В Нью-Дели и Исламабаде спорят о том, кто кого переиграл в войне по очкам

ОгонёкОбщество

Не накликать беду

Пока весь мир с опасением наблюдает, во что выльется противостояние двух ядерных держав южной Азии, в Нью-Дели и Исламабаде больше спорят о том, кто кого переиграл в первой за полвека войне по очкам и… Кликам

Евгений Пахомов, корр. ТАСС в Нью-Дели — для «Огонька»

Вот она, разрядка международной напряженности: индийские брадобреи стригут усы под героя-летчика, причем иногда бесплатно. Фото EPA-EFE / Vostock Photo

Многие автомобилисты и мотоциклисты уже и не выезжают на улицы индийской столицы без государственных флагов: так они отмечают «победу наших летчиков». На телеэкранах и первых полосах газет постоянно мелькают в разных ракурсах военные самолеты, главные герои, разумеется, истребители — Mirage-2000 и МиГ-21. Стоит собраться группе, все начинают обсуждать воздушный удар по соседнему Пакистану и сколько каких самолетов удалось сбить.

Удивляться тут нечему: в нынешнем индо-пакистанском обострении воздушные сражения — гвоздь программы и на момент сдачи этого номера (тьфу-тьфу-тьфу!) ее кульминация. Напомню канву. Сначала 26 февраля индийские Mirage-2000 нанесли удар по пакистанскому Балакоту, где, как полагают в Нью-Дели, находился лагерь исламистской группировки «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда»), причем это был первый бомбовый удар по собственно пакистанской территории (а не по подконтрольному Исламабаду Кашмиру) после третьей индо-пакистанской войны 1971 года. А уже на следующий день пакистанская авиация попыталась атаковать индийские позиции в Джамму и Кашмире.

Там, как известно, завязался массовый воздушный бой между пилотами двух стран — тоже первый за 48 лет. Наземных столкновений на момент подписания номера в печать отмечено не было. Между сторонами продолжались перестрелки в спорном Кашмире, погибло несколько мирных жителей (по различным данным — от 8 до 14 с обеих сторон), но это здесь, увы, дело довольно обычное.

Бросается в глаза, что пока телеканалы в Европе, Америке, да и в России, пугают зрителей призраком ядерного апокалипсиса, в самой Индии войны никто не ждет. Здесь, скорее, не исключают новых точечных ударов и выясняют с азартом, достойным знатоков главного спорта Южной Азии — крикета: «С каким счетом мы их сделаем в этот раз?». Иногда кажется, что все вдруг стали экспертами по истребителям. Во всяком случае, дискуссии на тему о том, сколь вредно для организма катапультирование, какой самолет лучше в маневренном бою — МиГ-21 или F-16 и какие бомбы стоит использовать для воздушных ударов в горах,— все это в порядке вещей. Впрочем, есть подозрение, что и по ту сторону границы — тоже…

Комары против самолетов

Примерно на том же уровне идут обсуждения и профессиональных экспертов: те также рассуждают о характеристиках самолетов, спорят о том, какой из них маневрирует лучше. При этом в каждой из противостоящих стран эксперты поддерживают официальную точки зрения. Не сообщая при этом никаких новых деталей. Делают они это по целому ряду причин, но главная из них та, что детали эти никому не известны.

Загадки и в самом деле окружают каждый из этапов этой двухдневной войны. Например, сколько террористов убито при налете индийских Mirage-2000 на лагерь под Балакотом? Сразу после того удара газеты в Нью-Дели со ссылкой на источники заявили: уничтожено под 300 боевиков. Потом возникла другая цифра — около 250.

При этом между представителями индийского правительства развернулось своего рода соревнование, как уйти от прямого ответа на вопрос о результатах атаки. Главком ВВС Индии маршал Бирендер Сингх Дханоа сказал как отрезал: «Мы не считаем человеческие жертвы. Мы считаем, сколько целей поразили!» Журналисты ухватили и донесли суть: все намеченные цели, мол, уничтожены.

Министр обороны Нирмала Ситараман, в свою очередь, получив вопрос о потерях на земле, подчеркнула, что Индия нанесла «невоенный удар»: «Мы сделали все, чтобы не было жертв среди гражданского населения, и потерь среди мирного населения не было».

Но больше всех цитировали госминистра иностранных дел Виджая Кумара Сингха, этот генерал в отставке ответил на соответствующий вопрос жестче и образнее коллег. А именно: «Прошлой ночью было много комаров, и я использовал спрей против насекомых, чтобы их уничтожить. Должен ли я был потом пересчитать убитых комаров или мог спокойно лечь спать?»

Пакистан тем временем занял противоположную позицию: у нас никто не пострадал! Индийские самолеты, по версии пакистанских военных, нанесли удар по безлюдным горам, поросшим соснами и гималайскими кедрами. Исламабад даже пригрозил обратиться с жалобой в международный суд «на нанесение индийскими истребителями-бомбардировщиками ущерба пакистанской природе». Мол, никакого лагеря и никаких террористов там не было, а вторгшиеся «индийские самолеты-агрессоры» были отогнаны пакистанскими ВВС, вот индийцам ничего не оставалось, как отбомбиться где попало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 1

Esquire
Светлана Степанковская. Очень мобильная блондинка Светлана Степанковская. Очень мобильная блондинка

Интервью со Светланой Степанковской

Караван историй
Джек-потрошитель против современной генетики: хроники скандала Джек-потрошитель против современной генетики: хроники скандала

Можно ли с помощью анализа ДНК раскрыть преступление, совершенное 130 лет назад

Forbes
Компакт-диск: почему он будет жить еще долго Компакт-диск: почему он будет жить еще долго

Краткая история компакт-дисков

Популярная механика
Новые кремниевые долины: 5 самых интересных городов для инвестиций в недвижимость Новые кремниевые долины: 5 самых интересных городов для инвестиций в недвижимость

Knight Frank составил список городов, наиболее привлекательных для ультрабогатых

Forbes
23 фильма ужасов, которые угрожают выйти в ближайший год 23 фильма ужасов, которые угрожают выйти в ближайший год

Эти фильмы ужасов выйдут в 2019-2020 годах и скрасят наши серые будни

Maxim
Почему нам необходима тишина Почему нам необходима тишина

Оказывается, чрезмерный уровень шума сокращает продолжительность жизни

Psychologies
Как две капли воды Как две капли воды

Этих звезд легко представить в роли братьев или двойников самих себя

Лиза
Шесть моделей Ford, которые перестанут продаваться в России Шесть моделей Ford, которые перестанут продаваться в России

Какие авто покинут российский рынок?

Forbes
Товарищ Елбасы Товарищ Елбасы

Транзит власти в Казахстане как спецоперация

Русский репортер
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Все на скачки! Все на скачки!

Популяризация конного спорта сможет дать толчок к возрождению коневодства

Эксперт
Как Юлия Пелипас начала носить костюмы и перестала использовать пластик Как Юлия Пелипас начала носить костюмы и перестала использовать пластик

Хочешь изменить мир — начни с себя

Vogue
Артемизия Джентилески. Бои без правил Артемизия Джентилески. Бои без правил

Первая феминистка, которая победила лишь спустя века

Караван историй
Все, что вам нужно знать о ботинках челси Все, что вам нужно знать о ботинках челси

15 фактов о ботинках, которые поощряют вашу лень

GQ
Как бывший инженер Google создал самое популярное в мире приложение для онлайн-торговли Как бывший инженер Google создал самое популярное в мире приложение для онлайн-торговли

История Wish — приложения, которое бросило вызов Amazon

Forbes
Казахстанский Дэн Сяопин. Почему механизм передачи власти в Казахстане может быть востребован в России Казахстанский Дэн Сяопин. Почему механизм передачи власти в Казахстане может быть востребован в России

Нурсултан Назарбаев запустил процесс смены власти по китайскому образцу

СНОБ
«Дерипаска любит эпатировать». Каковы шансы миллиардера победить Минфин США «Дерипаска любит эпатировать». Каковы шансы миллиардера победить Минфин США

Утверждения Дерипаски по поводу личного состояния неверны

Forbes
4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак) 4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак)

Как расстаться с девушкой в мессенджере

Playboy
Ода современному жителю мегаполиса — в новой кампании универмага «Цветной» Ода современному жителю мегаполиса — в новой кампании универмага «Цветной»

Столичный универмаг начинает сезон весна-лето 2019 с непринужденности

Vogue
Снимаем шляпу! Снимаем шляпу!

Звезда нового сериала «Мылодрама» Янина Мелехова

Maxim
Семь способов приблизиться к мечте Семь способов приблизиться к мечте

Несколько советов от Барбары Шер о том, как начать жить так, как вам нравится

Psychologies
Вьетнам, окройся! Вьетнам, окройся!

Сколько бы раз вы ни были в Азии, понять, изучить, привыкнуть к ней невозможно

Домашний Очаг
Бегущий по лезвию Бегущий по лезвию

ЗОЖ этот ваш — бег на месте, считает Анастасия Рябцова

Tatler
Удобно устроились Удобно устроились

«Вокруг света» тестирует Вену — самый комфортный город в мире

Вокруг света
Кто свободен Кто свободен

Иляна Эрднеева обсудила с Сергеем Светлаковым палитру современного юмора

Glamour
Кофе с корицей: польза и вред, плюс лучшие рецепты Кофе с корицей: польза и вред, плюс лучшие рецепты

Рецепты кофе с корицей, с которыми твоя жизнь никогда не будет прежней

Playboy
Как помириться с близким человеком Как помириться с близким человеком

Как построить разговор, прийти к компромиссу и не выглядеть слабохарактерным

Psychologies
Бычий рынок Бычий рынок

Братья Линники с помощью государства создали продовольственный холдинг

Forbes
Три мушкетера Три мушкетера

Семейные секреты парижского ателье Camps de Luca

The Rake
Открыть в приложении