За пригоршню «спасибо»
Ты замечал, что иногда делать работу, чтобы кому-то помочь, бывает приятнее, чем за деньги? Оказывается, этому есть научное объяснение.
Грехопадение произошло не тогда, когда Ева откусила от яблока, а когда древнего человека озарила идея, что за яблоко можно расплатиться ракушками. За минувшие тысячелетия товарно-денежные отношения настолько глубоко вошли в нашу плоть и кровь, что перекроили нам не только поведение, но и рефлексы. Поделать с этим ничего уже нельзя, но понимать, как презренный металл незаметно влияет на твои ежедневные поступки, – полезно. Представь такую ситуацию. На улице тебя останавливают просьбой: «Мужик, помоги машину подтолкнуть!» Если в этот момент твои руки не заняты букетом и тортом, ты, скорее всего, согласишься. Но если к тебе обратятся со словами «Мужик, за сотку машину подтолкнешь?» – по всей вероятности, ты ответишь: «Извините, спешу» – и ускоришь шаг.
Конечно, сто рублей – невеликая сумма, но и такая мелкая купюра всегда радует, если ты находишь ее в осенней куртке. К тому же сто рублей, как ни крути, больше нуля рублей, которые бы ты заработал, если бы выразил готовность подтолкнуть машину по доброте душевной. Почему же ты поступил так нелогично? А пока ты думаешь, послушаем психологов, которые уже тянут руку.
Добрым словом или чеканной монетой?
Где-то в твоей голове тихонько гудит маленькое реле. Его задача проста – переключать твое поведение между двумя режимами: социальным и рыночным. Каждому из них соответствует свой набор правил. Когда стрелка показывает на «С», ты готов сделать доброе дело, не требуя ничего взамен: уступить место, придержать дверь, донести окурок до ближайшей урны, усадить правильной стороной вверх пьяного приятеля в такси. Но лишь только тумблер щелкает и стрелка склоняется к «Р», как ты сразу становишься прижимистым индивидуумом, высчитывающим разницу между затраченными усилиями и выгодой.
Если в детстве мама не пыталась продать тебе завтрак, перед тем как отправить в школу, ты воспринимаешь мир социальных отношений как теплый, домашний и дружелюбный. Стихия рынка – противоположная. Оказавшись в ней, мы действуем исходя из шкурных интересов и формулы «баш на баш».
В 1996 году Американская ассоциация пенсионеров попросила юристов уменьшить цену за консультацию для пожилых людей. «Не-а», – сказали юристы и, возможно, даже выставили за этот ответ счет. Тогда ААП предприняла неожиданный ход: она спросила юристов, а не могли бы те консультировать стариков бесплатно. «Почему бы и нет», – согласились юристы.
Механика этой истории почти точно повторяет случай с твоим отказом подтолкнуть машину за стольник. Когда к крючкотворам обратились в терминах рынка (гонорар, почасовая оплата), внутреннее реле переключило их в коммерческий режим и они решительно воспротивились работать за копейки. А когда ААП перевела разговор на социальный уровень и просто попросила о помощи пенсионерам, юристы повели себя как порядочные члены общества.
Исследуя разницу между социальным и рыночным поведением, психологи Джеймс Хейман и Дэн Ариели провели следующий эксперимент. От участников требовалась сущая ерунда – в течение пяти минут перетаскивать на компьютере мышкой одни геометрические фигуры в другие. Подопытных разделили на три группы: первые получали за «работу» 5 долларов, вторые – 50 центов, а третьих привлекли за спасибо. Сравнение результатов первых двух групп еще раз доказало: как мы получаем, так мы и работаем. Пятидолларовые в среднем перетащили 159 фигур, а пятидесятицентовые – всего 101. Но гораздо интереснее, как справились те, кто помогал психологам от чистого сердца. Показатель третьей группы был самый высокий – 168.
Прибавочная стоимость прибавочной стоимостью, но человек, к счастью, остается по преимуществу существом социальным, а не рыночным. Поэтому, если нас не соблазнять звоном монет, мы скорее и лучше сделаем что-то за так, чем попытаемся нажиться. На форумах программистов люди часто тратят часы личного времени, из спортивного интереса помогая незнакомцу решить проблему с его кодом, забыв о собственной работе и давно остывшем на кухне ужине.