Спецматериал
Мокбастеры
Как подделывают кино
Однажды автор этой статьи скачал с пиратского сайта художественный фильм «День независимости: Возрождение». После первых 15 минут просмотра он был в ужасе от омерзительной актёрской игры, дешёвых спецэффектов и убогого сценария. А потом догадался взглянуть на оригинальное название и обнаружил, что смотрит совсем другой фильм, лишь маскирующийся под громкую премьеру. Мокбастер сделал своё чёрное дело.
Блокбастер Роланда Эммериха в оригинале называется Independence Day: Resurgence. Его мировая премьера прошла 20 июня 2016 года в Китае, а четырьмя днями позже начались показы и в США. О дате премьеры и названии второй части «Дня независимости» было объявлено за год до того, в июне 2015-го, а работа над фильмом началась ещё раньше, в 2012-м. Несколько лет фанаты ждали выхода нового блокбастера, ежемесячно получая о нём новости — кадры из трейлера, фото со съёмочной площадки, информацию о кастинге и так далее.
Спустя две недели после премьеры «Возрождения», 7 июля 2016 года, на DVD вышел фильм, в оригинале называющийся Independents’ Day, то есть «День независимых». В нём тоже инопланетяне напали на Землю, а героический президент всех победил. Синопсисы сценариев практически идентичны, слоганы похожи, даже актёры подобраны так, чтобы напоминать звёзд из блокбастера. Только снято всё это за гроши.
Independents’ Day не шёл в киноэкранах, в его рекламу и раскрутку не было вложено ни цента, но он великолепно продавался на DVD. Всю рекламу сделал фильм-оригинал, а фильм-паразит «отъел» у «Дня независимости» часть продаж. Многие, случайно купив или скачав в интернете «День независимых», возвращались в магазины, требуя вернуть им деньги, — но это не приносило успеха. Вы сами сознательно купили этот фильм. Он называется иначе. У него чуть-чуть другой слоган. Немножко другие актёры. Всему виной ваша невнимательность и ничего более.
Так работают мокбастеры.
Коммерческая идея
Мокбастер — это ни в коем случае не пародия и даже не плагиат. Его релиз может немножко отставать от премьеры оригинала, а может опережать её на неделю-другую и за это время делать кассу. Работает это просто. Приходите вы в магазин, а там уже продаётся лицензионная (!) копия нового фильма, который вы так ждёте. Почему бы и не купить? Некоторые покупают и откладывают DVD на потом, «на после премьеры», и вообще не обращают внимания, что купили что-то не то. Иные обнаруживают свою ошибку по возвращении домой — но уже поздно.
Мокбастер — это серьёзный фильм, пытающийся максимально близко подойти к оригиналу, но не повторяющий его настолько, чтобы студию можно было обвинить в плагиате. Прокатчики любят мокбастеры: с одной стороны, производители берут за лицензию значительно меньше, чем голливудские монстры, с другой — DVD с мокбастерами продаются очень неплохо. При этом студия или называет мокбастеры «пародией» (как мы уже говорили, это неправда), или якобы предлагает любителям жанра «дополнительный» фильм, если им не хватило «основного». Это такой юридический трюк.
Крупнейший современный производитель мокбастеров — студия The Asylum. За один только 2016 год она выпустила подделки под фильмы «Планета обезьян», «Великолепная семёрка», «Охотники за привидениями», «Отряд самоубийц», «Бен-Гур», «День независимости: Возрождение» и даже мультфильм «В поисках Дори»!
Удивительно, но «мокбастеризации» подвергается даже порно. У культового порнофильма «Дебби делает Даллас» (1978) было пять продолжений и девять спин-оффов, и все — неавторизированные, снятые другими студиями! Вообще, идея снять вторую часть известного фильма тоже популярна у производителей мокбастеров. В таком случае не нужно подгадывать со сроками выхода оригинала — можно просто пустить слух, что вышло продолжение, и его начнут спрашивать в магазинах и покупать.
Стоит заметить, что DVD — уже отходящий в прошлое способ распространения мокбастеров (а на дорогих дисках типа BD они выходят крайне редко). Сегодня мокбастеры поступают в онлайн-магазины и кинотеатры, и люди точно так же покупают цифровые копии, как раньше покупали физические.
Теперь немного истории.
Откуда пошли мокбастеры
Мокбастеры как направление отделились от низкобюджетных фильмов категории «В » примерно в 1960-х . Точно выделить первый мокбастер из потока трэша тех лет не представляется возможным. Предпосылки были следующими.
Во-первых, в те годы в США была широко распространена практика показывать фильмы парами: ты покупал один билет сразу на две картины, первая из которых была известной, модной, со звёздами в главных ролях, а вторая — дешёвым кинцом схожей тематики. Такая методика позволяла кинотеатрам «продавать два билета по цене одного», хотя на самом деле сдвоенный билет стоил чуть дороже одиночного. Таким образом можно было извлекать прибыль из безрекламного проката дешёвого кино независимых студий.
Во-вторых, сдвоенные показы получили интересное развитие: между фильмами показывали трейлеры ещё не снятых картин и по реакции публики выясняли, какую из них стоит брать в работу. Кстати, это блестяще обыграли Тарантино и Родригес в своём сдвоенном фильме «Грайндхаус». Из фейковых трейлеров, вставленных между его частями, у публики вызвал наибольший интерес «Мачете» с Дэнни Трехо — и годом позже фильм сняли по-настоящему.