Что заставляет людей скупать айфоны в кризис и каким будет ретейл после пандемии

ForbesБизнес

«Не надо помогать бизнесу деньгами»: совладелец DNS Дмитрий Алексеев о том, как сеть выживает в этот кризис

В новом выпуске Forbes Digest на удаленке мы поговорили с сооснователем сети магазинов DNS Дмитрием Алексеевым о том, почему не надо поддерживать бизнес деньгами, как скажется кризис на сегменте бытовой техники, что заставляет людей скупать айфоны в кризис и каким будет непродовольственный ретейл после пандемии

Ярослав Бабушкин

Фото DR

Здравствуйте, дорогие друзья, это Forbes Digest на удаленке. Сегодня у нас на связи Владивосток. В гостях сооснователь DNS, магазинов электроники и бытовой техники, Дмитрий Алексеев. Здравствуйте, Дмитрий. Вы во Владивостоке, не под землей? Я видел ваше фото «Ухожу в самоизоляцию».

Здравствуйте. Нет, я даже на работе.

Не делали тест на вирус, возможно ли это сделать во Владивостоке?

Нет, не делал и особо не понимаю зачем.

Дмитрий, я не могу не вспомнить наше сентябрьское интервью на ВЭФе — на форуме, на который вы тогда не пошли. Вы критиковали достаточно взвешенно и власть, и то, что там происходило — московский бомонд. И потом написали в соцсетях пост о том, что вам говорят, что не надо так высказываться, но вы говорите, что, наоборот, нельзя молчать. И определенные круги, которые могут вам угрожать, на самом деле вам жмут руки и теоретически с вами согласны. А согласны ли они с тем, что не надо поддерживать бизнес в такой сложной ситуации? Насколько я понимаю, у нас оказывается минимальная поддержка представителям частных компаний.

Во-первых, я не то, что сильно критикую кого-то, я высказываю свою позицию. Я считаю, что это важно и важно не только мне, но и для предпринимателей и, вообще, для гражданина. Высказываться, быть услышанным и влиять на ситуацию. Что касается поддержки бизнеса, во-первых, я не соглашусь, что совсем не поддерживают. Есть ряд мер, которые направлены на поддержку. В основном, это малый и средний бизнес. Наверное, это правильно. Скажу, опять же, не совсем популярную вещь, меня закидают помидорами, но мне кажется, поддерживать бизнес, особенно деньгами, — это неправильное занятие. Я считаю, что поддерживать надо граждан, поддерживать надо тех, кто нуждается. Вообще, лучшая поддержка со стороны государства — не заниматься индивидуальной помощью, а как можно быстрее пройти период турбулентности, направить усилия на то, чтобы этот период был коротким. То есть не бизнесу деньги давать, а вложится в медицину, создать запас, фонд коек, чтобы можно было не переживать, что кто-то не получит медицинскую помощь. Это сократит время вынужденного карантина и самоизоляции, и бизнес вернется к нормальной деятельности. А дальше надо будет запустить бизнес, запустить отрасли, которые не работают. У нас же проблема в том, что сократилось как производство, так и спрос. Его надо как-то перезапустить. Для этого я бы предпочел, чтобы давали деньги не бизнесу, не бизнесу помогали, а помогали потребителям. В ряде стран сейчас используют такую меру, экспериментируют с ней. Всем бы гражданам раздали, не знаю, по 15 000 — 20 000 рублей, это бы оживило рынок, оживило бы деловую активность, как следствие этого. Это самая правильная вещь — помогайте потребителю, чтобы он тратил, имел деньги для того, чтобы потратить. И это поможет бизнесу. Потому что потребители придут в тот бизнес, который здоровый, хороший и нравится потребителям, и потратят там свои деньги. Ни в коем случае не надо помогать бизнесу деньгами, а бизнесу нужно как можно больше свободы, на мой взгляд. Чем меньше ему мешать и чем меньше создавать припонов, тем лучше. Это будет самая хорошая помощь.

Вашему бизнесу не страшен новый кризис?

Приятного мало, в общем-то... Ни один кризис не вызывает бурю положительных эмоций. Но мы привыкли к кризисам и их особо не боимся.

Мы всей редакцией следим за вашим фейсбуком, и буквально на днях вы выступили с резкой критикой решения правительства продлить так называемые каникулы, не совсем понятные нерабочие дни до конца апреля. Я процитирую: «Офигеть, ну хоть чуток бы подсластили пилюлю. А так, работать нельзя, зарплату платить нужно, налоги платить нужно. Не выплатишь зарплату — статья, будешь работать — статья, не заплатишь налоги — статья, возмущаться будешь — статья. Слушайте, так может уже сразу всем статью?» В этой связи, я хотел вас спросить: какие, по-вашему, меры были бы правильными в данной тяжелой ситуации со стороны правительства?

Тут надо тоже с какой-то долей ответственности все это говорить, потому что я, слава богу, не в правительстве, и я вижу картинку только с той части, с которой я как предприниматель смотрю на бизнес, смотрю на своих покупателей, смотрю по сторонам. Моя картинка тоже может быть ограничена, поэтому давать ответственно советы довольно сложно, но я могу только высказывать мнение, как мне кажется. Я при этом могу ошибаться. Конечно, если опасность, действительно, большая, то на нее надо реагировать соответствующе. На мой взгляд, то, что правительство вводит меры санитарного характера, эпидемиологического, — это правильно. Называть это самоизоляцией и режимом повышенной готовности, чрезвычайной ситуацией, мне кажется, что это витиеватый новояз, который мешает понять сущность проблемы. Потому что люди теряются, когда им говорят: «У вас до конца месяца выходной». Выходной — это что? Конечно, это выглядит, с моей стороны, не очень последовательно и вводит людей в сомнения. В кризисной ситуации, конечно, нужно неопределенности уменьшать, а не увеличивать. Это первая вещь. Мне не нравится новояз, мне не нравится то, что юридические конструкции, которые заложены на случай чрезвычайной ситуации не используются, а выдумывается срочно что-то новое. Ну и наблюдение, которое я могу делать в ограниченном пространстве, — то, что я вижу вокруг — мне кажется, нет четкого понимания, что карантин и самоизоляция сами по себе болезни не лечат. Это способ сгладить пики. А вообще, нам всем предстоит, так или иначе, большому количеству людей переболеть. Вся проблема, для чего делается карантин и так далее — только для того, чтобы людям смогли оказать вовремя медицинскую помощь. Мы видим, что есть опасения, что наша медицина не справится с пиком. Но ведь, если бы у нас медицина была, грубо говоря, с запасом: был бы больше коечный фонд, были бы резервные больницы, то, в принципе, не пришлось бы нам всем сидеть на карантине, а просто была бы большая готовность с точки зрения медицины. Понятно, что тоже есть пропорции — где больше, где меньше пик. По новостям есть сообщение, что под Москвой что-то строят... Но с точки зрения готовности всей страны к широкомасштабной медицинской помощи этой активности не особо видно. Хотя, может, опять же я ее просто не вижу. Мне кажется, что этот кризис показывает, что медицине надо уделять у нас в стране гораздо больше внимания. Мы готовимся к системам, не знаю, мобилизационным типа гражданской обороны, всех под ружье готовы призвать и так далее, но, оказывается, что враг может прийти с неожиданной стороны в виде маленьких вирусов, и мы как-то к ним не очень готовы, возникает некоторый бардак. Так может надо просто из этого извлечь урок: вот он, на самом деле, настоящий враг, где проходит линия фронта — в медицине. А может быть, если глубже покопаться, то окажется, что в школьном образовании проходят какие-то границы. Туда тоже надо вкладывать больше денег, а не в оборону так, как у нас сейчас вкладывается.

Эти меры, каникулы до 30 апреля... Есть мнение, что они просто погубят, уничтожат малый и даже средний бизнесы.

Я хочу сказать, может быть, чуть-чуть парадоксальную штуку. У этого кризиса есть проблема, связанная с тем, что он очень плохо влияет на экономику. Потому что когда люди сидят дома и не работают, то валовый продукт, в чем бы он ни выражался, не производится. И я бы не выделял здесь какой-то отдельный малый бизнес или средний. На самом деле, это пагубно влияет на всю экономику, и, прежде всего, на людях это сказывается, потому что малый бизнес, действительно, несет большие потери, но, грубо говоря, люди, которые остаются без работы, несут еще большие потери. Поэтому я бы их не отделял: отдельно людей, отдельно малый бизнес и отдельно еще какой-то бизнес. DNS не относятся к малому бизнесу, но нам не то чтобы ужас, ужас, но довольно неприятно. Если мы бы не были консервативной компанией и не имели бы запасов и некой подушки прочности, безопасности, то было бы плохо. В этом отношении то, что мы видим — некие мемы и разговоры на тему того, что малый бизнес умирает — во многом как раз говорит о том, что малый бизнес мобильный, активный и может заявлять свою позицию. И эта позиция, может быть, как-то плохо представлена, не знаю, в органах власти в виде депутатов или еще кого-нибудь, но, сама по себе, это активная часть общества, которая может выступать и себя проявлять. И мне кажется, что, когда кризис как-то войдет в какую-то рамку, то как малый и средний бизнес, как люди мобильные и инициативные, деятельные, они адаптируются даже быстрее, чем какие-то другие сектора экономики. Но надо добавить еще такую особенность, что кризис по-разному затронул разные сектора экономики. К примеру, глядя на Владивосток… предмет нашей гордости — владивостокская индустрия гостеприимства. Понятно, что у нас теперь нет иностранных туристов, наших туристов тоже нет, рестораны закрыты. И это прямо фаталити для бизнеса с точки зрения того, что вообще нет никакого оборота. В этом конкретном секторе им тяжело. Убьет ли это окончательно и насовсем? Наверное, нет... Все-таки, когда жизнь наладится, то и бизнес реанимируется, вопрос только в том, когда жизнь наладиться, и на каком уровне она наладится.

Сказали всем сохранять зарплаты, никого не увольнять, выплачивать деньги, а не понятно за что. И ИП непонятно, кто будет выплачивать деньги. В этой связи, как у вас в DNS переживается карантин? Вы кого-нибудь уволили, сократили, отправили на удаленку?

Те сотрудники, которые могут работать на удаленке, — работают на удаленке, вовсе не потому, что мы их сокращаем или переводим, а просто по санитарным соображениям, все-таки у нас эпидемия, и мы стараемся относиться к этому серьезно. Что касается коллектива и увольнений, мы считаем, что коллектив, который есть в DNS, который прекрасно работает и себя в этот кризис показывает как прям большие молодцы, — это наши конкурентные преимущества. Мы бы его не хотели лишаться, мы будем всеми руками и ногами держаться за то, чтобы наш коллектив почувствовал проблемы, как минимум, самым последним. Я думаю, что, если активная фаза кризиса, которая сейчас у нас происходит, закончится даже если не 30 апреля, и не в мае, и не в июне, то, наверное, мы сможем это дело пройти и если будет длиннее… загадывать сложно, потому что есть у меня подозрение, что, если мы в таком режиме выходных дней просуществуем до сентября, то это уже будет другая страна, другой мир и вообще все другое. Загадывать на это я даже не могу. А в наиболее вероятном сценарии, на который мы закладываемся, я думаю, что все будет хорошо. Сейчас мы пока не предпринимаем никаких мер по увольнениям, сокращениям…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Границы открыты! Границы открыты!

Какие профессии будут востребованы в будущем

Лиза
Безопасность в любви: 7 советов дочерям Безопасность в любви: 7 советов дочерям

Лайф-коуч Самин Раззаги дает советы родителям девочек-подростков

Psychologies
Быт военного времени Быт военного времени

Первая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
«Война Алана» Эмманюэля Гибера «Война Алана» Эмманюэля Гибера

Французский комиксист Эмманюэль Гибер разбирает «чужие воспоминания»

Weekend
Как ты там, Марио? Как ты там, Марио?

Плохое может вдруг обернуться хорошим и – наоборот

Лиза
Отходные пути Отходные пути

Хочешь спасти планету от мусора, начни со своей кухни

Vogue
Новая «Волга». Какой она могла стать в 2020 году Новая «Волга». Какой она могла стать в 2020 году

Почему легковой «Волге» не суждено было стать полноприводной и мощной

РБК
Право на обиду: почему ты никого не обязана прощать Право на обиду: почему ты никого не обязана прощать

Что за воду возят на обиженных?

Cosmopolitan
Красота — в глазах смотрящего Красота — в глазах смотрящего

Юлия Барановская — путешественник с большой буквы

OK!
Астрономы обнаружили огромную ультрафиолетовую дугу в созвездии Большой Медведицы Астрономы обнаружили огромную ультрафиолетовую дугу в созвездии Большой Медведицы

В созвездии Большой Медведицы обнаружена область ультрафиолетового излучения

N+1
Свобода или благополучие: какова цель воспитания детей Свобода или благополучие: какова цель воспитания детей

Две основные цели воспитания — свобода и благополучие

Psychologies
Начало катастрофической потери биоразнообразия назначили на 2030 год Начало катастрофической потери биоразнообразия назначили на 2030 год

Антропогенное изменение климата продолжается уже несколько десятилетий

N+1
Женщина, которая поет Женщина, которая поет

Защитница океанов, актриса, мать и лицо культового аромата — Марион Котийяр

Vogue
Йес, мем Йес, мем

В условиях самоизоляции и закрытых галерей главным искусством становится мем

Собака.ru
Все «дыры» Zoom: чем рискуют пользователи самого популярного сервиса видеоконференций эпохи карантина Все «дыры» Zoom: чем рискуют пользователи самого популярного сервиса видеоконференций эпохи карантина

В адрес Zoom поступает все больше критики из-за проблем с безопасностью

Forbes
Они хотели обогнать СССР и США: космическая программа Замбии Они хотели обогнать СССР и США: космическая программа Замбии

Бедная африканская страна пообещала высадиться на Луне раньше СССР и США

Популярная механика
Потепление воды заставило морских обитателей повысить широту Потепление воды заставило морских обитателей повысить широту

Ареалы обитания распространенных видов морских организмов изменились

N+1
«Мы потеряли до 70% выручки»: как за неделю перевести крупнейший гастрономический фестиваль в онлайн «Мы потеряли до 70% выручки»: как за неделю перевести крупнейший гастрономический фестиваль в онлайн

Как выглядит фестиваль еды на удаленке и что поможет пережить любой кризис

Forbes
Дмитрий Прохоров: Пивоварение как искусство: между техрегламентом и творчеством Дмитрий Прохоров: Пивоварение как искусство: между техрегламентом и творчеством

Крафтовая революция раскрыла творческий потенциал пивоваров

СНОБ
#инструктаж: как разобрать гардероб во время карантина #инструктаж: как разобрать гардероб во время карантина

Простые правила по разбору и утилизации гардероба

РБК
Стрелковая изоляция: как устроить настоящий тир дома Стрелковая изоляция: как устроить настоящий тир дома

Что нужно подготовить, чтобы устроить дома настоящий тир

Популярная механика
Приснился будущий сын - удивительная судьба Натальи Белохвостиковой Приснился будущий сын - удивительная судьба Натальи Белохвостиковой

Её благородную красоту зрители впервые увидели на экране в картине «У озера»

Cosmopolitan
Все мужчины «старшей сестры». Кого любила актриса Оксана Акиньшина Все мужчины «старшей сестры». Кого любила актриса Оксана Акиньшина

После киноленты «Сестры» 13-летняя девочка проснулась знаменитой

Cosmopolitan
Как разрушаются берега Российской Арктики: новое исследование Как разрушаются берега Российской Арктики: новое исследование

С какой скоростью разрушается эта часть уникального северного региона

Популярная механика
«Скептики считают, что омоложение невозможно, но их сознание ограничено»: Тимур Артемьев о перспективах продления жизни «Скептики считают, что омоложение невозможно, но их сознание ограничено»: Тимур Артемьев о перспективах продления жизни

Сооснователь «Евросети» помогает проектам, которые борются со старостью

VC.RU
4 драгоценных камня, которые дадут фору бриллиантам 4 драгоценных камня, которые дадут фору бриллиантам

Эти минералы могут подвинуть бриллианты с поста лучших друзей девушек

Maxim
Полярник, лесник и подводник — о трудностях и радостях изоляции Полярник, лесник и подводник — о трудностях и радостях изоляции

Люди, для которых преодоление одиночества стало профессиональным навыком

РБК
Спрос вырос, бизнес не растёт: почему производители термосумок для курьеров не могут заработать на пандемии Спрос вырос, бизнес не растёт: почему производители термосумок для курьеров не могут заработать на пандемии

Никто не знает, что будет завтра, будут ли нужны сумки через две недели

VC.RU
Изменение климата оказалось выгодным для насекомых-вредителей Изменение климата оказалось выгодным для насекомых-вредителей

Потепление приближает средние температуры к оптимальным для насекомых

N+1
Как правильно питаться в период менопаузы, чтобы сохранить здоровье Как правильно питаться в период менопаузы, чтобы сохранить здоровье

Как влияет менопауза на наш организм и как защитить его в важный период жизни?

Cosmopolitan
Открыть в приложении