Обойдемся без мужчин: история «черных вдов» Надьрева, убивших всех мужей
В начале XX века в венгерской деревни Надьрев женщины отравили почти всех мужчин. Точное число жертв до сих пор неизвестно: некоторые историки считают, что погибло около 300 человек. Так что же произошло и как жительницы обычного села превратились в «черных вдов»?
Загадочная акушерка
Надьрев – маленькая деревенька, расположенной в центре Венгрии, — тихая и неприметная. Жили там, как в любом другом селе 1910-х годов: трудиться приходилось много, есть — мало. Сор сам высыпался из избы: все знали, чей муж гуляет, а кого из женщин постоянно колотят. Впрочем, били почти каждую: такие «воспитательные» меры считались обычным делом. Разводы были табу: идти некуда, так что терпи да старайся не попадаться под горячую руку.
Всё изменилось в 1911 году, когда в Надьрев приехала Юлия Фазекаш. Объявилась она под чужим именем, назвавшись Жужанной Олах. Рассказала, что муж пропал без вести, а сама она акушерка. Медичку в селе приняли с радостью, ведь в Надьреве не было не то что собственной больницы — даже врача. Сначала к женщине ходили лечить хвори, но вскоре девушки начали бегать к ней, чтобы пожаловаться на тяжелую жизнь. Фазекаш слушала и кивала: знаю, милая, знаю, саму муж лупил так, что по три дня встать не могла.
Первая мировая вознесла авторитет Фазекаш в Надьреве на невиданные высоты. Мужчины деревни ушли на фронт, а возле села власти разместили лагерь для военнопленных. Женщины, впервые почувствовав свободу, пустились во все тяжкие: девушки заводили романы с иностранными солдатами, впервые узнав, каково это — самой выбирать себе пару. Юлия оказалась незаменимой помощницей: она мастерски делала подпольные аборты. Арестовывали ее за это по меньшей мере 10 раз, но всегда отпускали: судьи сочувствовали и ей, и женщинам, которые к ней обращались.
Военные годы, несмотря на все трудности, стали для жительниц Надьрева лучшими в жизни. Никто не напивался и не буянил в доме, не бил их. Романтические приключения открыли для девушек другой мир, в котором можно чувствовать себя желанной, слушать незатейливые комплименты, ждать встречи с мужчиной с радостью, а не со страхом. Но сражения закончились, и в деревню начали возвращаться с фронта законные мужья.
Уходили из домов одни люди, но явились обратно совсем другие. Насмотревшись на ужасы битв, многие мужчины ожесточились и стали еще агрессивнее. Другие превратились в калек, повиснув на шее жены неподъемной обузой. После глотка свободы привычный ранее быт с побоями и пьянством супругов терпеть было всё сложнее. Каждый день Юлия слышала одну и ту же печальную историю: Жужанна, он меня опять меня избил, не хочу так жить!