Карабах не выдержит двоих
Если ты ничего не понимаешь в запутанном армяно-азербайджанском конфликте, то читай нашу статью. Мы запутаем тебя еще больше.
Беда слов в том, что они значат совсем не то, что нужно, а беда законов человеческих в том, что они все написаны словами. Лекс действительно дура сплошь и рядом*.
Ведь когда мы пытаемся разобраться в карабахском конфликте, то слова и законы начинают очень плохо нам служить. Например, если какие-то турки, граждане Османской империи, теперь не называются турками, они все еще турки или нет? А если империя перестала быть Османской и вообще перестала быть империей, а стала совсем другой страной, она теперь та же страна или не та же? А если у человека есть пять бумажек о том, что этот дом – его, а у другого человека шесть таких же бумажек, то кто хозяин дома? А если у твоего дедушки украли шляпу, а потом ее честно кто-то купил в магазине, то можешь ли ты сорвать шляпу с неположенной головы? Тут еще нужно учесть, что твой дедушка сам в свое время честно купил эту шляпу в магазине, а до этого ее украли у прадедушки нынешнего вора...
*Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «Если ты вдруг не в курсе, то «Dura lex, sed lex» – это латинская поговорка, означающая «Закон суров, но это закон». «Суров», а не «дура». Про «дуру» автор шутит. По большей части».
Особенно плохо человеческими законами решаются имущественные конфликты между родными и соседями. Тут все базовые принципы справедливости завязаны такими хитроумными узлами, что судьям проще отравиться бледными поганками, чем вынести поистине мудрый вердикт.
Так вот, армяно-азербайджанский конфликт вообще не решается человеческими средствами. Никоим образом. Потому что тут полностью правы и совершенно неправы обе стороны. Сейчас сам в этом убедишься.
Древняя история вопроса
По-хорошему стоило бы начать с государства Урарту, потому что все истоки там. По крайней мере, с точки зрения армян. По их мнению, еще во втором тысячелетии до нашей эры на территории, которую сейчас занимают Турция, Армения, часть Ирана и часть Азербайджана, существовала страна, населенная армянами. Ну хорошо, ближайшими предками армян, то есть армянами. О чем тут спорить? Если от урартийцев произошли армяне, то урартийцы – это армяне и есть, не так ли? Так вот, четыре тысячи лет назад армяне жили в Урарту...
– Так, говорят азербайджанцы, – вы эти спекуляции прекратите. Во-первых, никто еще не доказал, кто именно жил в Урарту. И откуда там взялись армяне, это еще выяснить надо. А может, и не надо – какая разница, кто и когда там жил? На этой планете все живут черт знает где, мы по ней бегаем туда-сюда толпами испокон веков, и, если сейчас начать разделять земли по принципам автохтонности, то все нынешние народы могут пойти и утопиться, предварительно выкопав из праха веков всех этих гергесеев, иевусеев, аморреев, кривичей и вятичей, не говоря уж о неандертальцах. Ах, они все вымерли, переродились и переобулись? Какая досада, право!
– Но мы-то не вымерли, говорят армяне, – мы уже в пятом веке до нашей эры назывались армянами и говорили на протоармянском языке! Пока предки некоторых народов свисали вниз головой с пальмы, у нас уже была богатейшая, развитая культура! Мы жили тут, не тужили... Хотя, конечно, тужили. О, сколько скорбей выпало на нашу долю! Нас терзали шумеры и мидийцы, а про персов и говорить нечего. И даже греки со своим Александром... Но Великая Армения (да-да, именно так и назывались все эти земли!) выстояла. Мы разводили лошадей и поставляли их в армии всего мира! Ах, какие это были прекрасные скакуны! Мы ткали, и ковали железо, и лили бронзу, и возделывали земли, и прокладывали каналы, превращая пустыни и мрачные горы в цветущие сады. Но потом пришли римляне и забрали половину нашей земли. Сделали своей провинцией.
А другую половину забрали персы, сасаниды, это которые сейчас иранцы.
– Ну вот, – говорят азербайджанцы, – на том и конец пришел Армении, не о чем тут говорить. Не было тут больше никакой Армении.
– Была, – говорят армяне, – у нас даже цари свои были. Раньше завоеватели умели вести себя прилично и оставляли определенную автономию захваченным странам.
– Но земля-то уже была не ваша?
– Наша! В пределах Римской империи и Ирана, но наша! Мы первыми в мире христианство приняли! К нам пришли апостолы Христа Фаддей и Варфоломей, и мы почти сразу от них его и приняли, всего-то через двести лет. При царе Трдате Третьем! А вы даже имя его выговорить не можете! И при римлянах с сасанидами мы процветали и мирно жили с соседями – нет, не с хозяевами, а с соседями. Говорим же, у нас автономия была... почти... Были мир, дружба и лаваш! А потом, в седьмом веке, пришли ваши арабы и захватили нас, разорили и разграбили.
– Ну, – говорят азербайджанцы, – положим, арабы были не совсем наши, хотя религия у них была правильная, ислам. Но только вас они не захватывали. Не было никаких «вас». Они отняли часть земли у Византии, часть – у Ирана...
– Это была Армения!
– По документам это была Византия. И Иран. И они честно признали поражение и отдали эти земли арабам. И уж если на то пошло, армяне, жившие на тех землях, признали, что арабы – их хозяева. И двести лет сидели под арабами и не петюкали!
– А какой у нас был выбор? – возмущаются армяне.