Моисей и все-все-все! Кто такие евреи и почему о них все время говорят?
Евреев в мире 13 миллионов. А, например, бенгальцев — 250 миллионов. Но ты слышал хоть один анекдот о бенгальце? Кто-нибудь подозревал бенгальцев в выпивании воды из крана? У тебя когда-нибудь аккуратно осведомлялись, не бенгалка ли, часом, твоя бабушка? Во-во!
Кто такие евреи и откуда они взялись
Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи — это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.
Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией — занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи — прежде всего благодаря своей идеологии.
Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.
Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.
А в-третьих, они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, — это, конечно, знатная шутка истории.)
Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры).
Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.
При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев — все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.
В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались — кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.
Почему евреи есть, а других — нет
Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.
Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I–II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.