«Мамы в восторге»: как частные детские сады и спортивные секции подстроились под пандемию
Детские сады, футбольные и танцевальные школы осваивают онлайн-формат и сокращают расходы, чтобы после пандемии вернуться в офлайн
В рейтинге 30 самых выгодных франшиз 2019 года по версии Forbes шесть компаний представляли детский сектор. Две из них стали победителями в своих категориях, зафиксировав растущий спрос на услуги по организации образовательного и спортивного досуга детей. Как франшизы, изначально ориентированные только на офлайн-занятия, выживают во время пандемии?
Растущий организм
«Это был суперпродуктивный год», — вспоминает 2019 год генеральный директор «Чемпионики» Руслан Баширов. И эта фраза довольно точно характеризует развитие детского сектора франчайзинга до пандемии. «Чемпионика» в 2019-м заключила 70 новых договоров по трем направлениям (футбол, танцы и программирование), увеличив выручку головной компании в 2 раза.
Футбольная школа «Юниор» запустила совместный проект с московским «Спартаком», в рамках которого открылось уже 100 филиалов, и начала развивать другие образовательные темы: актерское мастерство, видеоблогинг и прочее. 2019-й компания, владеющая франшизами «Юниор», «Спартак Юниор» и «Русский балет», завершила с приростом выручки на 80%.
У франчайзера «Дети на паркете» совокупный доход по сети вырос за год на 15% до 76,7 млн рублей. Кроме того, владелец компании привлек 13,5 млн рублей инвестиций под новый проект — «Кидкорт», сеть мультиформатных физкультурно-оздоровительных центров. Два успели открыть до начала карантина.
Детских садов Sun School в 2019-м стало на 18 больше, оборот по роялти вырос на 47%. Головная компания увеличила штат сотрудников и перебралась в более просторный офис на Большой Никитской.
Но к весне 2020-го до России добрался коронавирус — и всем франшизам детского сегмента пришлось осваивать новый способ коммуникации с аудиторией.
Детское время
В середине марта 2020 года, когда из Европы стали приходить все более тревожные новости о коронавирусе, детский сектор почувствовал первые признаки наступающего кризиса. «В такой ситуации мы, наверное, быстрее всех начинаем страдать, — говорит заместитель генерального директора ООО «Сан Скул» Алексей Сячин, — потому что родители особенно волнуются за детей». Так, в секциях «Дети на паркете» еще в марте заметили, что оплаченные абонементы посещаются хуже, а заявки на апрель резко сократились.
«Чемпионика» с середины марта стала пробовать онлайн-занятия и перенастроила рекламную кампанию, подключившись к проектам Nike #Playinside и «Все дети вместе» телеканала Nickelodeon. «Самое сложное было самим поверить, что футбольные тренировки можно перевести в онлайн, — рассказывает Руслан Баширов. — Многие родители и тренеры поначалу были настроены скептически. Но постепенно, когда весь рынок стал вынужденно переходить в онлайн, паттерн поведения поменялся. Но плюс нашего сегмента в том, что у преподавателей налажена коммуникация с учениками и их родителями. Действующие клиенты доверяют тренерам и охотнее готовы пробовать новое».
«Юниор» еще в середине марта взялся за переработку онлайн-платформы и мобильного приложения, куда могут загружать видео как тренеры, так и ученики. «По сути мы очень быстро создали новую и вполне жизнеспособную систему, — рассказывает генеральный директор франчайзера «Юниор» Александр Семенцов. — Ежедневно туда загружается около 1500 видео. Мы предлагаем несколько вариантов онлайн-занятий. И хотя в интернете огромное количество бесплатных уроков, родители выбирают нас, потому что ребенку комфортнее общаться со своим педагогом».