Исполнилось 95 лет с основания артели иконописцев Мстёры

ОгонёкКультура

Мстёра своего дела

Исполнилось 95 лет с основания артели иконописцев Мстёры — после революции мастера пытались перенести свое искусство на тарелки, матрешки и шкатулки. Получилось. Но сейчас в цене снова иконы

Текст Наталья Радулова, Мстëра, Владимирская область
Фото Евгений Гурко

Два монастыря, стоящие «стенка к стенке», и повлияли на развитие иконописи во Мстёре

Андрей Грачев, один из самых успешных иконописцев Мстёры, своими работами недоволен: «Ни одна не нравится. Все время хочется что-то переделать. Вот сейчас смотрю на крылья этих ангелов и понимаю: пестрят». Маленькая дочь Марфа тянет его за руки, пытается вскарабкаться на колени. «Вот из нее, сразу видно, иконник не получится,— смеется отец.— Слишком активная, веселая. Я не такой был. Я всегда стеснялся». Марфа теребит его, обнимает, фотограф все это радостно снимает, а мастер сидит, сгорбившись, за рабочим столом и смотрит, смотрит на тонко выписанные тремя видами золота ангельские крылья: «Плохо. Видно, что слишком старался».

«Стильный» художник Андрей Грачев с дочерью Марфой

«Напишут икону и пьют»

Первое письменное упоминание о Мстёре относится к 1628 году. Тогда вокруг двух местных монастырей образовалась слободка бобылей — безземельных крестьян. С плодородной землей в этих краях всегда было худо, поэтому крестьяне и начали заниматься промыслами, в первую очередь иконописным. Монастыри же рядом! Паломники! Ярмарки! К середине XIX века больше половины жителей слободы занимались изготовлением икон различных видов: чеканных, цветных, красных, подризных, подфалежных, подстаринных... «Это одно из самых бойких мест края,— отмечал в путевых записках русский экономист Безобразов, посетивший слободу в 1861 году.— Мстёра только носит официальное звание села, а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговле, по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества,— это настоящий город».

В основном здесь продавали недорогие, «расхожие» иконы, довольно низкого качества. Появился во Мстёре и особый тип иконописцев — «старинщики». Они изготавливали имитации и подделки под старину, а также занимались реставрацией, могли «старую, скоробленную, вовсе поврежденную временем икону так прекрасно починить, что она становится неузнаваемой».

Местные иконописцы считались одними из лучших реставраторов в России. Правда, хитрить они тоже умели

Грачев смеется: «Я и сейчас знаю таких специалистов. Вон как-то привезли старинную икону, просили двух наших аккуратно ее восстановить. А те просто стесали верхний слой и заново все написали на оструганной доске. Вот и вся реставрация. Заказчик даже не понял ничего». Мстёрские всегда были себе на уме — выдать новую работу за старинную здесь могли не только в XIX веке. Целые представления устраивают: недавно какому-то бизнесмену шепнули, что у помершей бабки в сарае под бревнами спрятана очень дорогая икона, надо только сарай разобрать. Как же счастлив был клиент выкупить у внука почившей бабульки «древнее» произведение искусства, добытое таким трудом! И невдомек было москвичу, что «старинщики» не первый раз закладки в этом сарае делают.

И все же наряду с ушлыми «дешевыми» богомазами в поселке всегда были и художники высшего уровня, «стильные». Эти на своих картинах не прятали персонажам «руки в варежки, а ноги в траву», выписывали тщательно и руки, и ноги — хватало мастерства. Правда, даже в иконописи отличались так называемой себякинской манерой, то есть писали от себя, по своему вкусу. Мстёрская живопись многопланова: передний план, дальний, небо с облаками, лес вдали. Обязательны еле уловимые цветовые переходы — валёры, тонкая, мелкодробная роспись. И удивительное сочетание двух контрастных строев: тон теплый, охристо-желтый, и холодный, голубовато-серебристый. «Такая икона будто дымом писана,— объясняет Грачев.— Она играет вся. Понимаете? Мстёра — это цвет... В общем, мы все, наверное, свою малую Родину всегда изображаем».

Узорность, мягкий колорит, построенный на живописных нюансах,— это все Мстёра

Андрей, член Союза художников России, относится к стильным мастерам. Его работы стоят дорого, а коллекционеры стоят в очереди — некоторые годами ждут икону от Грачева. Андрей не скрывает, что главный его заказчик — певец Григорий Лепс: «Благодаря ему я этот дом для своей семьи построил». А Лепс не скрывает, что считает Грачева «одним из последних мастеров» иконописи. «Есть еще пара людей, — говорит художник, — но они пишут одну икону, а потом месяц на эти деньги пьют. Так они живут». Они всегда так жили, чего уж. Но именно стильные мастера, пьющие и трезвенники, прославили Мстёру как центр русской иконописи.

А после Октябрьской революции — деваться некуда! — объединились они все в артель «Пролетарское искусство» и стали украшать уже не религиозными, а сказочными сюжетами домашнюю утварь, шкатулки и игрушки. «Много веков была известна Мстёра своими богомазами,— писал наш журнал ”Огонек“ в 1954 году.— Это здесь, в темных подвалах спекулянта Ханихина и других дельцов, от зари до поздней ночи писались унылые ”портреты“ святых... Работа здесь была тяжелая и неинтересная. Один мастер писал только одежду святых — ”доличник“, другой выводил лики — это ”личник“. Случалось, рассказывают старики, устанет иконописец, зазевается и поставит готовую икону вверх ногами. Увидит это хозяин и велит самого того человека за непочтительное отношение к богу минут пять подержать вниз головой. Потому злы были мстёрские мастера на бога. Иногда нарочно под золотым нимбом тонкой беличьей кисточкой рисовали черных рогатых чертей».

Иконники быстро научились писать лики новых святых: Ленина, Сталина, Ворошилова. Но в основном, конечно, песенным и сказочным фольклором занимались. Лаковая миниатюра Мстёры, Палеха, Холуя, Федоскино стала визитной карточкой советского искусства. «И все же, если мы говорим об иконе, то Мстёра тут выше всех стоит,— уверен Грачев.— Выше!»

«Не умеешь рисовать — уезжай»

Золотое время для Мстёры и ее лаковой миниатюры наступило в конце 1980-х. «Как начал Советский Союз разваливаться — так у нас и поперло,— вспоминает владелец художественной мастерской ”Русское искусство Мстёры“, Сергей Сухов.— Прямо в поселок приезжали бизнесмены, туристы и коллекционеры, закупщики с Арбата, Измайлово — иностранцы ж тогда всё подряд мели! Вечером по поселку идешь — тишина. Никого нет, все по домам сидят, пишут. И дети, и бабки, и трактористы — все художниками стали. Нигде ж зарплаты не платили». Бухгалтер мастерской, Марина Буданова, мечтательно улыбается: «Шесть брошечек, помню, нарисуешь — вот тебе кожаные сапоги. А ларчик маленький — это целая аудиосистема».

Сергей Сухов тогда возглавлял уже не артель, а фабрику «Пролетарское искусство» и был в контрах с мультяшниками — так называли непрофессиональных художников. «Ой, они такие мультики малевали! Тогда особым спросом пользовались сюжеты со снегурочками, березками, елочками, русскими тройками. Но смотришь и понять не можешь: то ли лошади у них нарисованы, то ли собаки. Но ничего, даже эти мульты грузовиками в Москву увозили».

Жители гадали: на кой интуристам расписные шкатулки и ларцы в таких количествах? Кто-то пустил слух, что в них хранят прах умерших людей. «Может, Кощеев или Спящих красавиц тогда рисовать?» — предложил кто-то, но Кощеи не пошли. Все так же дружно рисовали тройки и елочки. За работу посредники чаще расплачивались не деньгами, а тушенкой, джинсами, унитазами, стройматериалами. В магазинах ничего не было, поэтому художники и сами просили привозить им дефицит. Целый район в поселке — Поле Чудес — тогда застроили разбогатевшие мастера. Теперь эти огромные, часто недостроенные здания владельцы не могут продать. «Тут все дома за шкатулки построены,— объясняет Сухов.— Но когда люди строились, они не знали, что придет время и пенсий не будет хватать на обогрев этих замков».

В частной мастерской Сухова — фабрику он оставил в 2011 году — сейчас около 30 мастеров, включая его собственного сына и дочь. Лаковая миниатюра никого почти уже не интересует, заказчики, россияне, чаще требуют иконы. Поэтому мстёрским мастерам пришлось вернуться к истокам. В каждой комнате бывшего купеческого особняка — липовые доски, которые покрывают левкасом — специальным грунтом из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла, расписывают темперными красками, покрывают сусальным золотом... «А здесь больше нечем жить,— вздыхает художник Елена Денисова, которая дольше всех задерживается на работе.— Мы не бедствуем, но мы и пашем. Во Мстёре ведь как? Не умеешь рисовать — уезжай». Елена работает с 18 лет и мечтает о «еще одной паре рук», потому что «как кисточку положила — так денег и нет». А надо дочку учить, надо ремонт делать. «Брат у меня художник, племянница — тоже. А дочка говорит: ну что у тебя за судьба, мам, всю жизнь за столом, скрюченная? Но я другой жизни и не знаю. Если день прошел, а я ничего не нарисовала, то даже как-то не по себе».

Отец и сын Суховы: «Невоцерковленных у нас в мастерской нет»

«Ох как мы гудели!»

Артель, преобразованная в фабрику «Пролетарское искусство» тоже расцвела в годы перестройки. Тогда казалось, вся Мстёра превращается в рай. В самом центре поселка было построено огромное бетонное здание, почти дворец, на 800 художников: мастерские, спортзал, бильярдная, душевые, столовые, концертный зал. «Ох как мы гудели!» — вспоминает художница Ирина Брюханова.— Дни рождения отмечали, все праздники. Молодые, красивые, богатые. Казалось, весь мир у наших ног». Но мода на шкатулки прошла быстро: то ли мультяшники перекормили иностранных покупателей, то ли в принципе интерес ко всему русскому поутих. Художники разбежались по частным мастерским, огромное здание закрыли: денег на его содержание нет, а фабрику переименовали в производственный кооператив ”Центр традиционной Мстёрской миниатюры“. В центре осталось 26 художников, Ирина Борисовна — директор. Все последние годы она борется за сохранение промысла: писала Владимиру Путину, была на приеме у министра промышленности и торговли, воюет с контрафактом и каждому высокопоставленному гостю доказывает: надо поддерживать Мстёру на государственном уровне. «Народные промыслы — когда лапти плетут или там деревянные ложки вырезают — сохранить и поддерживать нетрудно,— говорит она.— Но лаковая миниатюра — это искусство! Высокое искусство! Если его потеряем, если учитель перестанет воспитывать учеников — все!».

Пока, к счастью, в мстёрском филиале «Высшей школы народных искусств» аудитории не пустуют. Саше Кузнецову сюда поступить посоветовал папа-иконописец. Варя Пуртова, Ваня Шибаев — из семьи священников, 21-летняя Вика Малышева — уже матушка, замужем за дьяконом. Директор Полина Гусева, правда, переживает, что ее выпускники уходят в частные мастерские: «Мы так много вкладываем в них! А в артелях их потом затачивают на быструю икону, на массовку. Поэтому мы хотим свои мастерские открыть, чтобы этот фонд уникальных специалистов остался под руководством наших великих учителей. Чтобы не потеряла Мстёра стильных мастеров». Значит, опять господдержка нужна.

А с преемственностью тут все в порядке. Кажется, что каждый взрослый житель четырехтысячной Мстёры так или иначе связан со знаменитым народным искусством. Хочешь сфотографировать гражданина, который куда-то несет живого петуха, заговоришь с ним — а он художник. Попросишь в магазине воду без газа, а продавщица вздохнет: «Иконами не интересуетесь?». Даже уборщица в госучреждении охотно протянет тебе телефон с фотографиями: «Вот, моей дочери работы, по сходной цене».

«Наш папа делал ларцы из папье-маше, один мой брат их расписывал, другой брат лачил, полировал,— вспоминает коренная жительница Мстёры Татьяна Лебедева.— Я мечтала поскорее вырасти и тоже выучиться на художника». Сейчас Татьяна выучилась, трудится в маленькой частной мастерской «Мстёра-Арт», которая принадлежит супругам Колесниковым. Семейные мастерские были во Мстёре и в XVII веке, никуда они не исчезли и сейчас. Обычно организовывают их предприимчивые художники, способные находить клиентов по всей России. «Что закажут, то и пишем,— перечисляет Светлана Колесникова.— Богородицы, Спаситель, венчальные пары, мерные иконы, храмовые, именные... Я раньше сама писала, но сейчас все больше с мужем в командировках: увезти, привезти. А девочки вот работают».

Иконописные традиции, во многом утерянные, сейчас только возрождаются

Девочки сидят за столами в маленькой комнате с большими окнами, здесь же бегает чей-то ребенок, спит кошка Ася, работает телевизор, кипит чайник. Девочки обсуждают новости, сериалы, не без гордости делятся секретами мастерства: «Чтобы Мстёру писать — надо во Мстёре родиться». Но что такое Мстёра, даже сами они не могут точно сказать. Наверное, это и дешевые богомазы, и стильные. И личники, и доличники. И быстрая икона, мещанский недорогой заказ, и произведение, которому не жаль посвятить несколько лет жизни... Мстёра — это точно что-то русское — Андрей, Марфа, Александр, Варвара, Иван. И, наверное, все же христианское. «Верю, как могу»,— тихо говорит популярный Грачев. «Я молюсь перед работой»,— признается пожилой малоизвестный художник Владимир Гусев. «Невоцерковленных у нас в мастерской нет»,— отчитывается Сухов. «Наши ученики — люди православные»,— гордится директор Гусева. А экскурсовод Лебедева цитирует в пустом музее стихи местного поэта о своих земляках:

И народ мастеровой
Потихоньку, понемногу
Тонкой кистью иль иглой
Помогал усердно Богу.

Вот это точно. Они все, похоже, искренне верят, что помогают Богу. По сходной цене.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Постпраздничная депрессия»: как управлять сотрудниками после отпуска «Постпраздничная депрессия»: как управлять сотрудниками после отпуска

Очень часто работники принимают решение об увольнении после длительного отпуска

Forbes
Как вести переговоры с партнерами из Китая, Европы и Ближнего Востока Как вести переговоры с партнерами из Китая, Европы и Ближнего Востока

На Ближнем Востоке бизнес держится на крепкой дружбе и семейных узах

Forbes
«Мама, я тебя ненавижу»: как спасти отношения с ребенком «Мама, я тебя ненавижу»: как спасти отношения с ребенком

Что делать, если ребенок проявляет агрессию

Psychologies
Готов ли ребенок к школе? Решаем сами Готов ли ребенок к школе? Решаем сами

Первый класс — важный этап в жизни ребенка

Psychologies
Новогодний синдром: как вернуться в строй после затянувшихся праздников Новогодний синдром: как вернуться в строй после затянувшихся праздников

Чтобы вернуться в рабочий режим, придется вспомнить слова «должен» и «надо»

Forbes
Анфиса Чехова: Я научилась быть откровенной Анфиса Чехова: Я научилась быть откровенной

У телеведущей Анфисы Чеховой – премьера!

Лиза
Hyundai Elantra: ей бы подвеску Hyundai Elantra: ей бы подвеску

Запас прочности Hyundai Elantra

АвтоМир
5 офлайн-игр для смартфона: играем без интернета 5 офлайн-игр для смартфона: играем без интернета

Эти игры для iOS и Android будут работать без интернета

CHIP
Что такое стресс с научной точки зрения и как с ним бороться Что такое стресс с научной точки зрения и как с ним бороться

Можно ли жить без стресса постоянно, а не выживать от отпуска к отпуску?

Популярная механика
Вперед в будущее Вперед в будущее

19 стартапов, которые изменят жизнь человечества уже в 2019 году

GQ
Вспоминаем и сравниваем архивные коллекции любимых брендов Вспоминаем и сравниваем архивные коллекции любимых брендов

Модный #10YearChallenge

Vogue
«Сверхспособности нужны нам, чтобы научиться любить» «Сверхспособности нужны нам, чтобы научиться любить»

Что такое сверхспособности на самом деле?

Psychologies
Добрый «Скайнет»: как новые технологии спасают людей Добрый «Скайнет»: как новые технологии спасают людей

Дроны, вертолеты и другие устройства помогают спасать сотни людей

Forbes
Фильтр ужасов Фильтр ужасов

Всемирная история цензуры

Maxim
7 скандалов с участием Егора Крида, о которых фанаты еще долго не смогут забыть 7 скандалов с участием Егора Крида, о которых фанаты еще долго не смогут забыть

7 скандалов с участием Егора Крида, о которых фанаты еще долго не смогут забыть

Cosmopolitan
10 фактов о Джанлуиджи Буффоне 10 фактов о Джанлуиджи Буффоне

О карьере, семье и образовании одного из лучших вратарей в истории футбола

GQ
10 ошибок, которых не совершают сильные люди 10 ошибок, которых не совершают сильные люди

Мы способны стать сильнее, если будем избегать некоторых ошибок

Psychologies
Три упражнения, чтобы лучше слышать свое тело Три упражнения, чтобы лучше слышать свое тело

Если вы часто напряжены и подавлены, возьмите на заметку эти упражнения

Psychologies
Отходы в доходы. Почему в России выбрасывают рыбу Отходы в доходы. Почему в России выбрасывают рыбу

В России выбрасывают или уничтожают 30% добытой рыбы и морепродуктов

Forbes
Пой, танцуй, люби! Пой, танцуй, люби!

Кипящий котел красок — карнавал в Тенерифе

Вокруг света
Цветовая гармония: как создать правильную атмосферу в доме Цветовая гармония: как создать правильную атмосферу в доме

Как с помощью цвета управлять настроением и задавать динамику жизни

Psychologies
Лайфхак-гид по зимней езде Лайфхак-гид по зимней езде

Десяток советов, как завестись и поехать зимой

Maxim
Любой пример заразителен? Любой пример заразителен?

Почему мы копируем поведение других?

Psychologies
Второе дело Хоттабыча Второе дело Хоттабыча

Второе дело Хоттабыча. Карельского мемориальца Юрия Дмитриева снова посадили

Русский репортер
На IMEI 100 рублей: что не так с регистрацией сотовых телефонов На IMEI 100 рублей: что не так с регистрацией сотовых телефонов

В последнее время граждане все острее ощущают интерес государства к их кошельку

Forbes
Закон что дышло: почему россияне не поспевают за корректировкой законов Закон что дышло: почему россияне не поспевают за корректировкой законов

Закон что дышло: почему россияне не поспевают за корректировкой законов

Forbes
Анастасия Задорина: Анастасия Задорина:

Анастасия Задорина о командной работе и женщинах в бизнесе

Cosmopolitan
Почему фильм «Черная пантера» номинирован на «Оскара»? Почему фильм «Черная пантера» номинирован на «Оскара»?

Почему фильм «Черная пантера» номинирован на «Оскара»?

GQ
Путь истинный. 5 признаков хорошего бизнес-наставника Путь истинный. 5 признаков хорошего бизнес-наставника

Хороший ментор — тот, у которого было минимум пять неудачных бизнесов

Forbes
Анонимные мессенджеры и умный город. Как оцифровали экономику в 2018 году Анонимные мессенджеры и умный город. Как оцифровали экономику в 2018 году

Основные тренды в цифровой экономике 2018 года

Forbes
Открыть в приложении