpg

У России есть реальная возможность в течение 5-7 лет войти в топ-10 анимационных держав, уверена предправления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. Помочь в этом должна компания, которую «Союзмультфильм» создает со Сбербанком. Зачем она банку? Глава «Союзмультфильма» уверена, что такие партнерства нужны Сбербанку, чтобы создать свой виртуальный мир и с его помощью уже через несколько лет искать клиентов. О том, как удалось увлечь Грефа мультфильмами, что происходит с российской анимацией и как будут выглядеть российские аналоги тематических парков Disney, Слащева рассказала в интервью Forbes.

Вы стали председателем правления «Союзмультфильма» 2,5 года назад и говорили тогда, что задача перед вами стоит мягко говоря сложная. Что удалось сделать за это время?

Первые годы мы занимались настоящим кризисным управлением — выплачивали долги студии, которые насчитывали порядка 35 млн рублей, переехали в новое здание, собирали команду, налаживали производство, мучительно возвращали «Союзмульфильму» права на персонажей и произведения, которые были разворованы или проданы за копейки. Эта работа заняла у нас два года, и сейчас компания уже активно планирует дальнейшее развитие. Первостепенная задача — определить, каким должен стать «Союзмультфильм» и что можно построить на его базе течении ближайших 5 лет.

При этом нельзя не учитывать нашу организационную форму — федеральное государственное унитарное предприятие. Вообще, практически все студии сейчас акционированы, однако именно поддержка государства, Министерства культуры помогла нам выбраться из кризиса.

Как именно государство помогло вам в этом?

Поскольку «Союзмультфильм» подведомствен Минкульту, он получает субсидии на текущую деятельность, гранты на новые проекты. Но, конечно, не только эти средства способствовали выходу из кризиса – студия заключила еще новые крупные лицензионные и производственные контракты. В частности, с компанией Danone по проекту «Простоквашино» на 500 млн рублей.

Что вы имеете в виду под выходом из кризиса — что конкретно изменилось с момента вашего прихода?

Это довольно просто объяснить. Ещё 2,5 года назад было лишь название «Союзмультфильм», то есть сам бренд с его старой запылённой, практически не приносящей денег «Золотой коллекцией» и ветхое строение на Долгоруковской улице, где все разваливалось, и невозможно было разместить производство. Сегодня же мы располагаемся в новых помещениях современного здания на улице Академика Королева, куда заехали как раз летом 2017 года. На студии работают порядка 300 человек, представлено широкое разнообразие анимационных техник: рисованная анимация, анимация 2D (так называемая «перекладка»), кукольная анимация и анимация 3D — самая современная, по технологии CGI. До прихода нашей команды никакого производства не было. «Союзмультфильм» делал примерно 6-8 авторских короткометражек, которые режиссеры создавали на дому — на студии творческий персонал не работал. Сегодня же здесь создаётся новое «Простоквашино», рождаются одновременно десятки других сериальных и авторских проектов, работает звукозаписывающая студия, в которую приезжают Антон Табаков, Гарик Сукачев, Иван Охлобыстин, Татьяна Васильева, Константин Хабенский и другие звёзды.

Если говорить про классический для «Союзмультфильма» сериальный жанр — как в «Ну, погоди!» или «Винни-Пух», что изменилось?

Мы продолжаем активно создавать сериалы, один из них – это продолжение «Простоквашино». Сейчас готово 19 серий нового сезона, каждый эпизод по 6,5 минут, всего же до конца года будет закончено 30 серий. И я хочу сказать, что это нереальные по срокам темпы производства. Это наш флагманский сериал, он делается в технике рисованной анимации — самой сложной и дорогой, дороже чем производство в 3D. Но мы все очень хотели сохранить атмосферу «Простоквашино», советского времени, поэтому рисованная анимация осталась. Только теперь художники рисуют не на кальке карандашом, а стилусом на тачпаде. На сегодняшний день мы делаем серию не в месяц, а в две недели.

Как удалось выйти на такие темпы? Благодаря новым технологиям?

И технологии тоже, но в большей степени благодаря четкой и гармоничной организации рабочего процесса, отстроенности производства. Мне кажется, единицы студий делают больше 10-12 эпизодов сериала в год. А «Союзмультфильм» сейчас по некоторым проектам может создавать до трех серий в месяц. Это реальный переворот на анимационном рынке. И здесь важным фактором является наличие стабильного финансирования. Такое положение дел говорит о том, что российская анимация может выйти на серьезные объемы производства и конкурировать на мировом рынке, причем не только за счет создания собственных проектов, но и производства в России международного контента. Сегодня большую часть заказов от лидеров рынка получают Южная Корея, Китай, Индия и Восточная Европа. Здесь размещают свое производство Канада, США, Франция. То есть они продюсируют у себя, а большую часть производства отдают на аутсорс. В нашу страну такие заказы пока не поступают, но потенциал огромен.

Почему Россия не котируется в анимационном мире?

У нас огромный потенциал. Сейчас многие из существующих барьеров для выхода на международный рынок сняты. Так, например, раньше остро стоял вопрос технологий — сейчас же мы работаем на том же программном обеспечении, что и большинство мировых студий. К тому же, становится все больше молодых художников, аниматоров, владеющих иностранным языком. Остается решить проблему сроков производства. Во Франции считается нормальным в месяц производить 26-30 минут анимации, у нас же вы придете практически на любую студию, и вам скажут: «Да вы что? Это практически невозможно!» Тем не менее, российский рынок анимации растет примерно на 20% в год — в проектах, в деньгах, в экспорте. Если в 2011 году он составлял 2,3 млрд рублей, то в 2018 году — 7,4 млрд рублей — то есть, вырос более чем в три раза.

Золотой Винни-Пух

Что «Союзмультфильм» представляет как бизнес. На чем он зарабатывает?

Примерно 70% дохода — это продажа лицензий на персонажей. Если до прошлого года «Союзмультфильм» продавал лицензии только на героев «Золотой коллекции» — Винни-Пуха, Чебурашку, Карлсона, Умку и так далее, то с прошлого года можно приобрести права и на новых персонажей. Например, у нас есть новый сериал «Оранжевая корова», 10 серий которого вышли в эфир на канале «Карусель». Партнером проекта является «Первый канал. Всемирная сеть» (ПКВС), финансирующий 50% сериала. Лицензию на персонажей этого проекта уже можно купить, чтобы выпускать детские товары, игрушки. Еще один новый проект, партнером которого также выступает ПКВС — «Пластилинки». Это проект для самых маленьких, и он также транслируются на «Карусели». Также в ближайшие дни будет готова первая серия «Зебры в клеточку» — музыкального фильма о том, что бывают люди, непохожие на других. ПКВС вошел со-инвестором в три этих проекта.

Также киностудия производит два сериала для более взрослых детей старше восьми лет — «Пиратская школа» и «Петя и Волк». На эти два проекта эксклюзив на полгода купил онлайн-кинотеатр Ivi. По истечению этого срока мы начнем транслировать сериалы на других платформах и телеканалах. Помимо этого, у нас есть сериал «Капитан Кракен» про капитана-осьминога. Там также есть партнер – компания X-Media.

То есть, как видите, сейчас уже производится довольно много проектов, и у нас есть потенциал к дальнейшему росту. «Союзмультфильм» за 2,5 года вошел в топ-3 студий по объему производства контента в минутах и в количестве проектов, которые сделаны. Для сравнения: в 2016 году было произведено 96 минут, в 2018 — более 400, в этом году мы планируем превысить 500 минут.

То есть российский бизнес вы уже приучили покупать лицензии

К сожалению, пока еще не все производители осознают необходимость приобретать лицензии. Но мы активно убеждаем отечественные компании сделать разворот в сторону российских персонажей. Ведь если посмотреть на рынок игрушек, то 80% из них брендированы какими-то лицензиями. Оставшиеся 20% — это мячики, пластилин, какие-то резиновые игрушки. А из всех брендированных игрушек 70% — это иностранные компании. То есть у российского рынка есть огромный потенциал вырасти как с точки зрения и контента, так и лицензионных продаж. Наша задача – добиться паритета с иностранными производителями до 50/50 по объему продаваемых лицензий.

Как вы собираетесь этого добиваться?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оскорблённое величие Оскорблённое величие

«Закон об оскорблении величия» в Древнем Риме

Дилетант
Журналистка, симулировавшая безумие ради репортажа и бросившая вызов Жюлю Верну Журналистка, симулировавшая безумие ради репортажа и бросившая вызов Жюлю Верну

Журналистка Нелли Блай заработала себе репутацию «леди-сенсации»

Популярная механика
Польза гнева: как злиться правильно Польза гнева: как злиться правильно

Гнев — одна из самых сильных человеческих эмоций

Psychologies
Валерия: «Сын тайно женился» Валерия: «Сын тайно женился»

Певица Валерия о новом статусе и открытии реабилитационного центра

StarHit
«Когда б я был царь», или всё началось с зайца «Когда б я был царь», или всё началось с зайца

Продолжаем разговор о литературном жанре альтернативной истории

Наука и жизнь
Непослушные родители: почему в России так легко изъять детей из семьи Непослушные родители: почему в России так легко изъять детей из семьи

Как в целом обстоят дела с лишением родительских прав в России

Forbes
Таких BMW X5 мир ещё не видел. И не факт, что хотел Таких BMW X5 мир ещё не видел. И не факт, что хотел

Сложилась традиция с каждым новым «Икс пятым» знакомиться в конце лета

4x4 Club
Страшная сказка Страшная сказка

Как воспоминания о собственном детстве могут предотвратить семейную трагедию

СНОБ
5 способов есть сладкое без угрызений совести 5 способов есть сладкое без угрызений совести

Как изменить свое отношение к сахару

Psychologies
Как танцевать в клубе парню: простые движения, лайфхаки и советы Как танцевать в клубе парню: простые движения, лайфхаки и советы

Ты вполне можешь стать королем танцпола, и мы в этом поможем!

Playboy
3 фильма, в которых снялись вместе Роберт Де Ниро и Аль Пачино 3 фильма, в которых снялись вместе Роберт Де Ниро и Аль Пачино

Два великих италоамериканца появляются на одном экране редко, но метко

GQ
Удар по точкам Удар по точкам

Расширенные поры доставляют немало хлопот и портят настроение

StarHit
Как перестать соглашаться делать то, что не хочется Как перестать соглашаться делать то, что не хочется

Рекомендации по выстраиванию здоровых границ и умению отказывать окружающим

Psychologies
Мифы фондового рынка Мифы фондового рынка

Пять распространенных заблуждений частного инвестора

Forbes
«Я могу умереть — ты будешь воспитывать дочку»: срочно нужна помощь! «Я могу умереть — ты будешь воспитывать дочку»: срочно нужна помощь!

Они сидят и вспоминают тот момент, когда впервые узнали свой диагноз

Cosmopolitan
Корень зла Корень зла

Эксперты рассказали, почему Марату Башарову так не везет в личной жизни

StarHit
Отбойники уткнулись в ФСО: когда Кутузовский станет безопасным Отбойники уткнулись в ФСО: когда Кутузовский станет безопасным

Если силовики одобрят идею,высокоаварийная трасса получит разделительные барьеры

РБК
6 современных гаджетов, за которые в школьные годы ты бы продал душу 6 современных гаджетов, за которые в школьные годы ты бы продал душу

Зверский ноутбук, трекер осанки, телефон, принтер и даже кроссы

Playboy
Защита или нападение? Защита или нападение?

Плохо, когда ребенок не знает разницы между самообороной и агрессией

Лиза
Безумный король Патрик Бирн. История краха бизнесмена, сдавшего властям США Марию Бутину Безумный король Патрик Бирн. История краха бизнесмена, сдавшего властям США Марию Бутину

Наполеоновские планы Патрика Бирна и их плохая реализация

Forbes
Я не вижу ваших рук! Я не вижу ваших рук!

Нарочно не придумаешь, или как Алена Апина выступала с гипсом и в полной темноте

StarHit
Черные лебеди России. Почему события лета 2019-го могут стать предвестниками перемен Черные лебеди России. Почему события лета 2019-го могут стать предвестниками перемен

События, которые вполне могут определить новый вектор нашей внутренней политики

СНОБ
Жуткие находки в гробнице настоящего вампира: череп и кости Жуткие находки в гробнице настоящего вампира: череп и кости

Мрачное творчество Говарда Лавкрафта основано на богатом фольклоре Новой Англии

Популярная механика
Принцесса из народа: собираем осенний гардероб как у Меган Маркл в масс-маркете Принцесса из народа: собираем осенний гардероб как у Меган Маркл в масс-маркете

Cosmo проанализировал осенне-зимний гардероб Меган Маркл

Cosmopolitan
Мне не больно Мне не больно

Почему за последние пять лет стало легче решиться на пластическую операцию

Vogue
Агрессивный «Тинькофф»: банк выдал рекордный объем кредитов Агрессивный «Тинькофф»: банк выдал рекордный объем кредитов

Кредитный портфель «Тинькофф» вырос почти на 100 млрд рублей

Forbes
Господь, ржи: сериал «Праведные Джемстоуны» — неловкая трагикомедия о семье, вере в Бога и славе Господь, ржи: сериал «Праведные Джемстоуны» — неловкая трагикомедия о семье, вере в Бога и славе

Нужно ли смотреть новый сериал HBO «Праведные Джемстоуны»

Esquire
«Эксплуатация ребенка в ущерб его интересам»: прокуратура потребовала отобрать сына у участников акции 27 июля «Эксплуатация ребенка в ущерб его интересам»: прокуратура потребовала отобрать сына у участников акции 27 июля

На акции в центре Москвы родители передали годовалого ребенка другому человеку

Forbes
Пять модных архивов в инстаграме, на которые стоит подписаться Пять модных архивов в инстаграме, на которые стоит подписаться

Историки моды, в чьих аккаунтах собраны хиты и редкие публикации из глянца

Vogue
Как мода на авокадо, киноа и спаржу меняет нашу жизнь Как мода на авокадо, киноа и спаржу меняет нашу жизнь

Российские торговые сети столкнулись с нехваткой авокадо

РБК
Открыть в приложении