Арктика исправит?
На очистку от мусора в российской арктической зоне надо направить осужденных к принудительным работам. С такой инициативой выступила на прошедшем в Санкт-Петербурге Х Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» начальник управления ФСИН Елена Коробкова. «Огонек» разбирался, что стоит за этой инициативой.
С идеей привлечь осужденных к принудительным работам на очистку Арктики от загрязнений выступила начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, Федеральной службы исполнения наказания, генерал-майор внутренней службы Елена Коробкова. Она заявила, что уже достигнута договоренность об участии осужденных в очистных работах в Норильском районе Красноярского края и ликвидации незаконных свалок в лесах Архангельской области. «Уголовно-исполнительная система заинтересована в расширении использования труда осужденных к принудительным работам и готова предоставлять необходимое количество рабочей силы»,— сказала Елена Коробкова.
Речь в первую очередь идет о 1058 осужденных, которые сейчас принудительно работают в 12 исправительных центрах в Арктической зоне. Кроме того, в исправительных учреждениях тех же арктических регионов отбывают наказание в виде лишения свободы 16 тысяч заключенных, у которых наступил срок возможной замены «неотбытой части наказания» (то есть срока, который «не досидели») на принудительные работы. А всего в нашей стране таких осужденных сейчас около 150 тысяч человек. Благодаря новому закону, который вступил в силу с 1 января 2020 года, теперь можно создавать филиалы исправительных центров вне пенитенциарных учреждений, а заключенных отправлять на очистку Арктики. Генерал-майор Елена Коробкова предложила записать в резолюцию форума «положение о необходимости создания условий для привлечения осужденных к принудительным работам по очистке Арктической зоны и развитию соответствующей инфраструктуры».
Резолюция пока не принята, ее публикация запланирована на март следующего года. Будет ли в нее включен пункт, предложенный ФСИН, неизвестно. В пресс-службе Арктического форума, куда обратился за разъяснениями «Огонек», комментировать выступление Елены Коробковой отказались…
Музей покорения Арктики
Арктика прекрасна. Белые торосы. Синее небо. Северное сияние. Но как же нам удалось ее изгадить! Правда, говорят, что не только нам, в арктических секторах других стран тоже мусора хватает.
Незадолго до открытия Арктического форума многие наши официальные лица заговорили о необходимости «генеральной уборки» в Арктике. Об этом высказалась вице-премьер Виктория Абрамченко. Образ понравился, и его подхватил свеженазначенный глава Минприроды Александр Козлов: «Да, Арктике нужна генеральная уборка! Думаю, что мы предложим новую программу по генеральной уборке нашего Севера». А первый замминистра Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков пессимистично заметил: только первый этап уборки — инвентаризация всего арктического мусора — потребует около 500 млн рублей. А сама уборка обойдется еще дороже. Точную цифру не назвал — ее пока никто не знает (об этом чуть дальше). Но заявил: «Таких денег в бюджете мы не найдем». И даже спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности Сергей Иванов пустился в воспоминания о том, как Владимир Путин в 2010 году побывал на Земле Франца-Иосифа и сказал: «Ужас просто!».
Пять лет назад с этого архипелага начал вывозить мусор спецбатальон Российской армии. За минувшее с той поры время удалось очистить (правда, не до конца, а на 90 процентов) три острова этого архипелага — Белла, Хейса, Александра. Еще пять лет другой батальон ведет очистку на Новой Земле — примерно с таким же успехом. Всего на Земле Франца-Иосифа скопилось до 250 тысяч бочек с 40–60 тысячами тонн нефтепродуктов и еще миллион пустых бочек. В одной только бухте Северная, куда причаливали корабли, осуществлявшие северный завоз для военных и гражданских нужд, общая площадь мусора составляла примерно 100 гектаров. Всего за пять лет (с 2015‑го) военные вывези 16 тысяч тонн металлолома.
Бочек с соляркой и пустой тары на всем побережье и островах Ледовитого океана полно. А еще затопленные и притопленные корабли, военные и гражданские, от Рыбачьего на западе до Ямала на востоке. Эксперты говорят, что в Кольском заливе судам уже стало опасно ходить — того и гляди, за чью-то мачту килем зацепишься.
Лежит этот мусор там скоро уже сотню лет. С тех пор, как мы начали покорять Арктику. Сейчас же речь уже не о покорении, а об освоении. 5 марта 2020 года президент утвердил «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года». А 26 октября была принята «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». И там, и там есть пункт, касающийся мусора и бочек: «Продолжить работу по ликвидации накопленного вреда окружающей среде». Кому продолжить? Как продолжить? Сколько денег на это надо? Пока на эти вопросы ответа нет.