История единственной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря

Наука и жизньКультура

Калязин. Фрески затопленного монастыря

Зоя Золотницкая, научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

Макет Троицкого собора Троице-Макарьева монастыря. Реконструкция на XVII век. Макет выполнен архитекторами И. И. Леонидовым и М. Н.Чалым. 1940 год

Под таким названием в сентябре 2020 года в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась новая экспозиция, посвящённая результатам многолетней работы по изучению и сохранению единственной в своём роде коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря. В экспозиции — фрагменты стенописи из собраний Музея архитектуры им. А. В. Щусева и Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, а также чертежи, представляющие архитектуру монастыря и документальные свидетельства деятельности экспедиции, работавшей в Калязине зимой 1939—1940 годов. Особое внимание уделено проблемам сохранения древней фресковой живописи, а также результатам современной научной реставрации, проведённой на кафедре реставрации монументальной живописи Академии С. Г. Строганова.

Бóльшая часть фрагментов настенной живописи Троицкого собора хранится в Музее архитектуры, остальные — в собраниях Калязинского краеведческого музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, Музея древнерусского искусства и культуры им. А. Рублёва.

Велик список утрат отечественных памятников разных эпох, случившихся на протяжении прошлого века. В списке том и десятки городов, сёл, монастырей, усадеб и храмов, разобранных, затопленных, переселённых в связи с созданием в 1930-х годах на верхней Волге трёх плотин и гидроэлектростанций. Осуществление проекта «Большая Волга» превратило воды реки в цепь огромных водохранилищ, по-глотивших большие пространства древних земель. В 1937 году появилось Иваньковское водохранилище, в 1940-м — Угличское и Рыбинское.

Всех, кто когда-либо путешествовал по тверским землям верхней Волги, не могла не впечатлить высокая стройная колокольня, стоящая посреди волжских вод в городе Калязине. Чудом сохранилась она от ансамбля городского Николаевского собора после того, как большая часть Калязина была затоплена в 1940 году Угличским водохранилищем.

История некогда богатого волжского купеческого города Калязина началась с создания двух древних монастырей и примыкавших к ним подмонастырских слобод. Первым на правом берегу Волги возник монастырь Николы на Жабне в том месте, где стоит сейчас посреди воды знаменитая колокольня. На противоположном, левом берегу в первой половине XV века монах Макарий основал обитель — Троицкий Калязин монастырь, названный так по имени владельца земель боярина Ивана Коляги (Колязы). Выросшие монастырские и ремесленные слободы, соединённые с соседним селом Пирогово, в 1775 году получили статус города. В 1776 году был утверждён и в основном к началу XIX века осуществлён регулярный план городской застройки, который ещё заметен в старой части Калязина. К концу XVIII века Калязин был богатым торговым и промышленным купеческим городом. Об этом свидетельствуют сохранившиеся каменные дома горожан и крупные общественные постройки XIX — начала XX веков: здания механико-технического училища (1902—1905) и Городской управы (1881—1883), земская больница (1909).

В центре города к началу XX века от бывшего Никольского монастыря остался крупный храмовый комплекс: Никольская церковь (1693—1694), колокольня (1794—1800), церковь Иоанна Предтечи (1791—1792).

Напротив него, на левом берегу Волги, располагался обширный ансамбль первоклассного мужского Троицкого Макарьева монастыря. Началом его пятисотлетней истории принято считать 1434 год. Именно тогда будущий преподобный Макарий Калязинский, в миру Матвей, сын кашинского боярина Василия Кожи, построил в пустынном тогда месте свою монашескую келью. До начала XVI века все постройки монастыря были деревянными. В 1521—1523 годах на месте обветшавшего Троицкого храма на средства дмитровского купца Михаила Воронкова возвели каменный. При строительстве были обретены нетленные мощи скончавшегося в 1483 году Макария, с тех пор ставшие местом особого поклонения из-за чудодейственных случаев исцеления.

Облик Троицкого собора по желанию заказчиков должен был напоминать об архитектуре Успенского собора Московского Кремля, долгое время бывшего образцом для крупных храмовых построек.

В 1525 году на вклад удельного князя Дмитровского Юрия Ивановича к юго-западу от собора была построена из кирпича Борисоглебская трапезная церковь с редкой по архитектуре обширной одностолпной палатой.

Уже в XVI веке монастырь приобрёл славу одного из богатейших и самых почитаемых в России. Обитель, славившуюся своим благочестием и чудотворными мощами, посещали и даровали вкладами смиренные царственные богомольцы. По летописным источникам известно, что царь Иван Грозный был здесь в 1544 и 1553 годах. Борис Годунов, приехав в 1599 году, пожертвовал монастырю первую серебряную раку для мощей преподобного Макария (увезённую поляками в 1610 году). Бывал здесь царь Алексей Михайлович, самый щедрый жертвователь. В 1654 году от чумы в монастыре скрывалась семья царя Алексея Михайловича — царица Мария Ильинична Милославская с сыном. Вместе с ними пребывал здесь патриарх Никон, пожаловавший игумену монастыря сан архимандрита. Известно, что молодой Пётр Первый совершал в монастырь потешные походы из подмосковного села Преображенского. Императрица Екатерина II во время путешествия по Волге в 1767 году от Твери до Казани останавливалась в Калязинской обители. Посещали её и император Александр II в 1837 году, и великий князь Владимир Александрович в 1892-м.

Калязинский монастырь был известен не только как монашеская обитель, но и как крепость-сторож Московского государства. Дело в том, что он занимал стратегически важное место на пути из Москвы в северные земли и стоял на переправе через Волгу. В монастыре имелась оружейная палата, где находилось и изготавливалось оружие, был и пороховой погреб. А в казённой палате хранились запасы снаряжения, продовольствия, одежды на случай осады. Располагалась в монастыре и небольшая военная дружина.

В первом зале экспозиции на фоне фотоувеличения с изображением иконостаса Троицкого собора — фрагменты фресок «Спас на престоле», «Царь Алексей Михайлович среди молящихся праведников», «Царица Мария Ильинична среди молящихся святых жён» и летописный фриз с датой создания настенной росписи

События Смутного времени тяжело отразились на судьбе Троицкого монастыря, он стал местом жестоких сражений с польско-литовскими интервентами. И если первое нападение полков гетмана Сапеги удалось отбить благодаря умелым и смелым действиям войска молодого князя М. В. Скопина-Шуйского, то в 1610 году монастырь был взят штурмом, разграблен и сожжён польским отрядом Лисовского. Были убиты его монахи и защитники во главе с героически сражавшимся воеводой Давидом Жеребцовым.

Пострадавшие от пожара храмы и по-стройки обители возобновлялись после окончания Смутного времени. Учитывая важность Калязинского монастыря в оборонительном отношении, царь Михаил Фёдорович издал указ о сооружении в монастыре прежде всего каменных стен. В 1644—1648 годах под руководством каменных дел мастеров Марка и его сына Ивана Шарутиных были воздвигнуты мощные крепостные стены с башнями, «бойницами косого боя», «осадными стоками», ловушками во входных воротах в обитель.

Троицкий собор, сильно пострадавший в период польско-литовской интервенции, к 1654 году восстановил на средства монастырского старца, в миру Леонида Высоцкого, зодчий Аверкий Мокеев. Крупный пятиглавый храм приобрёл тогда паперть, охватившую его с запада, севера и юга, симметрично южному появился северный придел, был украшен новыми настенными росписями. Их создавала артель из шестнадцати «кормовых государевых живописцев», принимавших ранее участие в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Летописный пояс, выполненный красивой вязью и опоясывавший стены собора ниже росписей, сохранил их имена: Симеон Абрамов, Василий Ильин, Иван Феофилактов с братом Михаилом, Семён Яковлев, Пётр Яковлев, Андрей, Илья, Василий Фёдоровы, Семён Стефанов, Иван Алексеев, Иван Самойлов, Григорий Данилов, Симеон Павлов.

Вид второго зала экспозиции. Фрагменты фресок из циклов «Страшный суд» и «Апокалипсис»

Стиль калязинских росписей отражал характерные черты русской монументальной живописи середины XVII века. Высокий уровень исполнения соответствовал лучшим произведениям стенописи того времени. Система росписи Троицкого собора была традиционной и содержала сцены ветхозаветной истории, рассказ о земной жизни Иисуса Христа, его крестном подвиге и чуде Воскресения, Страшном суде.

На протяжении XVII—XVIII веков (до Екатерининской секуляризации церковных земель) Троицкий монастырь обладал большим вотчинным хозяйством, был крупным землевладельцем. Известно по документам, что в период своего расцвета он владел 13 сёлами, 200 деревнями, 12 тысячами крепостных крестьян. В Москве монастырь имел собственное подворье в Китай-городе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
«Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего» «Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего»

Выращенное в лаборатории мясо и его преимуществам над животным аналогом

N+1
Новое изобретение для телефона Новое изобретение для телефона

С момента изобретения телефона техника для связи успела сильно измениться

Наука и жизнь
Забиваем гвоздь в труднодоступном месте и решаем другие задачи Забиваем гвоздь в труднодоступном месте и решаем другие задачи

Лайфхаки для решения бытовых и строительных задач

Популярная механика
Предельный Туле Предельный Туле

Край мира: где его искать

Вокруг света
8 секретов, спрятанных в известных картинах 8 секретов, спрятанных в известных картинах

У великих мастеров и пасхалки великие!

Maxim
Открытый свету Открытый свету

Небольшой садовый домик с летней террасой

Идеи Вашего Дома
10 самых странных фирм в мире 10 самых странных фирм в мире

Самые странные способы зарабатывать деньги

Maxim
Микроулитки на страже экологии Микроулитки на страже экологии

Биологическое разнообразие Арктики изучено крайне неравномерно

Наука и жизнь
Баварская советская республика и еще четыре экзотические страны Советов Баварская советская республика и еще четыре экзотические страны Советов

У 15 сестер-республик были и другие близкие родственники!

Maxim
Исследование: предприниматели предпочитают нанимать «талантливых от природы», а не целеустремленных и усердных Исследование: предприниматели предпочитают нанимать «талантливых от природы», а не целеустремленных и усердных

Работодатели предпочитают нанимать талантливых, а не целеустремленных

Inc.
«В нашей жизни всё спонтанно» «В нашей жизни всё спонтанно»

Блогеры Ольга и Максим Нечаевы: о воспитании дочери и курсе «Голые деньги»

OK!
Принцесса на войне Принцесса на войне

О норвежской истории Второй мировой в сериале «Пересекая Атлантику»

Weekend
«Как, мол, я могу снимать кино про такого токсичного дядьку» «Как, мол, я могу снимать кино про такого токсичного дядьку»

Режиссер Роман Супер — как был придуман и сделан байопик Эдуарда Успенского

Weekend
Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках» Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках»

Как развивается рынок гибкой электроники и почему у России отличные перспективы

Inc.
Гляжусь в тебя, как в зеркало: почему все помешались на эмпатии Гляжусь в тебя, как в зеркало: почему все помешались на эмпатии

Отрывок из книги «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше»

Forbes
Булат Окуджава Булат Окуджава

Каждый год 9 мая на Трубной площади стартует фестиваль памяти Булата Окуджавы

Дилетант
Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда

Актриса Лиза Арзамасова не утратила веру в добрую сказку, даже став взрослой

Добрые советы
Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви

Обзор мужской обуви, в которой должен разбираться настоящий джентльмен

Playboy
Андрей Алексеенко: «Кровеносная система» бизнеса. Почему предпринимателям нужно обратить внимание на аналитику данных Андрей Алексеенко: «Кровеносная система» бизнеса. Почему предпринимателям нужно обратить внимание на аналитику данных

Рынок аналитики данных развивается стремительными темпами

СНОБ

Немецкий сериал "Варвары" — кровавый и пассионарный эпос о германском восстании

Esquire
Дружба с ведущими кутюрье и французские фасоны в СССР: что Майя Плисецкая сделала для моды Дружба с ведущими кутюрье и французские фасоны в СССР: что Майя Плисецкая сделала для моды

Рассказываем, что связывает Майю Плисецкую с мировой модой

Esquire
Катализатор двойного действия превратит отработанное масло в биодизель Катализатор двойного действия превратит отработанное масло в биодизель

Химики научились получать биодизельное топливо из загрязненного масла

N+1
Красота против партии: как жители КНДР борются с режимом с помощью контрабандной косметики Красота против партии: как жители КНДР борются с режимом с помощью контрабандной косметики

Как стремление к разнообразию и красоте заставляет людей рисковать свободой

Forbes
Как научиться не сравнивать себя с другими (забудь уже сына маминой подруги) Как научиться не сравнивать себя с другими (забудь уже сына маминой подруги)

Пора избавиться от этой токсичной привычки!

Playboy
Лучшие фильмы про британских королей и королев Лучшие фильмы про британских королей и королев

Что еще посмотреть, если вам мало сериала «Корона»

GQ
Кончились патроны: почему льготная ипотека и другие меры стимулирования экономики исчерпали свой ресурс Кончились патроны: почему льготная ипотека и другие меры стимулирования экономики исчерпали свой ресурс

Правительству России следует задуматься о приоритетах в стимулировании экономики

Forbes
Игорь Измайлов Игорь Измайлов

Ученый-астроном сделал открытие, которое может изменить саму науку о звездах

Собака.ru
Роман Супер: «Эдуард Успенский – по сути панк» Роман Супер: «Эдуард Успенский – по сути панк»

Разговор с автором документального фильма об Эдуарде Успенском

GQ
Эксклюзив Cosmo: Дима Билан об экологии, трендах и новом альбоме Эксклюзив Cosmo: Дима Билан об экологии, трендах и новом альбоме

О чем мечтает и чем живет Дима Билан сегодня

Cosmopolitan
Открыть в приложении