«Наш юмор начинался с литературы»
На прошлой неделе ушел из жизни артист эстрады, театра и кино Роман Карцев, который был другом нашего журнала. Сегодня «Огонек» вспоминает беседы с ним — о природе юмора, театра, перевоплощения. И о его собственной судьбе
Многим кажется, что Карцев в жизни был шутник и балагур. Он, конечно, им и был. Заслышав во время интервью в театральном кафе какой-то неестественный ор, доносящийся со сцены, он молниеносно парирует: «Что это там такое?.. Мужчина рожает». И следом продолжает размышлять — о природе юмора и о том, почему нам больше не смешно. Ах, да. У нас было условие. О чем угодно можно спрашивать, но не про раков. В смысле не упоминать их знаменитый с Виктором Ильченко монолог «Я вчера видел раков по пять рублей». Этот монолог в свое время был страшно популярен, во всех интервью спрашивали про раков, и Карцев уже не мог это слышать. Тогда казалось, что этот монолог был понятен только советским людям, что это о нехватке продуктов. Сегодня, слыша по телевизору нескончаемые размышления патриотов-экспертов о геополитике, об Америке, о Европе, ты вдруг вспоминаешь этот шуточный монолог. Оказывается, это было не о продуктах. А о способности нашего человека часами трепаться, переливая из пустого в порожнее, имитируя глубокомыслие и логику. Спасибо, Роман Андреевич. Только сейчас стало понятно.
Про начало
Я начинал в одесской самодеятельности. Было такое. Крутился на пупе, частушки, куплеты, надевал носы. И все хохотали и смеялись. И мне казалось, больше ничего не надо. Но когда я попал в студенческий театр «Парнас два» — это уже был другой уровень. Там люди были на пять, на шесть лет старше, инженеры, ученые в нем играли, даже профессора. Это была грандиозная школа. Я всего год там проучился, 1961-й, но мне хватило, чтобы попасть к Райкину и перевезти туда Витю Ильченко (Виктор Ильченко — бессменный партнер Карцева по скетчам.— «О»). У меня было тогда всего три миниатюры, но Райкину, видимо, понравилось, что мы не занимались шутками, а именно играли спектакли. К счастью, перед этим я провалился на экзаменах в Московское цирковое училище. Повезло. А семь лет у Райкина — это как три цирковых училища. И тексты. И Витя. И Жванецкий. Все совпало, бывает так. Как киевское «Динамо» совпало в свое время с Лобановским и выиграло Суперкубок.