Получится ли у Дональда Трампа перекроить правила мироустройства?

Монокль18+

Трамп затеял perestroika

Дональд Трамп выступил тараном изжившей себя партийной системы США. Задачей его второго срока станет борьба с бюрократией и построение нового мирового порядка, основанного на военно-стратегическом превосходстве Америки и высасывании ресурсов из союзников

Петр Скоробогатый

Дмитрий Новиков, заместитель руководителя департамента международных отношений, заместитель заведующего Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ «Высшая школа экономики». Олег Сердечников

Двадцатого января Дональд Трамп официально стал не только 45-м, но уже и 47-м президентом США. Ожиданий от его второго срока даже больше, чем от первого: у него больше ресурсов, партийной поддержки, большинство в Конгрессе, подлиннее кадровая скамейка и большой опыт противостояния с так называемым deep state. Есть фундаментальная заявка на перекройку правил мироустройства и разрешение украинского конфликта. И уже много скандальных заявлений.

О том, что из этого получится, нам рассказал Дмитрий Новиков, кандидат политических наук, заместитель руководителя департамента международных отношений, заместитель заведующего Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ «Высшая школа экономики».

— Я заметил, что для каждого нового президента США в России придумывают некую функциональную модель, и в зависимости от того, соответствует ли он ей, мы определяем свое отношение к главе Белого дома: нравится или не нравится. Нам, россиянам, ведь обязательно испытывать к американскому президенту какие-то эмоции. У вас к Трампу какие сложились?

— У меня нет к Трампу симпатий и антипатий с точки зрения аналитика, но у меня есть к нему симпатия чисто человеческая: безусловно, с ним американская политика стала гораздо интереснее.

Политика в США вообще развивается по цикличному механизму. Партийные системы живут примерно 25–30–35 лет, пока устаканиваются электоральные поля двух партий, те принципы, которые являются консенсусом, и те вопросы, которые являются тактическими противоречиями. Когда это происходит, считается, что партийная система сформировалась и нормально функционирует.

Но в период, когда партийная система подходит к своему концу, появляются блеклые, неинтересные кандидаты, потому что всем понятно, что они должны говорить. И наверх идут, как правило, технократы, которых поддерживают боссы. Решают верхушки партий, а харизма, личные достоинства играют гораздо меньшую роль. Потому что партийная машина все равно этого кандидата доведет до нужного результата.

Такие условия сложились, и Трамп, безусловно, выступил тараном с точки зрения и внутренней, и внешней политики. Он этим в каком-то смысле напоминал Бориса Николаевича Ельцина, который на фоне блеклых советских бюрократов тоже людям очень нравился и своей харизмой их мобилизовывал. Неважно, что он говорит, важно, как он говорит.

— Энергичный, свежий политик.

— Да, и не такой, как остальные, — вот это принципиально. И конечно, то, что Трампа на выборах 2016 года поддержали, — это был первый признак крушения партийной системы. Электорат в этом плане оказался гораздо быстрее и сообразительнее, чем профессиональные политтехнологи.

— То есть они не почувствовали, что эта партийная система подошла к концу?

— Да, а ведь она довольно долго существовала, с 1980-х. Ее легитимность поддерживалась окончанием холодной войны и расслабленностью американского истеблишмента. Примерно тридцать пять лет эта система работала без каких-либо изменений. Часто в такой ситуации одна из партий начинает превращаться из боссистской в вождистскую.

Откуда взялся Трамп

— А с какого «тарана» начиналась последняя партийная система?

— С Рейгана. Считается, что рейганомика и возврат «рейгановского консерватизма» в Республиканскую партию сформировали новый консенсус. Во-первых, появилась новая экономическая модель, построенная на очень большом государственном долге и гораздо меньшем вмешательстве государства в экономику, которое после Рейгана, правда, лишь нарастало. Во-вторых, разгорелось идеологическое противостояние консерваторов вокруг повестки, хорошо знакомой тем, кто следит за американскими выборами: аборты, вопрос религиозных свобод, свобод сексуальных, в меньшей степени расовых.

Республиканцы взяли на себя роль амортизатора этих процессов. В конечном счете они признали, что эмансипация необходима, но оппонировали этому, чтобы процесс был постепенным. А демократы взяли на себя роль катка в этом процессе.

Первая леди США с 1981 по 1989 год Нэнси Рейган (слева) и 40-й президента США Рональд Рейган. «Последняя партийная система США началась с Рейгана. Считается, что рейганомика и возврат “рейгановского консерватизма” в Республиканскую партию сформировали новый консенсус». AP Photo

— А почему так?

— В общем-то, нынешний истеблишмент Демократической партии в каком-то смысле наследники новых левых 1960-х годов. Считается, что с 1960-х до 1980-х годов Демократическая партия трансформировалась в партию меньшинств. До этого она была, скорее, квазисоциалистической, но ближе к нашему марксистскому пониманию того, что такое социализм, а не к пониманию социализма современного, который больше про ценности, идентификацию и так далее.

К 1980-м годам демократы собрали вокруг своей платформы все меньшинства и превратили их в свой электорат. А республиканцы, партия WASP (White Anglo-Saxon Protestants, белые англосаксонские протестанты. — «Монокль»), уже не противоречили этому фундаментально. Они исходят из того, что эмансипация — это свершившийся факт, который приходится поддерживать, но нужно фильтровать и замедлять этот процесс, чтобы он носил эволюционный, а не революционный характер. Вот она, суть идеологического противостояния и основа системы, которая вполне себе неплохо работала.

Обе партии друг друга дополняли. Потому что сильно пережать с эмансипацией, с Diversity, как они говорят (англ. «разнообразие». — «Монокль») — значит получить взрыв консервативного электората. А тут нужно не забывать, что Америка и сегодня одна из самых религиозных стран на Западе. Свыше 60 процентов населения ходят в церковь каждое воскресенье. И конечно, средняя, континентальная Америка, в отличие от побережья, консервативна и на бытовом уровне.

— Поэтому республиканцы выполняли роль балансира, амортизатора.

— Да. В рамках этой системы демократам в какой-то момент начало казаться, что они все-таки являются партией большинства. Причем у них для этого было вполне легитимное количественное обоснование. С 1992 года, когда Буш-старший проиграл на выборах, мы видим, что они всегда, кроме 2004 года, получали большинство голосов избирателей.

И это большинство населения США — люди прогрессивные. А республиканцы окучивают более дремучую Америку, включают ее в политический процесс, но позволяют проводить реформы, модернизировать американское общество в соответствии с прогрессивными представлениями демократов о политике, экономике и идеологии.

— Эта конструкция скорее умозрительная, научная, или американские элиты сознательно балансируют?

— Я думаю, на протяжении последних двадцати лет, ну или, по крайней мере, со времен Обамы точно, есть общее понимание, что примерно так и должно работать.

Еще после прихода администрации Джорджа Буша-младшего в 2000 году демократы говорили, что это ужасная катастрофа, власть взяли какие-то дремучие силы из Техаса. Но внутри страны никаких фундаментальных изменений, которые противоречили бы уже установленной с 1990-х годов повестке, Буш не осуществлял. Его главными реформами была сфера налогообложения и реформа, связанная с регулированием в том числе ипотечного рынка. Отсюда как бы ноги кризиса 2008 года растут. Но это типичная республиканская повестка: малое правительство, меньше налогов и меньше регуляторики для крупного бизнеса, который спонсировал и традиционно выступает за республиканцев.

Кстати, сейчас Республиканская партия во многом перестала быть партией именно крупного бизнеса, она превратилась в партию рабочих-крестьян.

— Хотя, казалось бы, «левые» совсем не они, а демократы.

— Да, но парадоксальным образом в Америке политико-идеологические лозунги оказываются важнее экономических. Европейская повестка заключается в том, что бедные голосуют за тех, кто предлагает более сильное государство, а в Америке бедные сбились в кучку вокруг тех, кто говорит, что государство должно быть меньше, потому что оно вам мешает. Для нас парадокс, для них норма.

— Если система двухпартийного баланса осознавалась и долго работала, почему в итоге она дала сбой?

— Видимо, в какой-то момент сложилось несколько трендов, которые в итоге составили идеальный шторм. Во-первых, это выхолащивание поддержки идеологии Diversity, особенно на уровне штатов, дальнейшее движение влево для части WASPов оказалось просто неприемлемым.

Во-вторых, проявились отложенные следствия кризиса 2007–2009 годов. Он до конца преодолен не был, потому что новую экономическую модель американцы не создали. Залили кризис деньгами, которые распределились крайне неровно: основными бенефициарами монетарной политики оказались побережья и Вашингтон.

Вы даже на статистике доходов домохозяйств можете это увидеть. В Калифорнии и Вашингтоне доходы растут. Причем в реальном выражении, они на 20–25 процентов выше, чем десять лет назад. А доходы домохозяйств в условном Колорадо либо стагнируют. либо снижаются. Причем снижаются они в основном у среднего класса, а стагнируют у тех, кто победнее, потому что им, как говорится, нечего терять, кроме своих цепей.

У среднего класса, естественно, это породило крайне негативные ощущения жизни в экономическом кризисе. Сравнивают они свою жизнь не с соседними странами, где, может быть, все гораздо хуже, а с собой десятилетней давности и приходят к неутешительным выводам.

Все это раздражение накопилось и выразилось в политическом протесте. Ладно у меня бы пузо было полное, тогда черт с ним, пусть у вас там кто с кем хочет, чем угодно и занимается.

Есть и третий фактор, с которого мы начали: это полное отсутствие харизматичных политиков, которые могли бы если не выступать эффективными инструментами передачи воли избирателей, то хотя бы имитировать этот процесс.

Вот мы и видим, откуда берется Трамп. В иное время, наверное, он вряд ли даже праймериз бы прошел. Но, попав в идеальный шторм, не только выиграл один раз, но и вернулся спустя четыре года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нечестный процент Нечестный процент

Вместо честной годовой доходности по вкладу банки демонстрируют чудеса хитрости

Монокль
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч

Дэвид Линч был человеком без возраста и с особым чувством юмора

СНОБ
Глобальное потепление пока не остановить-2 Глобальное потепление пока не остановить-2

Государства вообще-то умеют договариваться, но сейчас дело идет к авралу

Наука
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Разгруженные железные дороги Разгруженные железные дороги

С 2022 г. в России начался процесс активного перестроения логистических цепочек

Ведомости
6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола 6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола

Неужели высокий уровень гормона стресса — распространенная проблема?

ТехИнсайдер
Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки

Девять признаков «высокофункциональной тревожности»

Maxim
В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях? В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях?

О возможности введения четырехдневной рабочей недели и ее последствиях

Psychologies
Вопрос длины: как правильно подшить брюки Вопрос длины: как правильно подшить брюки

Рассказываем, как самостоятельно подшить вещь в домашних условиях

VOICE
Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях

Он обещал встретиться в выходные и «слился», сославшись на форс-мажор?

VOICE
В гости к нам В гости к нам

10 зарубежных звезд, которые сыграли в советских фильмах

Лиза
Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...» Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...»

Я учусь смиряться, принимать себя

Коллекция. Караван историй
Микроскопическая угроза Микроскопическая угроза

Ученые СПбГУ изучают сверхмелкий космический мусор

Санкт-Петербургский университет
Психоскопия ближнего поля Психоскопия ближнего поля

Даже за совсем умозрительной фантастикой может скрываться серьезная научная база

N+1
«Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения «Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения

Модель двойного контроля в сексе: что это такое и как она влияет на близость

Psychologies
Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача

Можно ли привести себя в форму всего за шесть дней?

РБК
Гид по декольте Гид по декольте

Почему о зоне декольте тоже стоит заботиться?

Лиза
5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром 5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром

Современные автомобили давно стали гаджетами на колесах. Но что впереди?

РБК
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Как привить себе новые привычки: советы ученых Как привить себе новые привычки: советы ученых

Освоение нового режима может быть пугающим, но это проще, чем многим кажется

ТехИнсайдер
3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе 3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе

Некоторые, казалось бы, совсем простые фразы, могут быть очень важными

Psychologies
Узнайте о 3 типах хобби, которые помогут поддерживать психику здоровой! Совет экспертов Узнайте о 3 типах хобби, которые помогут поддерживать психику здоровой! Совет экспертов

Как подобрать хобби, которые сделают вас счастливее и здоровее

ТехИнсайдер
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории

Громкие книжные скандалы, связанные с обвинениями в плагиате

Forbes
«Работа с умными детьми мотивирует меня заниматься наукой» «Работа с умными детьми мотивирует меня заниматься наукой»

Астроном Борис Эскин уже 20 лет готовит школьников к олимпиадам мирового уровня

Санкт-Петербургский университет
Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками

Как вдохнуть в катализатор вторую жизнь

ТехИнсайдер
Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека

Формирование ушей у млекопитающих следует той же программе, что и у жабр рыб

ТехИнсайдер
Открыть в приложении