Книжный ряд | Топ
В поисках веры и смысла
Отечественная философская фантастика
Поиски веры и Бога как своеобразного смысла жизни всегда занимали особое место в русской литературе. Естественно, что вопросы, связанные с верой во всех её проявлениях, затрагиваются и в некоторых фантастических произведениях. Конечно, философская фантастика, да ещё с религиозным подтекстом, мало похожа на традиционных представителей жанра — она ближе к магическому реализму.
В советской литературе тема богоискательства, само собой, не поощрялась, хотя несколько ярчайших книг пришлось именно на эту эпоху. Одна библия советской интеллигенции «Мастер и Маргарита» дорогого стоит! После 1991 года ситуация изменилась. Вопросы веры, религии, поиска смысла стали занимать многих писателей — в том числе и фантастов. Сегодня мы представляем десятку наиболее ярких отечественных произведений, авторы которых «ищут Бога» в человеке, побуждая к тому и своих читателей.
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940, 1967)
Шедевр русской, да и мировой литературы, чью жанровую принадлежность определить весьма непросто. Фактически это мультижанровое произведение, в котором соединилось множество литературных направлений. Основное действие книги происходит где-то на рубеже 1920–30-х годов в Москве, куда прибывает дьявол Воланд в сопровождении колоритной свиты. Сатана и его помощники устраивают череду мистификаций, всячески глумясь над местными обывателями. Параллельно читатель знакомится с историей начинающего писателя Мастера, который сочинил книгу про Понтия Пилата и Иешуа (Иисуса). Произведение, написанное Мастером, играет роль «романа в романе». В финале эти две сюжетные линии совмещаются — Мастер и его возлюбленная Маргарита присоединяются к дьявольской свите и вместе с ней покидают Москву.
Существует множество толкований булгаковской книги. Например, как фантастико-философского произведения о стране, обитатели которой отказались от Бога, одновременно лишившись смысла своего существования. Но так ли это? Кто-то может посчитать её романом о любви, или антисоветской сатирой, или атеистическим памфлетом, или притчей о добре и зле…
Булгаков работал над романом до самой своей смерти в 1940 году. Впервые он был опубликован в 1967-м (правда, с купюрами), а первое полное издание случилось в 1973-м . Книга переведена на многие языки и неоднократно экранизировалась, причём в разных странах, — вышло четыре фильма и телесериал.
Владимир Орлов «Альтист Данилов» (1980)
Ещё одна культовая книга советской интеллигенции. Действие происходит в 1970-х , главный герой — альтист в театральном оркестре Владимир Данилов, который живёт обычной жизнью творческого ремесленника тех лет: участвует в «халтурках», шастает по пивным, занимает денег до получки, мечтает о зарубежных гастролях, барахтается в тенетах неустроенного быта… И лишь время от времени вспоминает, что он, вообще-то, «демон на договоре», который обладает сверхъестественными возможностями. Правда, демоном Данилову быть как-то не хочется: он добрый, очень деликатный интеллигент, мечтающий о том, чтобы все вокруг были счастливы. Демоническая деятельность, впрочем, достаточно рутинна и мало отличается от обычной бюрократической возни в заурядном советском учреждении. В романе очень хорошо показано кризисное время «стабильного застоя», когда в воздухе витала надежда на перемены. Одновременно это метафорическая притча о добре и зле в человеческой душе. Ныне эта книга, пожалуй, выглядит несколько старомодно, но в 1980-х она была как глоток чего-то запретного и необычного посреди пресного океана «социалистического реализма».